Правовое положение религиозных объединений

Название работы: Правовое положение религиозных объединений

Скачать демоверсию

Тип работы:

Отчет по практике

Предмет:

Гражданское право

Страниц:

78 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

1- Ведение - 2

2- Приобретение религиозной организацией статуса юридического лица и ликвидация религиозной организации. - 12

3- Создание религиозной организации.-12

4- Государственная регистрация религиозных организаций. - 27

5- Ликвидация и запрет деятельности религиозной организации. - 39

6- Правоспособность религиозной организации.-46

7- Права религиозной организации в области религиозной деятельности. - 46

8- Специфика прочих гражданских прав религиозной организации. - 57

9- Заключение. - 65

10- Список используемой литературы. - 75

Выдержка:

ВЕДЕНИЕ

В последние годы были широко открыты врата отечественного гостеприимства для иноверческой и инославной проповеди, для основания религиозных организаций практически любого толка. То, что некоторые пришельцы сразу же покажут свои нерелигиозные намерения, и то, что экзотический энтузиазм с их стороны скоро исчерпает себя, было ясно с самого начала, и мы старались успокоить особо встревоженных радетелей российской православной самобытности.

Истинную же тревогу вызывало обстоятельство, связанное с отсутствием государственного правового регулирования отношений между различными по вероисповеданию религиозными движениями в России, так как прежние власти не допускали межрелигиозного общения и всячески стремились внести разделение и внутри каждой Церкви. Тем более общество и традиционные для России Церкви и религиозные организации оказались неподготовленными к пришествию новых для нас западных и восточных религиозных, миротворческих и благотворительных инициатив. Эта неподготовленность часто находила свое выражение в немотивированной агрессивности и непонимании. Мы, пребывавшие в состоянии почти полной изоляции, были потрясены встречей с иной культурой. Люди зачастую ходили на встречу с инославными проповедниками, потому что они хотели посмотреть на живого иностранца. Этот культурологический шок давно прошел, но проблемы межрелигиозных и особенно межконфессиональных отношений остались.

В прошлые годы мы краем уха слышали, что наша страна к середине 70 годов в основном признала и подписала международные декларации о гражданских и религиозных правах человека. К сожалению, такие документы не были широко доступны, и наше внутреннее законодательство не только не было согласовано с этими пактами, но долгое время приоритет международного права над национальным законодательством в этой области правоотношений не признавался. Внутри Церкви эти документы оставались именно "декларациями", по сути, пустым звуком, а наше сознание универсальности религиозного права по-прежнему оставалось в плену вековечных представлений о собственной национально-религиозной самодостаточности и даже превосходстве.

Не раньше 1995-1996 годов мы смогли полностью прочитать тексты правозащитных документов, но и после этого далеко не все в Церкви смогли до конца понять их смыслы. Было непонятно, как это: "Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных порядков" (Всеобщая декларация прав человека. ст. 18). Было совершенно непонятно, почему "каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения и что это право включает в себя свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи (с известными ограничениями по существу той информации. -) независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати... или иными способами по своему выбору". Остается и до сего дня неясным смысл запрета "всяких выступлений в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющих собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию" ( Mеждународный пакт о гражданских и политических правах. ст. 18, 19).

Полному пониманию этих принципов особенно сегодня, когда большинство военных конфликтов имеет в своей основе вражду и ненависть, исходящие из межрелигиозных столкновений, мешает неумение различать правовой и вероисповедный аспекты в отстаивании своих религиозных прав. Наша Церковь еще очень далека от представления о том, что совершенно неизбежно одновременное, равноправное и очень близкое сосуществование самого широкого многообразия Церквей при их особенных культовых, вероисповедных или организационных формах, потому что это вытекает из сути Божественного закона о Церкви: "Да будут все едино" (Ин. 17, 21), где сам призыв Господа к единению означает наличие многообразия. Основная идея всех общепризнанных в международных пактах гражданских прав и свобод очень проста: каждый может ожидать соблюдения его собственных прав только при условии, что он сам обязуется соблюдать права других. Вот почему есть все основания считать эту идею равноправия всех людей любовью, которую проповедует любая религия в своем вероисповедном каноне, но которую не всегда осуществляют в полноте церковные или религиозные общества или отдельные люди. Заповедь о любви составляет основу иудейского закона (Втор., 5, 16-21). Господь Наш Иисус Христос сказал всем: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга" (Ин. 13, 34).

Подавляющее большинство правительств стран мира выступает за соблюдение принципа свободы религии. И в самом деле, большинство этих правительств используют в своей практике по крайней мере один из международных инструментов, позволяющих эффективно защищать это право граждан. Так, например, 144 страны являются участницами Международной конвенции о гражданских и политических правах, которая признает право каждого человека "исповедовать или принимать религиозную веру по своему выбору" и "и индивидуально, либо в сообществе с другими людьми, публично или частным образом воплощать свою веру в богослужении и богопочитании, религиозной практике или наставничестве". Все страны взяли на себя обязательство "не прибегать к дискриминации по религиозному признаку".

