Свободные экономические зоны

Название работы: Свободные экономические зоны

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

География, экономическая география

Страниц:

29 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Сущность свободных экономических зон и причины их создания 5

§1.1.Понятие свободных экономических зон 5

§1.2. Основные разновидности СЭЗ 7

§1.3. Типы СЭЗ, организуемых в России 9

Глаа 2. Особенности функционирования СЭЗ в разных странах 11

§2.1. Успешные варианты свободных экономических зон 11

§2.2. Оффшорные зоны 13

§2.3. СЭЗ - действенное направление развития экономики 15

Глава 3. Свободные экономические зоны в России 17

§3.1. История развития свободных экономических зон 17

§3.2. Современное состояние СЭЗ в России 22

§3.3. Некоторые проблемы развития российских СЭЗ 24

Заключение 27

Литература 29

Выдержка:

Введение:

История российского оффшора берет свое начало с 90-х годов, когда наиболее дальновидные руководители регионов уже тогда поняли, что «развитие» российской налоговой системы, ориентированной исключительно на чисто фискальные цели ведет в никуда, и что, в конечном итоге, ответственность за происходящее в большей степени ляжет на местные власти.

Разумеется, изобретение оффшора не является собственностью россиян - в мире давно существует четко отлаженный механизм экономического возрождения достигших кризиса по разным причинам территориальных образований, к числу которых относятся как целые государства, так и районы городов.

Свободные экономические зоны (СЭЗ) прочно вошли в мировую хозяйственную практику и действуют в различных странах. Сейчас в мире, по разным данным, от 400 до 2100 СЭЗ, но, к этому перечню нельзя с полным основанием отнести ни одну российскую, поскольку те образования, которые в России называются "свободными экономическими зонами", не удовлетворяют международным требованиям, предъявляемым к такого рода зонам.

Более того, несмотря на неоднократные попытки создания реально функционирующих СЭЗ в России, они остаются в отечественной экономике явлением скорее экзотическим, вокруг которого на протяжении уже почти 15-ти лет ведутся острые, но далеко не всегда приносящие реальные плоды дискуссии. Судя по остроте этих дискуссий, а также по отсутствию значимых практических результатов деятельности российских СЭЗ, до сих пор нельзя считать вполне ясным: целесообразно и возможно ли вообще их широкое создание в наших условиях? В какой мере эти зоны смогут получить развитие в России, как именно должна при этом сказаться ее специфика? Не являются ли зоны свободного предпринимательства своеобразной "естественной монополией" лишь отдельных приграничных районов России? Насколько обширными могут быть их границы? На каком уровне должны приниматься решения об образовании таких зон, какие процедуры при этом целесообразно применять.

Глава 3:

Процесс создания свободных зон в нашей стране, начавшийся еще в конце 80-х годов, может быть разделен, на несколько этапов.

На первом этапе (конец 80-х - 1990 г.) происходило зарождение самой идеи. По инициативе правительства СССР была разработана так называемая единая государственная концепция свободных зон. Свободные зоны рассматривались как элемент государственной внешнеэкономической политики и способ стимулирования межгосударственных отношений СССР с зарубежными партнерами.

По форме они должны были быть зонами совместного предпринимательства, точнее, компактными территориями с высокой концентрацией предприятий с иностранным участием. Предполагалось, что такие зоны будут создаваться в регионах с развитым научно-техническим потенциалом с целью производства наукоемкой продукции на базе соединения советских технологий и иностранного капитала. Хозяйственно-правовые льготы на территории зон предусматривались только в отношении предприятий с иностранным участием и в пределах, определяемых действовавшими в СССР нормами регулирования иностранных инвестиций.

К началу 90-х годов государственная концепция свободных зон дополнилась множеством региональных инициатив. Эти инициативы получили свое развитие, как только в ходе суверенизации союзных республик рассмотрение вопроса о создании зон было официально перенесено на республиканский уровень: в июле-сентябре 1990 г. ВС РСФСР принял предложения 11-ти региональных советов народных депутатов об объявлении их территорий зонами свободного предпринимательства. Зоны учреждались в городах Ленинграде, Выборге, Находке, Калининградской, Сахалинской и Читинской областях, в Алтайском крае, Кемеровской и Новгородской областях, г. Зеленограде, Еврейской автономной области. В 1990-91 гг. Совет Министров или Верховный Совет РСФСР утвердили по каждой зоне отдельное положение, закреплявшее ее хозяйственно-правовой статус.

Набор предоставленных зонам льгот был практически одинаковым, а сами зоны рассматривались уже не только как внешне - но, скорее, как внутриэкономический феномен, призванный создать противовесы централизованной системе хозяйствования.

Хотя принятые решения способствовали притоку в зоны иностранного капитала, они не были до конца продуманы ни с точки зрения их реализуемости, ни по своим последствиям.

Во-первых, предполагаемые масштабы зон, когда они охватывали не только небольшие территории, но и обширные области и целые края, были заведомо нереальными из-за требуемых колоссальных капиталовложений и проблем соблюдения на больших территориях особых таможенных процедур.

Во-вторых, массовая раздача зональных преференций отдельным территориальным образованиям без четких на то критериев спровоцировала волну самостийного возникновения новых зональных структур, когда та или иная территория объявляла о принятии ею соответствующего статуса, лоббируя его утверждение в верхах. Руководство России оказалось под массированным давлением: в 1991 г. около 150 регионов добивались образования на своих территориях свободных зон. Такая активность местных властей отражала их стремление хоть как-то бороться с кризисными процессами, отгородиться с помощью статуса зоны от массы различных проблем, нахлынувших, как им представлялось, из центра.

Заключение:

Рассматривая СЭЗ как важную составную часть современной ры¬ночной экономики, не следует преувеличивать их роль и значимость. Опыт функционирования СЭЗ во многих странах мира свидетельствует об их ограниченном вли¬янии на развитие национальной экономики, об их использовании в достаточно жестко запрограммированном направлении. Как отме¬чалось выше, в промышленно развитых странах СЭЗ представляют собой инструменты урегулирования некоторых проблем региональ¬ной политики, а также стимулирования внешнетор¬говых связей.

В ряде развивающихся стран Азии и Дальнего Востока создание СЭЗ используется гораздо шире; подобная практика стала важным элементом промышленной внешнеэкономической, научно-техни¬ческой политики. Именно здесь СЭЗ имеют явно анклавный харак¬тер, представляя «полюса экономического роста».

В развивающихся странах Латинской Америки политика свобод¬ных зон охватывает региональные и внешнеэкономические приори¬теты.

При «блочном» поэтапном строительстве рыночной экономики СЭЗ, как свидетельствует мировая практика, например опыт Китая, сравнительно длительное время остаются «вещью в себе», а отнюдь не «полюсами роста», распространяющими свое влияние на остальное экономическое пространство. В условиях «широкозахватного» метода строительства рыночной экономики СЭЗ не могут не при¬влекать помимо позитивного предпринимательства многочисленные криминальные элементы, оставаясь также достаточно длительный период образованиями анклавного характера.

Критически оценивая мировой опыт создания и функциониро¬вания СЭЗ, можно предположить, что для России, обладающей многообразными отраслевыми, транспортно-региональными и дру¬гими особенностями, механизм свободных зон может стать важной составной частью национальной стратегии развития.

Похожие работы на данную тему