Информационное обеспечение инновационного менеджмента

Название работы: Информационное обеспечение инновационного менеджмента

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Инновационный менеджмент

Страниц:

73 стр.

Год сдачи:

2009 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. СУЩНОСТЬ И СИСТЕМА ИНФОРМАЦИИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ И СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА 7

1.1. Место инновационного менеджмента в теории и практике управления 7

1.2. Система информации в менеджменте 13

1.3. Сущность инновационного процесса 19

2. СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ИННОВАЦИЙ 26

2.1. Роль информации в инновационном процессе 26

2.2. Планирование информации 29

2.3. Источники информации для разработки новой продукции 37

2.4. Маркетинг как основной источник информации для инновационного процесса 42

2.5. Программа маркетинга по нововведению 46

3. ЗНАЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В БИЗНЕСЕ 49

4. ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ПРОИЗВОДСТВЕ 52

4.1 Назначение программы 52

4.2 Функции и возможности программы 52

4.3. Расчет себестоимости и эксплуатационных затрат проектируемого научно-технического продукта 63

4.4. Расчет показателей эффективности и годового экономического эффекта 66

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 71

Выдержка:

ВВЕДЕНИЕ

Важным ресурсным компонентом национальной инновационной системы является информационное обеспечение инновационной деятельности. Развитие и совершенствование информационной инфраструктуры научно-инновационной сферы имеет многоплановый комплексный характер и ведется по следующим направлениям:

• совершенствование государственной системы научно-технической информации (ГСНТИ) и развитие информационных ресурсов в целях обеспече-ния эффективной информационной поддержки различных стадий инновацион-ного процесса;

• развитие компьютерной сети, обеспечивающей условия эффектив-ного взаимодействия всех участников инновационного процесса с использова-нием современных телекоммуникационных технологий;

• разработка и использование новых информационных технологий, повышающих эффективность работы информационной инфраструктуры науч-но-инновационной сферы.

Инновационный процесс представляет собой последовательность дейст-вий по преобразованию научной идеи в конкретный продукт, услугу или техно-логию и обеспечению их практического использования в народном хозяйстве.

Этот процесс направлен на создание востребованных рынком новых то-варов (продуктов, услуг и технологий), поэтому целевая ориентация и темпы осуществляемой в его рамках инновационной деятельности существенно зави-сят от состояния социально-экономической среды, в которой он осуществляет-ся.

Ввиду не полноты первоначальных представлений о полном наборе по-требительских свойств нового товара может происходить расширение (по срав-нению с первоначально предполагавшейся) области его применения. При этом инновационный процесс может продолжаться за счет выхода нового товара (при осуществлении некоторой его модификации) в новые для него области применения и на новые рынки.

Проблемы инновационной деятельности

Многие в России признают важность инноваций, но это вовсе не означа-ет, что они должным образом их осуществляют. Часто нововведения даже не находят необходимой экономической мо¬тивации. Процесс обновления всех сторон деятельности фир¬мы нереален без инновационного менеджмента. Чтобы харак¬теристика инновационного менеджмента не только как области исследо-ваний, но и практической деятельности стала более от¬четливой, приведем ха-рактеристику наиболее актуальных про¬блем, которые обычно решаются в рам-ках менеджмента про¬дуктовых инноваций.

Исследование рынка для новых продуктов (потребностей, емкости рынка, эластичности ожидаемого спроса по цене про¬дукта, предпочтений потребите-лей в отношении качественных параметров продукта, условий его поставки и обслуживания во взаимосвязи с ценой, взаимодополняемости и взаимозаменяе¬мости нового продукта с другими продуктами и услугами и т.п.). Выбор целе-вых сегментов рынка для нового продукта и его мо¬дификаций, а также страте-гии продвижения продукта к потре¬бителям (выработка методов ознакомления их с продуктом, сер¬тификация продукта, реклама, работа с клиентами).

