ВВЕДЕНИЕ
Преодоление задержки психического развития (ЗПР) является одной из актуальных проблем современной коррекционной педагогики, что обусловлено, с одной стороны, большой распространенностью этой формы психического дизонтогенеза, с другой - трудностями воспитания, образования, социальной адаптации и дальнейшей реабилитации данной категории детей.
Особенности познавательной деятельности детей с ЗПР, дефицитарность высших корковых функций, обусловливающая низкую способность к переработке перцептивной информации, слабость аналитико-синтетической деятельности, стереотипность мышления, инертность волевых процессов, присущие детям с ЗПР, оказывают отрицательное влияние на процесс развития речи, усвоение языковых закономерностей, формирование языковых обобщений и в целом на уровень развития языковой способности [Демьянов Ю.Г., Ковшиков В.А. 1972; Тригер Р.Д. 1981; Соботович Е.Ф., Ушкалова Н.П. 1986; Лалаева Р.И. 1992; Стребелева Е.А. 1998 и др.].
Замедленный темп речевого развития, его качественное своеобразие и большая распространенность нарушений речи у детей с ЗПР отмечается многими авторами. У значительного количества детей с ЗПР наблюдается вариативность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений.
Имеющиеся в отечественной науке исследования проблемы нарушений устной речи дошкольников с ЗПР в основном отражают особенности звукопроизношения, употребления грамматических форм слова и словообразовательных моделей, состояние связной речи [ЦыпинаН.А. 1984; Тригер Р.Д. 1987; Слепович Е.С. 1989; Мальцева Е.В. 1991; Лалаева Р.И. 1992; ГолубеваГ.Г. 1996; Зорина СВ. 1998; БоряковаН.Ю. 1999; ХохловаА.А. 1999; Малинович В.И. 2000; Кузнецова И.Г. 2003 и др.]. Особенности восприятия устной речи дошкольниками с ЗПР остаются практически неизученными.
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ВОСПРИЯТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
3.1. Научно-теоретические основы методики логопедической работы по развитию восприятия устной речи дошкольниками с задержкой психического развития
При разработке методики экспериментального обучения основополагающими явились следующие теоретические положения, которые определили содержание логопедической работы по развитию восприятия устной речи дошкольниками с задержкой психического развития.
1. Положение о взаимосвязи когнитивного, общепсихического и речевого развития.
Система логопедической работы по формированию восприятия устной речи дошкольниками с ЗПР базируется на положении о взаимосвязи развития речи и познавательных процессов (мышления, восприятия, памяти, внимания) [Эльконин Д.Б. 1958; Слобин Д. 1984; Выготский Л.С. 1996; ЛурияА.Р. 1998].
Когнитивное и речевое развитие тесно связаны между собой, но вместе с тем развитие познавательной деятельности и речи характеризуется специфическими особенностями [Жинкин Н.И. 1958; Кларк Е. 1973; Лубовский В.И. 1978; Слобин Д. 1984; Выготский Л.С. 1996]. Развитие речи базируется на развитии познавательной деятельности, определенном когнитивном базисе, но не должно смешиваться с ним.
Когнитивное развитие опережает речевое, в силу чего ребенок вербально выражает лишь то, что когнитивно ему доступно. Формирование познавательных процессов является одним из регуляторов темпа и последовательности языкового развития.
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития
детей / Под ред. К. С. Лебединской - М: Педагогика, 1982. - 128 с.
2. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания — М: Наука,
1977.-380 с. З.Апухтин В. Б. Психолингвистический метод анализа смысловой структуры текста: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М., 1977. — 29 с.
4. Артемов В. А. Психология обучения иностранным языкам. - М.:
Просвещение, 1969. - 279 с.
5. Арушанова А. Г. Познавательная активность в процессе освоения
способов словообразования дошкольников // Развитие речи дошкольника. - М: АПН СССР, 1990. - С. 39-53.
6. Ахутина Т. В., Величковский Б. М, Кемпе В. Семантический синтаксис
и ориентация на порядок слов в онтогенезе // Понимание и интерпретация текста.—Тверь: ТГУ, 1994.-С. 5-19.
7. Белопольская Н. Л. Личностные особенности детей с задержкой
психического развития в системе дифференциально-психологической диагностики: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук.-М., 1996.—47 с.
8. Белопольская Н. Л. Оценка когнитивных и эмоциональных компонентов
ближайшего развития у детей с задержкой психического развития//Вопросы психологии.-l997. № 1.—С. 19-25.
9. Бельтюков В. И. Об усвоении детьми звуков речи.—М.: Просвещение,
1964.-91 с.
10. Бельтюков В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия
и усвоения устной речи (в норме и патологии).-М.: Педагогика, 1977.-176 с.
206
11. Береснева Н. В. Модель внутреннего лексикона в позднем онтогенезе
(ассоциативный эксперимент): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. -Пермь, 1997.-19 с.