Теоретические и методические основы обучения

Название работы: Теоретические и методические основы обучения

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Русский язык культура речи

Страниц:

67 стр.

Год сдачи:

2009 г.

Содержание:

Введение 3

Глава I. Проблема выразительности как основная часть культуры речи. 7

1.1. Навык чтения (критерии). Сущностная характеристика процесса обучения выразительному чтению. 7

1.2. Средства речевой выразительности. 9

1.5.1. Интонация и ее компоненты. 9

1.5.2. Ударение. 10

1.5.3. Пауза, темп, ритм речи. 13

1.5.4. Мелодика речи. 15

1.5.5. Тембр. 17

Глава II. Теоретические и методические основы обучения младших школьников выразительному чтению. 19

1.1. Физиология и психология выразительной речи и чтения. 19

1.2. Понятие выразительного чтения и техники речи. 21

2.3. Условия организации работы над выразительностью чтения. 32

2.4. Методы, приемы и виды работ по развитию выразительности чтения. 34

2.5. Организация работы по выразительному чтению как средство глубокого понимания художественного текста. 48

2.6. Задачи, содержание современной системы литературного чтения в начальных классах (краткий аналитический обзор современных программ и учебных хрестоматий). 51

2.7. Рекомендации и задания по выразительному чтению лирических стихотворений (анализ методического аппарата современных учебных хрестоматий по литературному чтению). 55

Глава III. Изучение и совершенствование выразительности речи младших школьников. 58

3.1. Констатирующий этап эксперимента. 58

3.2. Формирующий этап эксперимента. 61

3.3. Контрольный этап эксперимента. 63

Заключение. 65

Список литературы 67

Выдержка:

Выразительно прочитать стихотворение или отрывок из прозы – труд-но это или легко для школьника? Некоторые учителя, а за ними и учащиеся считают выразительное чтение делом легким, настолько легким, что помо-гать ученикам, учить их не надо, сами справятся но есть и другое мнение: выразительно читать может только талантливый, все же остальные, как ни учи, будут в лучшем случае, читая, соблюдать знаки препинания.

Ни с тем, ни с другим мнением нельзя согласиться. Творческая дея-тельность, а выразительно чтение – один из видов творческой деятельности в области искусства, доступна и необходима всем детям, подросткам и юно-шам. Как всякая творческая деятельность она может быть более или менее яркой. Но во всех случаях она должна быть направлена учителем, а умения, которые необходимы для плодотворной творческой деятельности, должны воспитываться и развиваться в процессе специальных занятий. ()

Значение выразительного чтения в жизни человека очень важно, пото-му что выразительное чтение есть художественное чтение в условиях школы. Художественное чтение является исполнительским искусством, задача кото-рого – превратить слово написанное в слово звучащее, а звучащее слово го-раздо лучше воспринимается, чем прочитанное.

В отличие от рассказывания, выразительное чтение точно сохраняет текст произведения, что и подчеркивается словом «чтение».

Ясная и правильная передача мыслей автора – первая задача вырази-тельного чтения. Логическая выразительность обеспечивает четкую передачу фактов, сообщаемых словами текста и их взаимосвязь. Оно всегда включает в себя отношение автора к изображаемым им явлениям жизни, его оценку яв-лений, эмоциональное их осмысление.

Выразительным должно быть не только чтение, но и речь. «Сказать о чем—то выразительно – это значит в какой-то мере усилить впечатление от своей речи, воздействовать на чувства слушателей, заставить обратить вни-мание на ту или иную деталь в разговоре или повествовании». ()

Что делает речь учителя выразительной? Почему мы стремимся по-строить свою речь так, чтобы не только точно передать свои мысли, но и по-стараться, чтобы она звучала красиво? Очевидно, выразительная речь дости-гает цели все же быстрее, чем речь просто правильная. Особенно важно это для учителя начальных классов, ведь младшие школьники, как известно, бо-лее эмоциональны. ()

Больше значение выразительно чтению как средству нравственного и эстетического воспитания придавали многие известные педагоги: К.Д. Ушинский, А.С.Макаренко, М.А.Рыбникова, Л.А.Горбушина. вопросы выра-зительного чтения освещали методисты прошлого и современности Т.А.Задорожная, Н.А.Зайцева и др.

