Теория государства и права

Название работы: Теория государства и права

Скачать демоверсию

Тип работы:

Вопросы

Предмет:

ТГП

Страниц:

10 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

1. Предмет и функции ТГиП

2. Методология ТгиП

3. Место ТГиП в с-ме юрид-ких наук, соотношение с др. обществ. науками

4. Первобытное общество: власть и социальные нормы

5. Неолитическая революция: власть и право в раннеклассовых обществах.

6. Причины, закономерности и формы возник. Г.

7. Основные теории происхождения Г и П.

8. Понятие и сущность Г

9. Типология Г

10. Функции Г

11. Формы осуществления ф-ций Г

12. Понятие механизма Г. Принципы организации и деят-ти госаппарата

13. Понятие и виды государственных органов

14. Принцип разделения властей: теория и практи-ка его осуществления в России

15. Правовое Г в истории политико-правовой мыс-ли

16. Правовое Г: понятие, признаки, проблемы по-строения в России

17. Форма гос-ва и ее эл-ты

18. Монархия: понятие, признаки, виды

19. Республика: понятие, признаки, виды

20. Унитарное Г: понятие, общая хар-ка

21. Федерация: понятие, признаки, виды

22. Политико-правовой режим: понятие, виды

23. Основные подходы к правопониманию

24. Понятие, сущность и содержание права

25. Принципы права: понятие и виды

26. Функции права: понятие и виды

27. Право в системе социальных норм

28. Формы (источники) права: понятие и виды

29. Нормативно-правовой акт: понятие, признаки, виды

30. Понятие и признаки норм права. Классифика-ция норм права

31. Структура нормы права

32. Система права: понятие, структура. Критерии деле-ния права на отрасли

33. Правовая система

34. Общая хар-ка современных правовых систем

35. Правоотношение: понятие, виды, состав

36. Субъекты правоотношений

37. Объекты правоотношений

38. Содержание правоотношений

39. Юридические факты

40. Правотворчество

41. Стадии законотворческого процесса

42. Действие нормативно-правовых актов в про-странстве, во времени и по кругу лиц

43. Систематизация нормативно-правовых актов: поня-тие, значение, виды.

44. Понятие и формы реализации права

45. Понятие и виды актов реализации права, отли-чие их от нормативных актов

46. Применение права как специфическая форма реализации права: понятие признаки. Стадии пра-воприменительного процесса

47. Толкование норм права: понятие и виды

48. Способы толкования. Результаты толкования по объему

49. Пробелы в праве, способы их восполнения

50. Правомерное поведение: понятие и виды

51. Правонарушение: понятие, признаки, виды

52. Состав правонарушения

53. Юридическая ответственность: понятие, при-знаки, виды, цели

54. Правовой статус: понятие, структура, виды

55. Правосознание: понятие, структура, виды

56. Деформация правосознания. Правовое воспи-тание: понятие, цели и средства

57. Правовая культура: понятие, структура, функ-ции

58. Законность: понятие, принципы, гарантии

59. Структура современного Российского государ-ства

60. Формы межгосударственных образований

Выдержка:

1. Предмет и функции ТГиП.

Предмет – правовая действит-ть. В самой ТГиП 2 стороны: гос-во и право, кот. не сущ. др. без друга. Сущ. неск. подходов к изуч-ю предмета: 1. гос-во – творец права, но очевидно, что это не всегда так, гос-во д. открывать право действит-ти. 2. либеральная концепция (право склад-ся в общ-ве): право – продукт жизнед-ти общ-ва, рез-т конфликта интересов людей. Основа права склад-ся в процессе отнош-й людей, а гос-во лишь санкционирует пр-ла или стереотипы по-ведения в той или иной ситуации. Тогда государство, в случае нарушения может принуждать нарушителя к соверш-ю некот. действий. Сейчас принято придерж-ся 1-го подхода.

Правом м. назвать только тот з-н, кот. имеет осно-вание в реальной жизни. Но сущ. ситуации в общ-ве, когда гос-во – творец права. Ех: 1917 год. Именно то-гда было запущено придуманное право, кот. было чис-то умозрит. В рез-те его многие не любили и не пони-мали, почему они должны поступать так, а не как при-выкли. Поэтому, часто наряду с подобным правом, д-ет жестко организованный мех-м навяз-я новых поня-тий, з-нов, привычек и т.п., т.е. прибегая гораздо чаще, чем треб-ся при норм. полож-и дел к з-нному или нез-нному принужд-ю (репрессиям) или прибегать к терро-ру, т.к. запуганными легче управлять.