Несмотря на существование этого и других широко принятых международных инструментов, защищающих свободу религии, в некоторых странах все-таки сохраняется заметный разрыв между словом и делом в этой сфере. Преобладающая часть населения мира живет в странах, где свобода религии ограничивается или вообще не существует. Этот разрыв между словом и делом объясняется целым рядом причин. Дискриминационное законодательство или политика ущемления прав и свобод некоторых религиозных общин

Некоторые правительства внедряют в практику законы или правила, которые дают преимущества одним религиям и ставят в ущербное положение другие. Довольно часто это обстоятельство является следствием исторически сложившегося господства одной религии в конкретной стране и может рассматриваться как отражение широкого социального скептицизма по поводу новой религии или религии, исповедуемой меньшинством. Иногда это явление является следствием долгого пребывания страны под коммунистическим правлением, в условиях которого всякая религиозная деятельность была запрещена или в лучшем случае находилась в загоне. Скептицизм или даже страх в отношении некоторых или всех религий в таких странах по-прежнему существует в разных сегментах общества. В ряде случаев это ведет к ущемлению религиозной свободы.

Правительство Азербайджана ограничивает религиозную деятельность иностранцев, а также азербайджанцев, которые, по мнению властей, принадлежат к нетрадиционным религиозным группам. К числу ограничений относятся сложные процедуры регистрации, ограничения в вопросах обращения в другую веру, а также препятствование распространению печатных материалов. Власти разгоняли собрания христиан-пятидесятников и Свидетелей Иеговы, подвергали их запугиванию, арестам, задержаниям, не давали им выступать с проповедями, штрафовали, а в случаях с иностранными гражданами высылали из страны. Большинство групп, в отношении которых применялись эти меры, отмечали, что подобные кампании проводятся спорадически и что в основном такие группы действуют беспрепятственно.

В Белоруссии продолжает действовать постановление правительства 1995 года о регулировании деятельности служителей культа, что говорит о попытке правительства защитить и укрепить одну религию за счет других. Некоторые религии, которые правительство считает "нетрадиционными", в том числе некоторые протестантские вероисповедания, а также белорусскую православную автокефальную церковь — не имеют право на регистрацию и управляются из-за рубежа.

Вопросы обеспечения права на свободу совести и вероисповедания непосредственно касаются соблюдения основных прав и свобод человека . Вступивший в силу 1 октября 1997 г. ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" создал правовую базу для реализации свободы совести и вероисповедания. На 1 января 2000 г. в России насчитывалось 17400 зарегистрированных религиозных объединений около 70 различных конфессий. В последние годы значительно расширилась сфера их деятельности. Помимо культовой практики они активно занимаются благотворительностью, помощью социально незащищенным слоям населения, вносят свой вклад в борьбу с пьянством, наркоманией, преступностью, что находит положительный отклик в обществе и пользуется поддержкой государства.

Статья 28 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Как правило, люди исповедуют какую-либо религию именно совместно, объединяясь для этой цели в религиозные объединения. Данным объединениям для осуществления религиозной деятельности приходится вступать в различные правоотношения, прежде всего гражданско - правового характера. А поскольку гражданское законодательство России признаёт в качестве участников регулируемых гражданским законодательством отношений только граждан и юридические лица (п.2 ч.1 ст.2 ГК РФ), то и религиозным объединениям для полноценного функционирования необходимо приобрести соответствующий статус. Религиозным объединениям как юридическим лицам в Гражданском Кодексе РФ посвящена всего одна статья — 117ая, причём наряду с религиозными объединениями эта статья касается и общественных объединений. Однако ч.З данной статьи указывает, что "особенности правового положения религиозных организаций как участников отношений, регулируемых настоящим Кодексом, определяются законом".

Хроника обсуждения и принятия федерального закона " О свободе совести и о религиозных объединениях " представляет собой увлекательный триллер. Было множество интриг, нечестности, прямой лжи и подлогов, о чем, в частности, заявили представители протестантских конфессий. По словам президента Христианского юридического центра В. Ряховского, представители некоторых конфессий подписали обращение к депутатам с условием, что поправки, предложенные ими на заседании Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ 1 сентября, буду т учтены и приложены к тексту законопроекта, направляемого в ГД РФ. "Но получилось так,- сказал юрист, - что в Государственную Думу поступил законопроект без учета этих предложений". "Президенту доложили, что все одобрили этот компромиссный законопроект, но осталось в тени то, что они одобрили его с учетом своих замечаний. На заседании Комитета защиты религиозной свободы в Институте религии и права представители этих конфессий приняли решение заявить о том, что "они не поддерживают компромиссный законопроект в той части, в какой не были учтены их предложения", а также "считать недействительными их подписи под документом". Обращение к Президенту подписали председатель СХО П. Абрашкин, председатель комитета защиты религиозной свободы в России Николай Епишин, директор Института религии и права А. Пчелинцев, президент Христианского юридического центра В. Ряховский, председатель Общественного комитета защиты свободы совести Г. Якунин и ряд представителей религиозных общин, преимущественно протестантских конфессий.