М.Р.Львов, Л.А.Горбушина, Н.Н.Светловская, А.А,Бонадренко, О.В.Кубасова, Е.И.Матвеева отмечают, что развитие интонационной вырази-тельности чтения некоторое время недооценивалось учителями начальной школы. Система обучения чтению художественных произведений рассмат-ривает выразительно чтение, то есть как обязательный компонент уроков ли-тературного чтения.

И в развитии речи интонационная работа играет большую роль. При правильно организованном обучении речь детей становится живой, непри-нужденной, у детей появляется желание совершенствовать свою речь, и эти навыки переносятся на чтение художественных текстов.

Таким образом, выразительность чтения – это неотъемлемая часть на-выка чтения и устной речи учащихся.

Исходя из сказанного, можно утверждать .что тема данной дипломной работы является актуальной, так как в настоящее время Малов внимания от-водится этой теме, и она важна для развития детей. Выразительное чтение произведений способствует точному пониманию замысла писателя, чувств, которые вложены в произведение.

Хоровое чтение вошло в практику школы уже давно. Еще К.Д.Ушинский рекомендовал его как прием, помогающий оживить утомлен-ный и рассеянный класс. Хоровое чтение не позволяет никому из учеников оставаться пассивным.

Иногда хоровое чтение путают с коллективной декламацией. Но это не тождественные понятия. В отличие от хорового чтения, звучащего в унисон, коллективная декламация предполагает исполнение разных частей текста разными исполнителями и группами исполнителей. Хоровое чтение имеет свои достоинства и недостатки. По мнению Б.А.Буяльского, недостатки хо-рового чтения состоят в том, что «от него отдает «выучкой с голоса» и не всегда оправданным монотоном». () Чтобы этого избежать, советуют Б.С. Найденов, Т.Ф.Завадская, «необходимо наблюдать за правильностью и выра-зительностью хорового чтения». () По мнению этих методистов, «в школе не должно быть невыразительного хорового чтения. Выразительное хоровое чтение скажет существенное положительное влияние на выразительность ин-дивидуального чтения и культуру речи у учащихся». ()

М.А.Рыбникова высоко ценила данный прием. «Заставьте отдельного ученика прочитать стихотворение – до многоголосного чтения и после такого чтения. Второе исполнение под влиянием звучания текста в классе станет и у отдельного ученика более выразительным». ()

Следует отметить еще один из недостатков хорового чтения, который выделяет Т.Ф.Завадская, - хоровое чтение лишает чтеца индивидуальности, подчиняя общему хоровому звучанию, заставляет подражать.

Б.А.Буяльский, напротив, видит в этом некоторое достоинство хорово-го чтения. «известно признание школьников, что они чувствуют, как надо читать, но прочитать как следует не умеют. Особенно затрудняются в чтении «на виду у всех» скромные, стесняющиеся ученики. Но в хоре они чувствуют себя свободнее и читают уверенней,… хор заражает общим подъемом, об-щим настроением, тоном, который задает учитель своим показом». ()

Как видим, мнения методистов достаточно противоречивы, но все же большинство из них склоняются к пользе данного приема.

Как же следует организовать работу, используя на уроке хоровое чте-ние? Б.А.Буяльский предлагает организовать ее в следующем порядке: ()

1. Образцовое чтение отрывка учителем.

2. Чтение ученика со средними способностями.

3. Разметка (при необходимости) партитурными знаками наиболее трудных звеньев, текстов.

4. Повторное чтение размеченных тактов и звеньев.

5. Повторное чтение всего отрывка одним из таких учеников, чтение которого (по мнению учителя) не будет нуждаться в дополнитель-ных уточнениях ил переделке.

6. Повторное чтение учителя, особенно необходимое в том случае, ес-ли чтение ученика оказалось неудачным.

7. Напоминание учителя перед хоровым чтением о том, что не следует выкрикивать, чтобы не мешать другим.

На уроке можно практиковать чтение «малых хоров», состоящих из 5-8 лучших учеников. Для того, чтобы участие в коллективном чтении принесло наибольшую пользу, оно должно быть для каждого ученика вполне созна-тельным. Каждый участник хора должен понимать, что он выражает и как этого достигает. Поэтому хоровому чтению должен предшествовать подроб-ный разбор произведения.

