Экономические взгляды Аристотеля. Различение им экономики и хрематистики

Название работы: Экономические взгляды Аристотеля. Различение им экономики и хрематистики

Скачать демоверсию

Тип работы:

Реферат

Предмет:

История экономики, эк-ских учений

Страниц:

16 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Условия формирования экономических взглядов Аристотеля

2. Экономические взгляды Аристотеля

2.1. Обмен и стоимость в трудах Аристотеля

2.2. Деньги

2.3. Взгляд Аристотеля на распределение

2.4. Хрематистика и экономика

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Выдержка:

Введение:

Экономическая наука - продукт Нового времени. Ее возникновение обычно относят к XVIII веку. Однако, многие «кирпичики» новой науки складывались веками.

Само слово «экономика» возникло в Древней Греции от древнегреческого «ойкономия» и его ввел в обращение Ксенофонт. Первый корень этого слова «ойкос» значит «дом». Второй корень, по разным версиям: «ном» — «закон» (как в слове «астрономия») или «нем» — «регулировать», «организовывать».

Так что в буквальном переводе «ойкономия» означает «наука о доме» или «искусство управления домом».

Первым, кто подверг экономические явления анализу и попытался выявить закономерности развития хозяйства был Аристотель (384 - 322 г.г. до н.э.), многие считают его первым экономистом в истории науки.

Аристотель - наиболее всеобъемлющий ум древности, энциклопедия ее науки.

На взглядах Аристотеля основана вся средневековая наука, в том числе и экономическая (так называемые догмы Аристотеля). Он первым поставил проблемы, которые на протяжении многих столетий были наиболее важны для экономистов и являются предметом дискуссий и сейчас. От чего зависят пропорции обмена товаром? Что делает товары сравнимыми? Вклад Аристотеля в экономическую науку заключается в том, что хотя он и не решил данные проблемы, но сумел их грамотно поставить.

В работах Аристотеля содержится анализ капитала, который в Древней Греции существовал в торговой и денежной форме. Для его проведения Аристотель разделяет всю хозяйственную деятельность на две части: хозяйственную деятельность, которая необходима для создания нормальных условий для жизни, Аристотель считал естественной и называл экономикой, а хозяйственную деятельность, которая направлена на получение прибыли, накопление богатства Аристотель считал противоестественной и называл хрематистикой. Особенно негативно он относился к денежному капиталу.

История экономических учений закладывает фундамент мировоззрения будущего экономиста, так как специалист, знакомый с историей науки, глубже оценивает конкретную ситуацию.

Поэтому выбранная тема реферата – «Экономические взгляды Аристотеля. Различение им экономики и хрематистики» - представляется мне интересной и актуальной для рассмотрения.

Глава 2:

Для экономической мысли Древней Греции характерно совместное рассмотрение экономических, политических и этических проблем.

Аристотель не видел отрицательного влияния рабовладельческих отношений на развитие производительных сил. Он считал, что жизнь не может проходить без рабов, поэтому рабство существует в силу экономической необходимости. Согласно Аристотелю, люди от природы не равны. Поэтому не правы те, кто думают, что раб и свободный таковы только по закону, а по природе ничем друг от друга не отличаются, а потому власть господина над рабом, как власть, основанная на силе, несправедлива.

По Аристотелю, одни разнятся от других (рабы и господа), как тело от души, как животное от человека. Первые — это все те, кто занят физическим трудом и для кого это занятие наилучшее. Эти люди в состоянии лишь осуществлять чужой замысел. Они понимают разумное, но сами разумом не обладают, они — одушевленное имущество и орудие господина. Основу богатства и главный источник его увеличения составляли рабы. Аристотель назвал рабов «первым предметом владения», поэтому надо заботиться о приобретении хороших рабов, которые способны долго и усердно трудиться.

А назначение гражданина состоит в том, чтобы развивать свой интеллект, быть свободным от физического труда, принимать активное участие в государственной жизни. Вся же тяжелая физическая работа должна выполняться рабами.

Поэтому у Аристотеля разделение на рабов и свободных объявляется вполне естественным.

Именно эти положения Аристотеля отразили экономическую закономерность в развитии общества на той стадии, когда рабство было основой производства.

Экономические представления Аристотеля примыкают к его этическим и политическим учениям и даются в их контексте. Поэтому главным источником наших сведений об экономических взглядах Аристотеля остаются его “Этика” и “Политика”.

Аристотель впервые исследовал такие явления общественной жизни, как разделение труда, товарное хозяйство, обмен, деньги, два вида стоимости, распределение и т. д.

Обмен

Аристотель с большим упорством пытался понять законы обмена. Он подходит к проблеме исторически. Вначале, по мнению Аристотеля, обмена не было, хозяйство было, как мы бы сейчас сказали, натуральным. В первоначальной семье все было общим, когда же эта первоначальная семья разбилась на много отдельных семей, то члены этих последних стали нуждаться во многом из того, что им недоставало, и сообразно с их потребностями приходилось прибегать тогда к взаимному обмену.

Он исследовал исторический процесс зарождения и развития меновой торговли, превращения её в крупную торговлю. Торговля оказалась силой, способствующей образованию государства. Нужда, т.е. экономическая необходимость, «связывает людей в одно» и приводит к обмену, в основе которого лежит факт общественного разделения труда.

Две формы стоимости

В связи с размышлениями об обмене Аристотель подходит вплотную к пониманию того, что существует не одна, а две формы стоимости: он различает естественную и неестественную полезность вещи.

Пользование каждым объектом владения бывает двоякое. В одном случае объектом пользуются по его назначению, в другом – не по назначению. Для примера Аристотель приводит пользование обувью. «Ею пользуются и для того, чтобы надевать на ноги, и для того, чтобы менять её на что-либо другое» . И в том и в другом случае обувь является предметом пользования. Так же обстоит и с остальными объектами владения – все они могут быть предметом обмена.

Заключение:

Аристотель (384—322 гг. до н.э.) — наиболее крупная фигура среди представителей экономической мысли античного мира. Этот древнегреческий философ, будучи убежденным идеологом сложившихся в его стране натурально-хозяйственных отношений, смог значительно больше других своих современников углубиться в конкретные экономические проблемы. Особое место в его трудах занимает объяснение понятий денег, торговли.

Экономические взгляды Аристотеля формировались в условиях кризиса рабовладельческого полиса, обострения борьбы между аристократией, между богатыми и бедными, между рабами и рабовладельцами, между демократической Афиной и олигархической Спартой. И это, конечно, отразилось в его работах.

В концепции об экономике и хрематистике очевидна недвусмысленная позиция Аристотеля как сторонника натурального хозяйства.

Экономика в суждениях Аристотеля представлена прежде всего важнейшей и почетной деятельностью людей в земледелии, а также теми, кто занят ремеслом и мелкой торговлей. Ее цель — удовлетворение насущных жизненных потребностей человека.

Хрематистику мыслитель сравнивает с беспечным искусством наживать состояние посредством крупных торговых сделок для перепродажи и ростовщических операций. Ее цель беспредельна, так как главное в этой сфере — "обладание деньгами".

Интерес к творчеству этого философа не ослабевает и в наше время, а, быть может, даже усиливается. По сути, Аристотель был одним из первых мыслителей, пытавшихся исследовать экономические законы в современной ему Греции.

Похожие работы на данную тему