Социально-психологгические условия, влияющие на развитие рынка труда

Название работы: Социально-психологгические условия, влияющие на развитие рынка труда

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Микроэкономика

Страниц:

70 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ………………………………….9

1.1. Рынок труда социальных работников: сущность, содержание…..…..9

1.2. Механизм рынка труда и условия его формирования………………...22

1.3. Особенности формирования рынка труда социальных работников

в Смоленской области………………………………………………………..26

ГЛАВА II ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ…………35

2.1. Методика исследования рынка труда социальных работников………35

2.2. Процесс подготовки социальных работников.…………………………45

ГЛАВА III СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ……….56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….62

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….65

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….68

Выдержка:

Исторически сложившийся российский менталитет, ориентированный на государственный патернализм в условиях широко распространенного администрирования и регламентирования, деформации в оплате труда работников привели к утрате стимулов трудовой активности и инициативы, одновременно снизив адаптационные способности работников. Безработица в России сопряжена с болезненной ломкой стереотипов, нередко приводящих индивида к жизненной драме. Острота ситуации связана еще и с тем, что для большей части населения активного возраста трудовой доход является единственным источником средств существования. Специфика российской ситуации состоит в значительном рассогласовании между острой необходимостью знаний о реальном социально-экономическом положении и поведении населения и медленно меняющейся системой государственной статистики. Острота социальных предпосылок и последствий экономических преобразований в России актуализирует необходимость всестороннего изучения способов адаптации населения, в том числе на региональном уровне.

Потребность в информации о реальном положении и адаптации населения в современных условиях актуальна не только для научных исследований, но и для государственных органов власти и управления. Это нашло отражение в поддержке Правительством РФ идеи мониторинговых обследований домохозяйств, реальное воплощение которой в регионах затруднено ограниченными финансовыми средствами. В настоящее время в органах государственной статистики информация о занятости формируется из двух источников: традиционного баланса трудовых ресурсов, построенного на основе отчетных данных предприятий, а также выборочных обследований по вопросам занятости, начатых Госкомстатом РФ с 1992 года. Каждый из этих источников имеет свои достоинства и недостатки. Отчетность предприятий неполна и недостаточно надежна, данные выборочных обследований не доступны в полной мере. В связи с этим исследование адаптации населения к рынку труда проводится с использованием данных государственной статистики, а также материалов специальных экономико-социологических обследований домохозяйств.

Актуальность выбранной темы для дипломного исследования очевидна. Общие тенденции формирования социальной работы в России отчетливо прослеживается на примере Смоленской области. Здесь велика острота социальных проблем, происходит резкая поляризация жителей по размерам доходов. Наряду с небольшой прослойкой высоко обеспеченных (владельцы торговых фирм, служащие банков, страховых компаний, криминальные элементы и др.) быстро растет доля тех, кто находится ниже черты бедности. Именно эти люди являются объектом социальной работы. Взвешенная оценка всех условий формирования рынка труда социальных работников дает возможность подготовить обобщающее комплексное исследование по этой тематике.

Демографическая ситуация области по-прежнему характеризуется продолжающимся процессом естественной убыли населения, связанной с ростом смертности, особенно в сельской местности. Так, если в 2001 году на 1 000 человек приходилось 7,3 родившихся и 18,9 умерших, то в 2002 году этот показатель составил соответственно 7,9 и 20,8. В последние годы в области число умерших в 2,6 раза превышает число родившихся. Таким образом, за два года естественная убыль населения составила 25,5 тыс. человек. (см. Табл. 1 в Приложениях).

Как видно из таблицы, доля лиц трудоспособного возраста в общей численности населения колеблется в пределах 60 – 62 %. В силу низкого уровня жизни и реализации норм нового пенсионного законодательства остается высоким спрос на рабочие места со стороны населения старше трудоспособного возраста.

Отмечается рост численности экономически активного населения, которое на начало 2003 года составляет 543 тыс. человек, что превышает показатель 2002 года на 3,4 тыс. человек. Всеми видами деятельности занято 487,7 тыс. чел. (90% от экономически активного населения), в том числе на крупных и средних предприятиях - 346,5 тыс. человек.

24. Теория и методология социальной работы: В 2-х ч. - М.: Союз, 1994.

25. Теория социальной работы / Под ред. Л. Г. Гусляковой, Е. И. Холостовой – М., 1997.

26. Теория социальной работы / Под. ред. Е.И. Холостовой - М.: Юристъ, 1998.

27. Топчий Л. В. проблемы подготовки кадров социальных работников в Российской Федерации // Социальная работа. – Выпуск 2. – М., 1992.

28. Торопов В.А. Актуальные проблемы становления и развития социального государства в России - СПб.: РГПУ, 1998.

29. Торохтий В. Основа профессионала // Социальная защита. – 2002. - № 7. – С. 28 – 31.

30. Холостова Е. И. Генезис социальной работы в России – М., 1995.

31. Холостова Е. И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: «Дашков и Кº», 2003.

32. Шаповалова В.К. Профессиональная карьера: Учебное пособие для студентов. - Ставрополь: Сервис-школа, 1999. - С.40-46.

33. Энциклопедия социальной работы. В 3 т. / Пер. с анг. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993-1994.

34. Belenky M., Clinchy B., Goldberg N., Tarule J. Women Way of Knowing: The Development of Self, Voice, and Mind. N. Y., Basic Books, 1986.

35. Brookfield S. Understanding and Facilitating Adult Learning. San Fransisco, Jossey-Bass, 1986.

36. Kondrat M. Reclaming the Practical: Formal and Substantive Rationality in Social Work Practice // Social Service Review, 1922b, No. 66 (2), p. 237 – 255.

37. Papell C., Scolnik L. The Reflective Practitioner: A Cjontemporary Paradigm Relevance for Social Work Education // Journal of Social Work Education, 1992, No. 28.

38. Scön D. Educating the Reflective Practitioner: Toward a new Design for Teaching in the Professions. San Francisco, Jossey-Bass, 1987.

39. Scön D. The Reflective Practitioner: How Professionals Think in Action. New York, Basic Books, 1983.

Похожие работы на данную тему