Чтение в лицах.

Этому приему М.А.Рыбникова придавала важное значение. Она спра-ведливо отмечала, что он обостряет внимание к речи героя, к ее специфике.

Чтение в лицах практикуется на заключительном этапе работы над тек-стом (чаще всего басни), когда ученики разобрались в характерах действую-щих лиц, реплики которых они будут произносить, и представляют, в каких ситуациях эти слова произносятся.

Подготовку к чтению в лицах Б.А.Буяльский, например, предлагает проводит в такой последовательности. ()

1. Краткая беседа, помогающая детям выполнить либо уточнить осо-бенности характера и речи героев.

2. Дополнения учителя к высказываниям школьников о характерах ге-роев и напоминание о том, что исполнитель роли перевоплощается в образ-персонаж и в процессе исполнения обращается уже не к слушателям, а к пар-терам.

3. Выборочное чтение учениками отдельных наиболее трудных фраз (если это необходимо).

4. Поправки учителя к этому чтению (если необходимо).

5. Самостоятельная подготовка учащихся к чтению в лицах (начитыва-ние текста глазами или вполголоса).

6. Ответы учителя на вопросы, которые могут возникать у детей в про-цессе подготовки.

7. Отбор исполнителей, который можно организовать либо по принци-пу учета наклонностей учащихся (кому какая роль больше подходит), либо по принципу: каждый ряд или вариант готовится к исполнению определен-ной роли.

На начальном этапе обучения выразительному чтению учитель, естест-венно, должен дать образец интонационного анализа, пользуясь памяткой:

 Правильность чтения с точки зрения грамматики и орфоэпии. дик-ция.

 Правильная расстановка ударений.

 Верность соблюдения длительности пауз.

 Выбор точного темпа чтения.

 Соблюдение мелодики чтения, то есть движения тона по звукам разной высоты (повышение и понижение голоса).

 Верность выбора силы голоса.

 Эмоциональность прочтения.

 Выражение отношения чтеца к читаемому.

При этому учитель может облегчать задания, предлагая одной части класса делать замечания по произношению, другой – в смысловых оттенках, третьей – в отражении чувств, и обмениваться этими заданиями, чтобы избе-жать однообразия в работе класса.

Необходимо создавать условия, при которых каждый учащийся внима-тельно следит за чтением учеников. Учителю самому следует постоянно с карандашом в руке следить за чтением учеников, исправлять, направлять и поощрять их; говорить сначала о достоинствах, даже если они незначитель-ны, а потому о недостатках; объяснять, почему ему нравится или не нравится чтение ученика. Учитель и ученики, поправляя других, должны заботиться о том, чтобы замечания были конкретными, обоснованными и доброжелатель-ными.

Чтению по ролям, как одной и форм драматизации (инсценирования), придает большое значение О.В.Кубасова. «Существуют формы драматизации различной сложности, которые следует вводить постепенно, все более ус-ложняя из с учетом возрастных возможностей детей и целей урока». () назо-вем основные формы драматизации в порядке нарастания их сложности:

 анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и пан-томимики изображенных на них героев;

 постановка индивидуальных (участвует один человек) и групповых (участвуют несколько человек) «живых картин»;

Поставленная цель достигнута: определены условия и приемы обуче-ния выразительному чтению.

Задачи поставленные в дипломном исследовании решены:

1) дана характеристика поэтической речи лирических стихотворений;

2) раскрыта сущностная характеристика процесса обучения выразительному чтению;

З) проанализирована методическая литература по теме;

4) описаны процессы организационной работы, а так же использованы приё-мы обучения выразительному чтению лирических произведений в начальных классах;

5) экспериментальным путём подтвердить выдвинутую гипотезу.

Также сделаны некоторые выводы о необходимости знаний и сведений о том, чтобы развивать у младших школьников основные умения, способст-вующие отработке интонации, соответствующей читаемому произведению: определение слов с логическим дарением, расстановку пауз, обозначение ме-лодики тона, определение темпа чтения, тембра, выражение собственного отношения к читаемому тексту.

Похожие работы на данную тему