Прогнозирование деятельности, характера и стадий жиз¬ненного цикла нового продукта (на этой основе принятие реше¬ний о размере и характере соз-даваемых под продукт производ¬ственных мощностей, оптимальном объеме ка-питаловложений, методах амортизации специального технологического обору-до¬вания, о выборе между покупкой либо арендой оборудования, типах и сроках трудовых контрактов для привлекаемых работ¬ников, глубине их переквалифи-кации и т.д.).

2.4. Маркетинг как основной источник информации для инновационного процесса

Инновационная среда предприятия складывается из инновационного по-тенциала, дающего оценку состояния внутренней среды предприятия (одного из факторов конкурентоспособности и конкурентных преимуществ), и иннова-ционного климата, дающего оценку состояния его внешней среды (одного из факторов привлекательности инновационного рынка).

Анализ инновационной среды организации сложен и трудоемок, поэтому большое внимание уделяется технологии его проведения. В дополнение к таким фундаментальным методам как системный анализ, целевой и ситуационный применяется метод “SWOT-анализа” – оперативный диагностический анализ фирмы и ее среды. Аббревиатура SWOT:

S – trength (сила), W – weakness (слабость), O – opportunity (возможность), T – threat (угроза). Анализ среды фирмы осуществляется с целью:

 выявления в ее потенциале силы (S);

 выявления в ее потенциале слабости (W);

 установления возможностей (O), предоставляемых организации ее внешней средой;

 выявления угроз (T) для фирмы со стороны внешней среды.

После составления списка сильных и слабых сторон потенциала органи-зации, а также возможностей и угроз со стороны внешней среды, устанавлива-ют связи между ними.

Осмысление возможных ситуаций осуществляются по матрице SWOT-анализа (рис. 2.3. и 2.4). Матрица SWOT-анализа строится на двух векторах: со-стоянии внешней среды (горизонтальная ось) и состоянии внутренней среды (вертикальная ось). Каждый вектор разбивается на два раздела (уровня состоя-ния): возможности и угрозы, исходящие от состояния внешней среды; сила и слабость потенциала фирмы. На пересечении 22 получаем 4 поля (квадранта). Складываются следующие группы ситуаций.

I. Поле SO – “сила-возможности”. Фиксируются те сильные стороны потенциала организации, которые обеспечивают ей использование представив-шихся возможностей. Если в целом по некоторой открывающейся возможности ее позиции очень сильны, то это поможет принять соответствующую стратегию использования возможности.

II. Поле ST – “сила-угрозы”. Фиксируются те слабые стороны потен-циала организации, которые не дают шансы использовать предоставившиеся возможности. Могут рассматриваться стратегии развития потенциала.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»: Федеральный закон РФ от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ (с изменениями от 31 июля 1998 г.) // Справочная правовая система «ГАРАНТ-Студент»;

2. «О науке и государственной научно-технической политике»: Федеральный Закон РФ от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ (с изменениями от 19 июля, 17 декабря 1998 г., 3 января 2000 г.) // СЗ РФ от 10 января 2000 г., № 2, ст. 162;

3. О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Томской области": Закон Томской области от 18.03.2003 N 29-ОЗ;

4. Алик Р.А., Бородянский В.И., Бурин А.Г. и др. САПР изделий и технологических процессов в машиностроении, 1986. – С.10.

5. Андреев М.И., Аркатова О.Е. Особенности создания структуры инновационного предприятия в современных условиях. IV Всероссийская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Энергия молодых – экономике России», 2003. – C.203

6. Алферова Л.А. Налоговая система. – Томск: ТМЦДО, 2000. – 160 с.

7. Афанасова М.А. Организационно-экономическое обоснование дипломных проектов / учебно-методическое пособие. - Томск, 2000. – C. 68

8. Белобрагин В. Я. Современные проблемы территориального управления эффективностью производства и качеством продукции в условиях становления рынка.— М.: Изд-во стандартов, 1994. – C.100

9. Белоусов В.Л., Мухин В.И., Шленова Е.В., Шумянкова Н.В. Научно-технологический маркетинг как специфическая функция управления предприятиями научно-технической сферы. Автоматизация и современные технологии, 2001. - № 10. - С. 35

10. Бердашкевич А. П. Будущее российской инновации // ЭКО. 2000, №2, С. 57-69;

11. Варфоломеева Ю. А. Интеллектуальная собственность в условиях инновационного развития. – М.: Ось-89, 2006. 144 с.

