Лицензирование и квотирование как элемент регулирования ВЭД

Название работы: Лицензирование и квотирование как элемент регулирования ВЭД

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Таможенное дело

Страниц:

108 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

Введение 3

Глава I. История становления лицензирования и квотирования ВЭД 7

1.1. Появление и развитие государственного регулирования

таможенного дела в российской истории 7

1.2. Становление международно-правовых мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности 25

Глава II. Порядок применения системы лицензирования и квотирования таможенными органами РФ 35

2.1. Лицензирование 35

2.2. Квотирование 44

2.3. Сравнительный анализ опыта регулирования внешней торговли

с использованием методов лицензирования и квотирования

(на примере стран Европы и США) 52

Глава III. Совершенствование практики применения инструментов лицензирования и квотирования при экспортно-импортных операциях 68

3.1. Регулирование внешней торговли экономическими и государственными методами: проблемы российского опыта 68

3.2. Пути развития квотирования и лицензирования как нетарифных мер государственного регулирования при экспортно-импортных операциях 79

Заключение 100

Список источников 105

Выдержка:

Введение

Несмотря на очевидный приоритет использования в условиях рыночных отношений механизмов косвенного (тарифного) воздействия на внешнеэкономические связи, ни одно государство никогда полностью не отказывалось и от прямого, административного, то есть нетарифного их регулирования.

В соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством применения экономического и административного методов регулирования внешнеторговой деятельности, под которыми понимается воздействие посредством таможенно-тарифного регулирования (применения импортного и экспортного таможенных тарифов) и нетарифного регулирования (в частности, путем квотирования и лицензирования) внешнеторговой деятельности. Не допускаются иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Нетарифное регулирование – возможность введения определенных ограничений и запретов на ввоз и вывоз товаров, устанавливаемых исходя из соображений экономической политики.

Оно может включать в себя, например, квотирование и лицензирование экспорта и импорта некоторых товаров, установление максимальных и минимальных цен (так называемое административное фиксирование цен), а также другие меры регулирования взаимодействия российской экономики с мировым хозяйством.

Крайней формой нетарифного регулирования является государственная монополия внешней торговли, существовавшая в Советском Союзе более 70 лет.

Комплексное исследование внешнеэкономического законодательства и работ авторов по таможенному делу позволяет выделить среди методов нетарифного регулирования внешней торговли квотирование и лицензирование как наиболее популярные меры, применяемые сегодня в России.

В то же время нельзя не отметить и недостаточное использование квотирования и лицензирования как мер государственного регулирования внешней торговли в Российской Федерации как в государстве с развивающейся экономикой.

Данные средства внешнеторговой политики играют все более возрастающую роль в общем объеме регулирующих международную торговлю инструментов практически во всех экономически развитых странах – США, Японии, а также в Евросоюзе. Тогда как значение таможенно-тарифной защиты все более снижается.

Россия все активнее участвует в мирохозяйственных процессах, что свидетельствует о необходимости защиты национальных интересов и обеспечения экономической безопасности страны. При этом длительное время приоритет отдавался таможенно-тарифному регулированию таможенной политики. Поэтому четкие подходы к использованию нетарифного регулирования внешней торговли в нашей стране не полностью выработаны и это наносит серьезный ущерб экономике страны и ее экономической безопасности.

Вышеизложенные положения свидетельствуют об актуальности данной работы, рассматривающей квотирование и лицензирование как основные методы государственного регулирования внешней торговли в Российской Федерации.

Объект исследования – комплекс теоретических и практических вопросов, связанных с исследованием нетарифных мер государственного регулирования экспортно-импортных операций, в частности, квотирования и лицензирования как наиболее популярных и результативных мер.

Предмет исследования – нормы законодательства и теоретические понятия государственного регулирования экспорта и импорта товаров, механизм нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности Российской Федерации.

Цели исследования – рассмотрение двух методов нетарифного регулирования внешней торговли в России – квотирования и лицензирования, и выработка предложений по совершенствованию практики применения инструментов квотирования и лицензирования при экспортно-импортных операциях.