Президент отклонил первоначальный законопроект по причине его расхождений с Конституцией, потом подписал едва ли не ухудшенный вариант, поражающий в правах значительную часть верующих России.

Сохранение в тексте преамбулы закона "О свободе совести и о религиозных объединениях " указания на "особую роль" одной религиозной конфессии и перечня "уважаемых" государством религий нарушает конституционный принцип равенства всех религиозных объединений перед законом (ст.14 Конституции РФ). Эти положения преамбулы противоречат также самому закону, т.к. согласно ч.3 ст.3 закона установление преимуществ, ограничений и иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается. В соответствии с Декларацией ООН о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений, нетерпимостью и дискриминацией являются любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на религии или убеждениях (ст.2). Закон РСФСР "0 свободе вероисповеданий" от 25 октября 1990 года в ст.10 содержал это концептуальное положение, устанавливая, что "государство в вопросах свободы вероисповеданий и убеждений нейтрально, то есть не становится на сторону какой-либо религии или мировоззрения". Новый закон принципиально отступил от него.

Несмотря на то, что преамбула не является регулирующей нормой закона, она определяет "дух и букву" самого закона. Поэтому закономерно, что установленное в преамбуле неравенство религиозных объединений находит свое развитие в последующих статьях закона.

Однако данные споры в основном не касались особенностей религиозных организаций как юридических лиц и в данной работе рассматриваться не будут.

Данный Федеральный закон регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений. В нём определяется законодательство о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях, гарантируется право на свободу совести и свободу вероисповедания, рассматриваются вопросы взаимоотношений государства и религиозных объединений, религиозного образования, осуществления надзора и контроля, устанавливает ответственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.

Необходимо отметить, что Закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" ( далее Закон ), в отличие от Гражданского Кодекса, использующего понятия религиозного объединения и организации в качестве синонимов, чётко различает данные понятия. Ч.2 ст.6 Закона определяет, что религиозные объединения создаются в форме религиозных групп и религиозных организаций. Причём религиозная группа не может иметь статуса юридического лица (ч.1 ст.7 Закона). Соответственно в данной работе будут рассматриваться именно религиозные организации.

Список использованных источников и литературы

Нормативные акты :

- Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948 г

- Mеждународный пакт о гражданских и политических правах

- Декларация ООН " О ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений "

- Конвенция СНГ " О правах и основных свободах человека " от24.09.1993 г.

- Итоговый документ Венской встречи 1989 года.

- Постановление Европейского парламента от 12 февраля 1996 года "О сектах в Европе"

- Рекомендации Совета Европы N 1178 (1992) "О сектах и новых религиозных движениях",

- Постановления Европейского суда по правам человека

от 25 мая 1993 года (Series А no. 260-А)

от 26 сентября 1996 года (Reports of Judgments and Decisions, 1996-IV

- Конституция Российской Федерации

- Гражданский Кодекс Российской Федерации # 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. —

- Семейный Кодекс Российской Федерации / Собрание законодательства Российской Федерации. —

- Федеральный Закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" # 125-ФЗ // Российская газета. — 1997. —

- Федеральный Закон "Об образовании "

- Указ Президента РФ "0 мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий" № 378 от 14.03.1996

- Распоряжением мэра Москвы № 642-РМ от 19.08.97 г.),

- Доклад о свободе религии в странах мира в 1999 r. –// Опубликовано Государственным департаментом США 9 сентября 1999 г

- ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ- Юридическая оценка положений Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях

- "Вестник конституционного Суда Российской Федерации".

Библиография :

- Юридическая энциклопедия, ред Тихомиров Ю., Москва 1995

- Русская Православная Церковь и право : Комментарий .-БЕК ,Москва 1999г.

- Журнал Московской патриархии

№ 4-1997г. – Определение Архиерейского Собора РПЦ "О взаимоотношениях с государством и светским обществом "

№9-1998г. – Научно-богословская конференция "Миссия Церкви .Свобода совести. Гражданское общество "

- НИ СВОБОДЫ НИ СОВЕСТИ - А.Пчелинцев, кандидат юридических наук

- На пути к свободе совести и вероисповедания – Б.Детчуев , консультант Администрации Председателя Республики Карелии , 09.10.2000 г.

- РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СУБЪЕКТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ

Куницын И.А. 1999 г.

- "Сейчас идет битва за Россию…"- интервью с председателем Подкомитета по общественным и религиозным организациям Госдумы РФ В,В, Савицким

- По свежим следам ( как предали Конституцию ) –А .Григат подготовлено по материалам СМИ и пресс-релиза из архива Института религии и права.

- Быть протестантом в России – гл. 6

- Церковь, Божественный закон и гражданские законы – Протоиерей Г . Персианов , Независимая газета от 08.12.2000

Похожие работы на данную тему