ТгиП как фундаментальная наука выполняет ряд важных ф-ций: онтологическая, гносеологическая, эв-ристическая, методологическая, политико-управленческая, идеологическая, практически-организаторская, прогностическая. Ф-ции ТгиП взаи-мосвязаны, дополняют друг друга. Лишь взятые в единстве, в системе они дают полное представление о назначении ТгиП.

2. Методология ТгиП.

Каждая наука в процессе познания своего предмета выраба-тывает свой метод. Имеет его и ТГП. Методология (от греч. «ме-тод» – путь к чему-либо и «логос» – наука) – это теоретическое обоснование используемых в науке методов познания окружаю-щей нас действительности, учение о научном методе познания. Методологической основой ТГП является философия, представ-ляющая собой развитую форму мировоззрения на основе рацио-нального объяснения мира и человека.

В ТГП познание имеет своей главной целью выяснение истины для того, чтобы преобразовать существующую действительность, опираясь на объективный критерий – практику. Во-первых, сами понятия (категории) рассматриваются как такие мысленные обра-зы, которые выработались в длительной исторической практике познания и преобразования людьми своих жизненных условий. Во-вторых, теоретические выводы сверяются с действующей практикой, т.е. явлениями реальной общественной жизни. В-третьих, эти выводы проверяются в своей исторической истинно-сти в качестве установок на творческое преобразование сущест-вующих условий.

Обобщая закономерные связи природы и общества, фило-софские категории выступают и как категории мышления, позна-ния и поэтому имеют общее методологическое значение, игра-ют роль опорных пунктов всякого познания, являются одновре-менно и логическими категориями.

ТГП, используя уже выработанные понятия (категории), изучая данные институты под углом зрения содержания этих ка-тегорий, прослеживает, какое выражение они получают в иссле-дуемой области.

ТГП, изучая общие закономерности динамики госуд-но-правовых явлений, вскрывает тенденции и намечает прогнозы развития Г и П, вырабатывая и более конкретные, рациональные практические выводы и рекомендации. Нужно только постоянно помнить, чтобы эти рекомендации опирались не только на общие соображения, но и на конкретный анализ явлений действительности.

ТГП в процессе познания государственно-правовых явлений ис-пользует: а) общенаучные методы (формально-логический, со-циологический, системный, структурно-функциональный, конкрет-но-исторический, статистический и т.п.); б) общелогические мето-ды теоретического анализа (анализ, синтез, обобщение, сравне-ние, абстрагирование, аналогия, моделирование); в) частнонауч-ные методы (сравнительного правоведения, технико-юридического анализа, конкретизации, толкования и т.п.).

Итак, метод ТГП сложен по своей структуре. Он представляет собой внутренне организованную систему общефилософских, общенаучных и частнонаучных принципов, приемов, средств по-знания государственно-правовой надстройки. Методология не может оставаться раз и навсегда данной, неизменной во всех частях. Она постоянно обогощается, подчиняясь задачам все бо-лее глубокого изучения предмета исследования – государства и права, которые находятся в постоянном развитии.

Т.о., М ТГП – это применение обусловленной материалистиче-ской диолектикой совокупности определенных теоретических принципов, логических приемов и специальных способов иссле-дования государственно-правовых явлений.

58. Законность: понятие, принципы, гарантии.

З-сть – конституц. принцип точного и неуклонного собл-я з-на всеми гр-нами, должн. лицами, госслужа-щими и гос-вом. Она имеет неск. уровней: 1)гр-не и их объед-я 2)з-нность в д-ти гос. аппарата 3)з-ность в д-ти самого гос-ва (нужно отличать з-ть от директив-ти, кот. м. противоречить з-ну)

Сущ. неск. видов директив-ти: 1)хоризматическая – соотв-е д-й потр-тям, целям, интересам общ-ва 2)традиционная 3)идеологич. – если з-н противоречит иделогии общ-ва (у нас в стране склад-ся директивн-ть д-й президента).

Принцип законности (законы должны быть право-мерны): 1)Одинак. понимание з-нов 2)Необх-ть нали-чия и собл-я процессуальных норм, обесп-щих защиту з-нных прав S-та 3)Обесп-е правосудия.

Правопорядок – часть обществ. пор-ка, сформ-ся на осн. собл-я принципов з-нности. Оно за-вис. от гос-ва, д-ти органов и должн. лиц.

Похожие работы на данную тему