Несостоятельность (банкротство) юридического лица. Процессуальные особенности рассмотрения дел о банкротстве

Название работы: Несостоятельность (банкротство) юридического лица. Процессуальные особенности рассмотрения дел о банкротстве

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Финансовое право

Страниц:

34 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

Оглавление

Введение

1.Понятие банкротства

2. Порядок рассмотрения дел о банкротстве в арбитражном суде

3. Процедуры банкротства

3.1 Наблюдение

3.2 Внешнее управление

3.3 Конкурсное производство

3.4 Мировое соглашение

4. Заключение

5. Список использованной литературы

Выдержка:

1. Понятие банкротства

Прежде чем говорить о понятии банкротства, необходимо сказать несколько слов о критерии несостоятельности (банкротстве). Выбор здесь у законодателя был невелик, все существующие в различных законодательствах подходы к определению несостоятельности должника можно свести к двум вариантам: в основе признания должника банкротом предусматриваются либо принцип его неплатежеспособности (исходя из анализа встречных денежных потоков), либо принцип неоплатности (исходя из соотношения активов и пассивов по балансу должника). Ранее действовавший закон 1992 года в качестве критерия несостоятельности использовал принцип неоплатности, что затрудняло и затягивало рассмотрение дел, в ущерб интересам кредиторов, позволял крупным предприятиям, не опасаясь банкротства, длительное время не оплачивать полученные товары (оказанные услуги или выполненные работы) и использовать денежные средства своих кредиторов в качестве собственных средств с тем условием, чтобы кредиторская задолженность не превышала балансовую стоимость активов. И как показывает практика, арбитражные суды признавали банкротами в основном лишь небольшие предприятия. П.2 ст.1 Закона 1992 года, гласящий, что внешним признаком несостоятельности является приостановление его текущих платежей, тоже вызывал определенные споры. Согласно закону, если предприятие раз в месяц осуществляло платеж в размере 10-ти рублей и одновременно имело многомиллионную задолженность, то можно было констатировать факт отсутствия одного из основных признаков банкротства. Неоднократно вставал вопрос об исчислении «трех месяцев со дня наступления сроков исполнения» обязательств. Будет ли перечисление должником своему кредитору суммы в размере одного рубля означать, что с этого момента необходимо заново исчислять новый трехмесячный срок.

3. Процедуры банкротства

3.1 Наблюдение

Для российского законодательства, введение наблюдения в процесс банкротства является новой процедурой. Процедура наблюдения осуществляется в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа его финансового состояния. Она не была предусмотрена ранее действовавшим законодательством о несостоятельности, которое не обеспечивало в должной мере баланс интересов сторон (должника и кредитора). С момента подачи заявления о несостоятельности до начала рассмотрения дела и назначения реорганизационных или ликвидационных процедур всегда проходило некоторое время, в течение которого должник имел возможность распорядиться имуществом. Это могло привести к злоупотреблениям с его стороны, а следовательно, к ухудшению положения кредиторов. Как отмечает О. Никитина: «Ее смысл состоит в том, что на момент принятия арбитражным судом к производству заявления о банкротстве должника еще не ясно, является ли он фактически несостоятельным (т.е. в состоянии ли он удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и/или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в полном объеме), а введение наблюдения и ограничение полномочий его руководителя позволит установить платежеспособность должника и сохранить его имущество. Кроме того, процедура наблюдения является разумным компромиссом между соблюдением интересов организации-должника и кредиторов».

Наблюдение – обязательная стадия разбирательства дела о банкротстве. Наблюдение не может быть осуществлено в случае отсутствия неплатежеспособного должника и не назначается арбитражным судом в отношении ликвидируемого юридического лица и неплатежеспособных организаций, осуществляющих незаконное привлечение денежных средств. Данная процедура не применяется в случае банкротства граждан, не являющихся предпринимателями.

Наблюдение вводится с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом (ст.56 Закона) сроком на 3 месяца и может быть продлено на 2 месяца.. Из анализа ст.56 и п.2 ст. 41 Закона можно сделать вывод о том, что моментом введения процедуры наблюдения является вынесение арбитражным судом определения о принятии заявления.

С момента введения процедуры наблюдения законом (ст.57) устанавливается особый порядок предъявления имущественных требований к должнику, в частности: кредиторы не вправе обращаться к должнику в целях удовлетворения своих требований в индивидуальном порядке (п.4 ст.11). Временный управляющий обязан установить кредиторов должника и определить объем их требований. С этой целью временный управляющий извещает кредиторов о возбуждении дела о банкротстве. В течение месяца с момента получения такого извещения кредиторы должны направить свои требования должнику и в суд, за исключением требований, которые считаются установленными (требования, подтвержденные судебным решением, либо принятые должником). Установленные требования вместе с необходимыми документами, позволяющими их считать установленными (п.4 ст.63) направляются временному управляющему (п.1 ст.63).

По требованиям, которые должник считает неустановленными, он вправе в недельный срок с момента получения этих требований направить свои возражения в суд, кредитору, а также временному управляющему. Арбитражный суд выносит решение по данным требованиям (см. ст.46). Непредставление должником возражений является основанием для признания данных требований установленными.

Список использованной литературы

Нормативные акты:

1. АПК РФ от 5 апреля 1995 г. // Сборник федеральных и конституционных законов, 1995 г., выпуск №10.

2. ГК РФ 1996 г. – М., 1997 г.

3. ГПК РСФСР от 11 июня 1964 г с изменениями и дополнениями.

4. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. – М., Юридическая литература, 1993 г.

5. Письмо ВАС РФ от 25 апреля 1995 г. №С1-7/ОП-237 по обзору практики применения арбитражными судами законодательства о несостоятельности (банкротстве). // Вестник ВАС РФ, 1997 г., №10.

6. Постановление Правительства РФ от 17 февраля 1998 г. №202 «О государственном органе по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению».

7. Постановление Правительства РФ от 22 мая 1992 г. №476 «О мерах по повышению эффективности применения процедур банкротства».

8. ФЗ РФ от 19 июля 1997 г. №105-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ РФ «О государственной пошлине». // Вестник ВАС РФ , 1997 г., №9.

9. ФЗ РФ от 8.02.98 «О несостоятельности (банкротстве)».

Источники:

1. Баренбой П. Правовые основы банкротства. – М., Тейс, 1995 г.

2. Весенева Н. Слушается дело о банкротстве. // Бизнес–адвокат, 1998 г., №3.

3. Витрянский В.В. Реформа законодательства о несостоятельности (банкротстве). // Вестник ВАС РФ , 1998 г., №2.

4. Жилинский С.Э. Правовая основа предпринимательской деятельности (предпринимательское право). Курс лекций. – М., Норма-Инфра, 1998 г.

5. Комментарий к ГК РФ части первой (постатейный). Под ред. Садикова О.Н. – М., 1997 г.

6. Лившиц Н.Г. Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде. // Специальное приложение к Вестнику ВАС РФ , 1998 г., №2.

7. Никитина О. Банкротство под наблюдением. // Бизнес-адвокат, 1998 г., №14.

8. Никитина О. Конкурсное производство. // Бизнес-адвокат, 1998 г, №15, 16.

9. Никитина О. Процедура наблюдения. // Специальное приложение к Вестнику ВАС РФ, 1998 г., №2.

10. Постатейный комментарий к ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)». // Вестник ВАС РФ , 1998 г.

11. Справочный материал арбитражного суда. // Вестник ВАС РФ, 1998 г., №2.

Похожие работы на данную тему