Творческие способности личности

Название работы: Творческие способности личности

Скачать демоверсию

Тип работы:

Контрольная работа

Предмет:

Психология

Страниц:

18 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ СПОСОБНОСТЬ 5

2. СПОСОБНОСТИ И ОДАРЕННОСТЬ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18

Выдержка:

Введение:

Вопрос, который рассматривается в данной работе - это вопрос о развитии умственных способностей человека, об одаренности, гениальности. И, самое главное, - какое влияние на эти способности оказывает развитие творческого потенциала ребенка, каким образом психологически правильно развивая вооб-ражение, обогащая духовный и культурный уровень можно достичь качествен-ного улучшения процессов мышления.

Направления психологии, изучающие взаимосвязь процессов мышления и активного творческого воображения в свете развития духовности, наиболее ак-туальны для человечества.

В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Правда, все они всего лишь капля в море психологических проблем, появляющихся у учителей и родителей одаренных детей в наше время, когда информация меняется каждые пять лет, а порой и чаще. Нынешним школьникам приходится вмещать столько в свою память, что порой их молодая неустойчивая психика не выдерживает таких нагрузок. От-сюда эмоциональные срывы, подавленность. Тут уже не приходится говорить о развитии творческого потенциала, требующего бережного, вдумчивого отно-шения, происходит непрерывная гонка за количеством и качеством знаний.

В этой связи хочется отметить работы известного психолога, доктора пси-хологических наук Н. Лейтеса. Его работы по изучению психики одаренных детей занимают видное место в русской психологии. Многие психологические принципы развития творчества у детей младшего школьного возраста выдви-нули Н.Н. Поддьяков, Д.Н. Узнадзе, А.В. Запорожец, А. Матюшкин.

Огромную работу как теоретик проделал В.А. Моляко. Он глубоко изучил проблемы психологии творчества. Особенно ценна его разработка подхода к изучению одаренности, где он наиболее полно структурировал это психологи-ческое явление.

Глава 2:

Каждой ступени детства присуща своя и для последующих возрастов не характерная готовность, расположенность к умственному росту. С точки зре-ния предпосылок развития дети как бы одареннее взрослых; но очень важно не упустить эти, на время возникающие внутренние условия развития.

Многое в способностях растущего человека зависит от того, что же сохра-нится и будет развито из тех свойств, которые выступают в различные периоды детства,- и насколько скажется это на чертах интеллекта.

Известно, что темп возрастного развития - неравномерен: наблюдения ря-да психологов (Эльконина, Давыдова, В. В. Клименко, Н. Лейтеса) за умствен-ным ростом учеников на протяжении ряда лет сталкивают с такими явлениями, как убыстрение или замедление умственного подъема, неожиданные “взлеты” или задержки, причем у каждого - в свои возрастные сроки. Это обнаруживает-ся и в относительно одинаковых условиях обучения и воспитания. Такого рода различия между детьми позволяют говорить о разных вариантах, типах возрас-тного развития. Основываясь на этих наблюдениях, Н. Лейтес выдвинул сле-дующую гипотезу возникновения одаренности. Ключ к пониманию раннего расцвета интеллекта в том, что у таких детей, вследствие очень быстрого темпа развития, происходит сближение, а затем и совмещение во времени возрастной чувствительности, свойств возрастной одаренности, идущих от разных перио-дов детства. А это, судя по всему, на какое-то время приводит как бы к удвое-нию, а то и многократному усилению предпосылок развития интеллекта!

Рассмотрим с этой точки зрения коренную психологическую особенность выдающихся детей: их чрезвычайную умственную активность, непроизволь-ное, непрестанное влечение к умственной нагрузке. Так вот, это пристрастие к умственным занятиям, к умственному напряжению может быть следствием та-кого хода возрастного развития, когда оказывается возможным одновременное действие, как бы суммирование активности разных детских возрастов. Таким образом, возрастное явление - своеобразие хода развития - сказывается на подъеме интеллекта, выступает как фактор одаренности.

Заключение:

Вне зависимости от системы обучения огромна роль в развитии детей са-мого учителя, особенно в младших классах. В этот период для ребенка еще не так важен социальный статус среди товарищей, как реакция на его деятель-ность взрослых: родителей и на втором, не менее важном месте, учителя.

Также важен стиль преподавания учителя. Считается, что существует два типа учителей: “развивающие” и “обучающие”. “Развивающий” учитель акцент в своей работе, прежде всего, делает на развитие процессов психики (мышле-ние, память, внимание, воображение и т. д.). Меньшее значение имеет количе-ство выполненных заданий, чем качество творческой работы. “Обучающие” учителя большее внимание уделяют показательной стороне обучения, высокие результаты учебной деятельности (техника чтения, контрольные срезы), мень-ше работы ведется на развитие творчества.

К сожалению, даже самые полные и эффективные методики лишь инстру-мент в руках учителя. Лишь умело используя их, можно добиться высоких ре-зультатов.

Усугубляет обстановку и то, что у детей выработался комплекс превосход-ства, который часто поддерживается взрослыми: если ты будешь плохо учить-ся, то тебя выгонят из академического класса, переведут в обычный. Дети при-выкают считать себя избранными, поэтому тяжело переживают неудачи.

Несмотря на развивающую систему обучения, творческая активность у де-тей отстает от образовательных результатов. Мне кажется, что это еще одна проблема системы образования. Часто не от методики преподавания зависит качество воспитания и обучения, а, прежде всего, от собственных достоинств учителя. Как мне кажется, есть необходимость задуматься о системе отбора и подготовки учителей не только с профессиональной точки зрения, но и с эти-ческой, моральной.

Похожие работы на данную тему