Необходимыми условиями достиже¬ния самоокупаемости и самофинанси-ро¬вания предприятия в условиях рынка яв¬ляются ориентация производства на пот¬ребителей и конкурентов, гибкое при¬способление к изменяющейся рыночной конъюнктуре.
Каждому предприятию перед тем, как планировать объем производства, фор¬мировать производственную мощность, необходимо знать, какую продукцию, в каком объеме, где, когда и по каким це¬нам оно будет продавать. Для этого нуж¬но изучить спрос на продукцию, рынки ее сбыта, их емкость, реальных и потен¬циальных конкурентов, потенциальных покупателей, возможность организовать производство по конкурентной цене, до¬ступность необходимых материальных ресурсов, наличие кадров необходимой квалификации и т.д. От этого зависят конечные финансовые результаты, вос¬производство капитала, его структура и, как следствие, финансовая устойчивость предприятия.
С помощью маркетинга ведется постоянный поиск новых рынков, новых потребителей, новых видов продукции, новых областей применения традици-онной продукции, способных обеспечить предприятию наибольший уровень прибыли. Маркетинг выступает в качестве инструмента регулирования про-изводства и сбыта, ориентируя производственную деятельность предприятия, его структурную политику на рыночный спрос.
Основной целью и задачей данной работы является маркетинговый анализ деятельности предприятия, обработка полученных результатов и разработка с помощью методов экономико-математического моделирования маркетинговой стратегии предприятия.
Теоретические аспекты будут тесно переплетаться с практическим мате-риалом. Для этого будут использованы реальные материалы ООО «Мясо-пром». Отсюда еще одной задачей вытекает разработка на основе результа-тов анализа рекомендаций по реализации разработанной маркетинговой стратегии.
Для повышения эффективности исследовательской работы целесооб-разно разделять экономико-статистические (эконометрические) методы и экономико-математическое моделирование, хотя такое деление и условно. Примером первых (т.е. методов прикладной статистики применительно к конкретным экономическим данным) являются методы выборочного изу-чения потребителей. При экономико-математическом моделировании используются нацеленные на конкретные применения модели, в отличие от моделей прикладной статистики, которые можно использовать в любой сфере деятельности. Примерами являются экономико-математические модели управления запасами, с помощью которых удается находить оптимальные размеры поставок и процедуру их поступления.
При математическом моделировании маркетинговых проблем исполь-зуют эконометрические методы и методы экспертных оценок, а также методы имитационного моделирования. В настоящее время быстрых перемен в социальной, экономической и политической сферах отсутствуют достаточно длинные временные ряды экономических данных, и интерес исследователей и практических работников переместился из статистики временных рядов в области теории и практики экспертных оценок.
увеличивается на Qi. Следовательно, функция y(t) имеет разрывы в точках t1, t2,… Для определенности будем считать, что эта функция непрерывна справа.
Пусть s – плата за хранение единицы товара в течение единицы вре-мени. Поскольку можно считать, что величина запаса y(t) не меняется в течение интервала времени (t; t+dt), где dt – дифференциал, т.е. бесконечно малая, то плата за хранение всего запаса в течение этого интервала времени равна sy(t)dt. Следовательно, затраты за хранение в течение интервала времени [0;T), где T – интервал планирования, пропорциональны (с коэффициентом пропорциональности s) площади под графиком уровня запаса на складе y(t) и равны
(22)
Пусть g – плата за доставку одной партии товара. Примем для про-стоты, что она не зависит от размера поставки. Позже покажем, что если эта плата равна g+g1Q, где Q – размер поставки, то оптимальный план поставки – тот же, что и при отсутствии линейного члена. Будет проанализирована и более сложная модель, в которой предусмотрена скидка с ростом поставки, приводящая к выражению g+g1Q+ g2Q2 для платы за доставку одной партии товара размером Q.
Пусть n(T) – количество поставок, пришедших в интервале [0;T). При этом включаем поставку в момент t = 0 и не включаем поставку в момент t = T (если такая происходит). Тогда суммарные издержки на доставку товара равны gn(T). Следовательно, общие издержки (затраты, расходы) за время T равны
(23)
Запись означает, что общие издержки зависят от значений функции y=y(t) при всех 0 Общие издержки, очевидно, возрастают при росте горизонта планирования Т. Поэтому часто используют средние издержки, приходящиеся на единицу
1. потоков. - М., 2006.
2. Аксень Э.М. Математические методы в финансах: Анализ инвестиционных проектов. - М., 2005.
3. Дубров А.М., Пачоша Б.А., Хрусталев Е.Ю. Моделирование рисковых ситуаций в экономике и бизнесе. - М., 2005.
4. Егорова Н.Е. Моделирование малого бизнеса в условиях становления рыночных отношений. - Вестник Российского гуманитарного научного фонда, 2004, № 1, с.84-93.
5. Иванова Н.Ю., Орлов А.И. Экономико-математическое. моделирование малого бизнеса (обзор подходов) // Экономика и математические методы. 2005. Т.37. №2. С.128-136.
6. Исследование операций в экономике. Под ред. Н.Ш. Крамера. - М., 2004.
7. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. - М., 2006.
8. Математические методы в планировании отраслей и предприятий. Под ред. И.Г. Понова. - М., 1981 .
9. Математическое моделирование экономических процессов в сельском хозяйстве. Под ред. А.М. Гатаулина.-М., 2005.
10. Первозванский А.А., Первозванская Т.Н. Финансовый рынок: Расчет и риск. - М., 2005.
11. Рутковский Р.А., Сакович В.А. Экономико-математические методы в торговле. - М., 2004.
12. Тарасевич В.М. Экономико-математические методы и модели в ценообразовании. - Л., 1991 .
13. Федосеев В.В. Экономико-математические методы и модели в маркетинге. - М., 2005.