Введение
Избранная для реферата тема представляется актуальной ввиду горячего обсуждения разнообразных научных открытий в свете морали и набирающего популярность пессимистического мнения о «повреждении нравов» в результате расцвета мировой экономики за несколько десятилетий после Второй Мировой войны.
Этика экономики – довольно редкая тема исследований. Существует некоторое количество книг и статей на данную тему, но не существует пока серьёзного всеохватного труда о нравственности экономики. Хотя в 1984 году увидела свет книга М.Антонова так и названная: «Нравственность экономики» (см. список литературы), в ней и в её аналогах нет ясных обобщающих выводов о сочетании этики и экономики. К тому же книги, написанные в советские годы безнадёжно устарели, т.к. в них совершенно наивным образом превозносится плановая экономика и очерняется рыночная.
Целью работы является рассмотрение этики науки и нравственной ответственности учёного. Способ достижения цели: от общего к частному, от понятия общенаучной этики – к этике экономиста, с упором на современность. Для освещения проблем нравственного в науке используются отсылки к разнообразным областям человеческой мысли.
2. Новое в постановке проблемы в конце ХХ - начале XXI века
Развитие естественных наук привело человечество к успешному клонированию животных и появлению возможности клонирования человека. Стала горячо обсуждаться проблема эвтаназии – безболезненного медицинского умерщвления неизлечимых больных по их просьбе. Развитие разнообразного оружия, более страшного, чем атомное, появление сильнейших ядов и болезнетворных культур поставило вопрос о том, всё ли можно человечеству знать и уметь.
Лавинообразное развитие информационных технологий обрушило на мир множество жестоких фильмов и компьютерных игр, в которых нормально убивать, мучить и даже смеяться над всем этим. Каждый такой фильм или игра – очень сложный продукт технической мысли, и этот продукт привносит в мир очередную порцию виртуального насилия.
Изменение мироощущения людей к концу ХХ века выразилось в более материалистическом взгляде на мир. Материализм и осознание человеческого бессилия перед лицом огромной Вселенной вызвали ответную реакцию: рост религиозного фанатизма сектантского толка. В этом неустойчивом положении даже учёные исключительно материальных дисциплин стали заниматься вопросами морали. Множество учёных, используя свой авторитет, борются против диктатур, войн и злоупотреблений.
К концу ХХ века научные исследования стали одной из самых престижных и оплачиваемых областей. Даже если отдельные государства, даже, к сожалению, Россия, некогда великая научная держава, не могут обеспечивать деньгами своих учёных, это с большим удовольствием делают корпорации, которые взамен получают уникальные разработки и новую продукцию. Таким образом соприкоснулась этика науки и этика бизнеса: учёный, работающий по заказу, и бизнесмен, платящий учёному, одновременно совершают сделку и сотрудничают во благо науки.
Литература
1. Антонов М.Ф. Нравственность экономики, М., 1984
2. Мораль потребительства: истоки, проявления, критика, М., 1985
3. Мотяшов В.П. Богатство духа и дух богатства, М., 1985
4. Спасибенко С.Г., Козлова О.Н. Потребительство: социально-психологические основы, пути преодоления, М., 1986
5. Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки: проблемы и дискуссии, М., 1986