12. Водачек Л., Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии. - М.: Экономика, 2002.

13. Волынкина М. В. Инновационное законодательство России. - М. 2005, 240 с.

14. Гайоненко Н. Инновационная политика // Вопросы экономики, 1997, №9;

15. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004.

16. Гохберг Л. Национальная инновационная система России. // Вопросы экономики. 2003. №3. С. 26-44.

17. Гранатуров В.М. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения. – М.: Наука, 2002. – 340 с.

18. Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Учебное пособие. - Таганрог: ТРТУ, 2004.

19. Гребнев Е.Г. Управленческие нововведения. - М.: Экономика, 2004.

20. Гурков И.Б. Инновационное развитие и конкурентоспособность. – М. 2003 . 236 с.

21. Житенко Е.Д. Как стимулировать инновационную деятельность? // ЭКО. 2002. №3. С. 47-61.

22. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: Юнити, 1997.

23. Исследование систем управления: Учебник / Мухин В.И.- Национальный институт бизнеса, 2000. – C. 187

24. Кирпичников М.П. Переход к экономике инновационного типа // ЭКО. 1999 № 5. С. 16-19;

25. Кричевский C.Ю. Планирование качества продукции. – М.: Экономика, 1988. – C.156.

26. Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы. Утверждена Постановлением Правительства РФ 24.07.98 № 832. «Российская газета», 19.08.98.

27. Кузнецов Е. Механизмы запуска инновационного роста в России. // Вопросы экономики. 2003. №3. С. 4-25.

28. Кузык Б. Н., Яковец Ю. В. Россия - 2050: стратегия инновационного прорыва. – М.: Экономика, 2005.624 с.

29. Ленчук Е.Б., Власкин Г.А. Финансирование инновационной деятельности в России. // ЭКО, №6, 2005. С. 18-22.

30. Макаров В. Контуры экономики знаний. // Экономист. 2003. №3. С. 3-15.

31. Мельников А.В. Основные направления и задачи совершенствования методов оценки и управления рисками. Материалы Всероссийской конференции.

32. Мексон М.Х., Альберт М.. Хедоурн Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. М.: Дело, 1992. – C.84

33. Модынский В.Г. Инновационное предпринимательство. – М.: Наука, 2000. – 450 с.

34. Морозов В. В. Стратегическое инновационное управление в электроэнергетике. – М.: Альфа-М, 2004. - 280 с.

35. Никифорова С.В. Теоритические и методологические аспекты стратегического маркетинга. СПб.: Издательство Санкт-Петербурского университета экономики и финансов, 1996. – C. 240

36. Орлов А.И. Учебник по менеджменту. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

37. Павлючук Ю.Н. Эффективное управление инновационными проектами // Менеджмент в России и за рубежом. 2002, №4.

38. Семенова Е. Возможности инновационного типа развития. // Экономист, №3, 2005. С.14-26.

39. Толковый словарь «Бизнес и право» справочно-правовой системы «ГАРАНТ-Студент».

40. Фатхутдинов Р.А Инновационный менеджмент. Учебник для вузов. - М.: ЗАО «Бизнес – школа «Интел - Синтез»», 1998. – C.120

41. Фонштейн Н.М. Основы коммерциализации результатов НИОКР и технологий. М.: АНХ, 1999. – C. 145.

42. Шаборкина Л. Выбор инновационной стратегии предприятия // Российский Экономический Журнал. 2004, № 7.

43. Ямпольский В.З. Теория принятия решений.– Т.: Томский политехнический институт, 1978. – C. 58.

Похожие работы на данную тему