Для достижения целей исследования были поставлены следующие задачи:

- исследовать особенности появления и развития государственного регулирования таможенного дела и внешней торговли, в частности;

- изучить вопросы становления международно-правовых мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности;

- проанализировать порядок применения институтов квотирования и лицензирования таможенными органами;

- провести сравнительный анализ опыта регулирования внешней торговли с использованием методов квотирования и лицензирования в зарубежных странах;

- изучить проблемы регулирования внешней торговли в Российской Федерации экономическими и государственными методами;

- предложить пути совершенствования государственного регулирования внешней торговли квотированием и лицензированием как наиболее эффективными и результативными методами.

Методологической основой исследования является диалектический метод познания социально-правовых явлений. В качестве общенаучного применялся также формально-логический метод. В ходе исследования использовались частные научные методы: исторический, системно-структурный и сравнительно-правовой. Использовались методы индукции, дедукции, комплексного, функционального, факторного и сравнительного анализа, а также таких методов, как нормативный и метод статистических группировок.

Базу исследования составили нормы законодательства, а также работы по таможенному делу, таможенному праву, внешнеэкономическому регулированию, которые позволили активно использовать теоретическую базу и полнее провести исследование проблемы.

Практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты могут быть использованы не только практическими работниками таможенных органов в процессе правоприменительной деятельности, но и научными работниками при разработке предложений и рекомендаций по совершенствованию действующего таможенного законодательства. Основные положения работы могут быть применены и в учебном процессе.

Структура и объем работы обусловлены логикой и результатами исследования.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

3.2. Пути развития квотирования и лицензирования как нетарифных мер государственного регулирования при экспортно-импортных операциях

Одним из наиболее важных направлений проводимых в России рыночных реформ являются экономические преобразования во внешнеторговом секторе российской экономики. Демонтаж существовавшей более семидесяти лет сначала в РСФСР, а затем в СССР системы государственной монополии на внешнюю торговлю поставил на повестку дня задачу по созданию нового механизма государственного регулирования внешнеторговой деятельности, кардинального изменения форм и методов вмешательства государства в эту сферу экономической деятельности.

На начальном этапе экономических реформ в России со сферой внешней торговли связывались задачи по устранению существовавшего в тот период острейшего товарного дефицита, пополнению государственного бюджета отчислениями от доходов внешнеторговой деятельности, по привлечению в российскую экономику конвертируемой валюты. Таким образом, в начале 1990-х годов перед внешней торговлей ставились две важнейшие задачи:

- накормить страну и наполнить внутренний рынок товарами;

- содействовать финансовой стабилизации в стране.

Список источников:

Нормативно-правовые акты:

1. Налоговый кодекс РФ, часть первая, от 31.07.1998 года № 146-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. № 31. Ст.3824.

2. Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 года № 61-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 02.06.2003. № 22. Ст.2066.

3. Таможенный кодекс РФ (утв. ВС РФ 18.06.1993 года № 5221-1)//Российская газета. 21.07.1993. № 138 (утратил силу).

4. Федеральный закон РФ от 08.12.2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»//Собрание законодательства РФ. 15.12.2003. № 50. Ст.4850.

5. Федеральный закон РФ от 08.12.2003 года № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»//Собрание законодательства РФ. 15.12.2003. № 50. Ст.4851.

6. Федеральный закон РФ от 08.08.2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»//Собрание законодательства РФ. 13.08.2001. № 33 (часть I). Ст.3430.

7. Федеральный закон РФ от 13.10.1995 года № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»//Собрание законодательства РФ. 16.10.1995. № 42. Ст.3923 (утратил силу).

8. Закон РФ от 21.05.1993 года № 5003-1 «О таможенном тарифе»//Ведомости СНД и ВС РФ. 10.06.1993. № 23. Ст.821.

9. Указ Президента РСФСР от 28.11.1991 года № 242 «О реорганизации центральных органов государственного управления РСФСР»//Ведомости СНД и ВС РСФСР. 30.01.1992. № 5. Ст.234 (утратил силу).

10. Указ Президента РФ от 25.10.1994 года № 2014 «Об утверждении Положения о Государственном таможенном комитете Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. 31.10.1994. № 27. Ст.2855 (утратил силу).

11. Постановление Правительства РФ от 30.11.2001 года № 830 «О таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности»//Собрание законодательства РФ. 10.12.2001. № 50. Ст.4735.

12. Постановление Правительства РФ от 25.05.2000 года № 414 «Об утверждении Перечня товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на территорию Российской Федерации предоставляются тарифные преференции»//Собрание законодательства РФ. 29.05.2000. № 22. Ст.2321.

13. Постановление Правительства РФ от 22.10.1997 года № 1347 «Вопросы таможенно-тарифной политики»//Собрание законодательства РФ. 27.10.1997. № 43. Ст.4998.

14. Постановление Правительства РФ от 31.10.1996 года № 1299 «О порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже квот при введении количественных ограничений и лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в российской Федерации//Собрание законодательства РФ. 11.11.1996. № 46. Ст.5249.

15. Постановление Правительства РФ от 06.11.1992 года № 854 «О лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации»//Собрание актов Президента и Правительства РФ. 09.11.1992. № 19. Ст.1589.

16. Постановление Правительства РСФСР от 26.12.91 года № 65 «Вопросы Государственного таможенного комитета РСФСР»//СПС «КонсультантПлюс» (утратил силу).

17. Приказ ГТК РФ от 06.08.2003 года № 865 «О ставках вывозных таможенных пошлин»//Таможенный вестник. 2003. № 18.

18. Приказ ГТК РФ от 25.12.2003 года № 1539 «О предоставлении тарифных преференций»//Таможенный вестник. 2004. № 4.

19. Приказ Минэкономразвития РФ от 11.08.2000 года № 17 «О порядке оформления экспортных и импортных разрешительных документов»//СПС «КонсультантПлюс».

20. Соглашение Правительств государств – участников стран СНГ от 22.10.1997 года «О единых мерах нетарифного регулирования при формировании Таможенного союза»//Бюллетень международных договоров. 2000. № 6.

21. Решение Совета глав правительств СНГ от 30.11.2000 года «О Правилах определения страны происхождения товаров»//Российская газета. 16.01.2001. № 9.

Литература:

1. Андриашин Х.А., Свинухов В.Г. Таможенное право: учебник для вузов/Под ред. Х.А.Андриашина. – М.: ЗАО «Юстицинформ», 2006.

2. Бакаева О.Ю., Галицкая Н.В. Международно-правовые основы нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности//Международное публичное и частное право. 2005. № 5.

3. Бакаева О.Ю., Матвиенко Г.В. Таможенное право России: учеб. – М.: Юристъ, 2003.

4. Беляшов В.А. Таможенные процедуры: учеб.-практическое пособие. – М.: Приор-издат, 2004.

5. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения: Учеб. пособие/Под ред. Н.Н.Ливенцева. – М.: 2004.

6. Габричидзе Б.Н., Зобов В.Е. Таможенная служба в Российской Федерации. – М.: 1993.

7. Галумов Э.А. Проблемы согласования торгово-политического режима Российской Федерации с Европейским Союзом//Внешнеэкономический бюллетень. 1998. № 4.

8. Гусева Т. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности. Комментарий к новому закону//Право и экономика. 2004. № 2.

9. Данилова Н.Ф., Сидорова Е.Ю. Комментарий к Федеральному закону «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (постатейный). – М.: ЗАО Юстицинформ, 2005.

10. Дюмулен И.И. Барьеры на торговых путях. – М.: 1977.

11. Дюмулен И.И. Нетарифные ограничения в международной торговле. Зарубежная практика. – М.: 1997.

12. Исаев И.А. История государства и права России: Полный курс лекций. – М.: 1994.

13. Карташов Г.А. Основы таможенного дела: Курс лекций. – Н.Новгород: 1998.

14. Козырин А.Н., Шепенко Р.А. Конкуренция на международных рынках и антидемпинговое регулирование. – М.: 1999.

15. Кисловский Ю.Г. История таможни государства Российского. – М.: 1995.

16. Кисловский Ю.Г. Контрабанда: история и современность. – М.: 1996.

17. Козырин А.Н. Таможенное право России: Учебное пособие. – М.: 1995.

18. Козырин А.Н., Шепенко Р.А. Конкуренция на международных рынках и антидемпинговое регулирование. – М.: 1999.

19. Комментарий (постатейный) к Закону Российской Федерации «О таможенном тарифе»/Под ред. А.Н.Козырина. – М.: 2006.

20. Кулишер И.М. Основные вопросы международной торговой политики. – Л.: 1929.

21. Лодыженский К. История русского таможенного тарифа. – СПб.: 1886.

21. Макконнелл Кэмпбелл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: В 2 т./Пер. с англ. 11-го изд. Т.2. – М.: 1993.

23. Малиновская В.М. История Российского законодательства о таможенном деле//Таможенное дело. 2006. № 2.

24. Марков Л. Очерки по истории таможенной службы. – Иркутск: 1987.

25. Марченко Р.А. Становление и развитие основных элементов административно-правового режима обеспечения таможенного дела (в период с конца VIII до начала XX века)//Таможенное дело. 2007. № 3.

26. Матвиенко Г.В. Нетарифные меры и режимные льготы в таможенном праве//Финансовое право. 2008. № 9.

27. Новицкая Т.Е. Финансовое законодательство и налоговая политика России в XVIII веке//Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2003. № 5.

28. Новокшонов И.Б. Характеристика мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности//Право и экономика. 1999. № 6-7.

29. Ноздрачев А.Ф. Административная организация таможенного дела: Учебно-практическое пособие. – М.: 2005.

30. Осокин Е. Внутренние таможенные пошлины в России. – Казань: 1850.

31. Памятники русского права. – М.: 1953. Т.1.

32. Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»/Под ред. А.Н.Козырина. – М.: 2005.

33. Ревин В.Н. Формирование механизма нетарифного регулирования внешней торговли России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. – М.: 1998.

34. Российское законодательство X-XX веков: В 9 т. Т.1: Законодательство Древней Руси. – М.: 1984.

35. Свинухов В.Г. Таможенное дело: учебник. – М.: Экономистъ, 2005.

36. Свинухов В.Г., Щербина Г.П. Классификация мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности России//Право и экономика. 2001. №№ 8, 9.

37. Соловьев С.М. Соч. Кн.II: История России с древнейших времен. Т.3-4. – М.: 1988.

38. Таможенное дело России. X – начало XX века (Исторический очерк. Документы. Материалы)/Под ред. А.Н.Мячина. – СПб.: 1995.

39. Тихонов Ю.А. Таможенная политика русского государства с середины XVI века до 60-х годов XVII века//Исторические записки. – М.: 1995.

40. Толстой Д. История финансовых учреждений России со времени основания государства до кончины императрицы Екатерины Второй. – СПб.: 1848.

41. Трошкина Т.Н. Современный механизм государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации. – М.: 2005.

42. Трошкина Т.Н. Соотношение экономических и административных методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации. – М.: 2007.

43. Угаров Б.М. Международная борьба с контрабандой. – М.: 1981.

44. Холопов А. Внешнеторговая политика: нетарифные методы регулирования международной торговли//Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 12.

45. Чекмарева Г.И. Основы таможенного дела: учеб. пособие. – М.: 2003.

46. Шишаев А.И. Правовые проблемы государственного регулирования внешней торговли (международно-правовой аспект): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. – М.: 1998.

47. Шишаев А.И. Регулирование международной торговли товарами. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1998.

48. Шумилов В.М. Право ВТО и антидемпинговый процесс по законодательству России//Внешнеэкономический бюллетень. 2003. № 12.

49. Шумилов В.М. Комментарий к Закону «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»//Внешнеторговое право. 2006. № 2.

50. Шумилов В.М. Право ВТО и антидемпинговый процесс по законодательству России//Внешнеэкономический бюллетень. 2003. № 12.

51. Щербина Г.П., Свинухов В.Г. Классификация мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности России//Право и экономика. 2001. № 8, 9.

52. Эриашвили Н.Д. Финансовое право: учеб. для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002.

Похожие работы на данную тему