Задания по русскому языку

Название работы: Задания по русскому языку

Скачать демоверсию

Тип работы:

Контрольная работа

Предмет:

Русский язык культура речи

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

1.1. Перепишите, вставляя пропущенные буквы (безудар¬ные гласные).

Флаг разв..вается - отрасль разв..вается; нав..вать тоску - нав..вать пружину; прим..рять костюм - прим..рять соперников; ув..дать от жары - ув..дать друга; пос..деть за столом - пос..деть от горя; ст..сненный в средствах - т..сненный золотом переплет; упл..тить за проезд - упл..тнить рабочее время; издательство «Про¬св..щение» - посв..щение в студенты.

Флаг развевается - отрасль развивается; навевать тоску - навивать пружину; примерять костюм - примирять соперников; увядать от жары - увидать друга; посидеть за столом - поседеть от горя; стесненный в средствах - тисненный золотом переплет; уплатить за проезд - уплотнить рабочее время; издательство «Про¬свещение» - посвящение в студенты.

1.2. Перепишите, вставляя пропущенные буквы (чередую¬щиеся гласные).

Слегка прик..снуться - слегка прик..саясь; пл..вучий дом отды¬ха - искусный пл..вец; выр..внять землю - сложное ур..внение; зам..реть от страха - зам..рать от страха; бл..стать огнями - бл..стеть на солнце; соб..рем друзей - соб..рать друзей; ст..рать написанное - ст..реть написанное; предл..гаемый вариант - слож¬ное предл..жение.

Слегка прикоснуться - слегка прикасаясь; плавучий дом отды¬ха - искусный пловец; выровнять землю - сложное уравнение; замереть от страха - замирать от страха; блистать огнями - блестеть на солнце; соберем друзей - собирать друзей; стирать написанное - стереть написанное; предлагаемый вариант - слож¬ное предложение.

1.3. Перепишете, вставляя пропущенные буквы (гласные после шипящих и Ц).

Ш..пот, зач..т, ш..лк, ш..колад, печ..нка; бесш..вный, ж..лтый, маж..рный, щ..лочной, деш..вый; трущ..ба, туш..нка, беч..вка, чащ..ба, ц..клевать, ц..клон, ц..тата, ц..ганский, ц..вилизация, ц..нк.

Шёпот, зачёт, шёлк, шоколад, печёнка; бесшовный, жёлтый, мажорный, щёлочной, дешёвый; трущоба, тушёнка, бечёвка, чащоба, циклевать, циклон, цитата, цыганский, цивилизация, цинк.

1.4. Перепишите, вставляя, где нужно, пропущенные бук¬вы (непроизносимые согласные).

Час..ное лицо, редкоc..ный экспонат, интерес..ная книга, че..ствовать победителя, злоc..ный прогульщик, кризис..ная ситуация, я..ственный след, ше..ствовать по городу, ше..ствовать над школой, ровес..ник века, сверс..ник сына, дерма..тин, преце..дент, инци..дент, аген..ство.

Частное лицо, редкостный экспонат, интересная книга, чествовать победителя, злостный прогульщик, кризисная ситуация, явственный след, шествовать по городу, шефствовать над школой, ровесник века, сверстник сына, дерматин, прецедент, инцидент, агентство.

1.5. Перепишите, вставляя пропущенные буквы в приставках.

Ра..четный счет, бе..численное множество, бе..счетные усилия, ра..читать на компьютере, ра..жечь костер, ра..положиться на от¬дых, бе..брежное море, бе..крайние просторы, бе..заботная жизнь; пр..амбула договора, пр..бывать по расписанию, пр..водной ремень, пр..бывать в неведении, пр..обретенная книга, пр..успевать в заня¬тиях, пр..чудливые очертания, пр..тендент.

Расчетный счет, бесчисленное множество, бессчетные усилия, рассчитать на компьютере, разжечь костер, расположиться на от¬дых, безбрежное море, бескрайние просторы, беззаботная жизнь; преамбула договора, прибывать по расписанию, приводной ремень, пребывать в неведении, приобретенная книга, преуспевать в заня¬тиях, причудливые очертания, претендент.

1.6. Перепишите, ставя, где нужно, тире между подлежа¬щим и сказуемым.

1. Задача молодежи хорошо учиться. 2. Интересный человек наш преподаватель. 3. Технологическое кондиционирование удоволь¬ствие не из дешевых. 4. Озеро Байкал будто море. 5. Чтение вот луч¬шее учение. 6. Курить здоровью вредить. 7. Бедность не порок. 8. Формирование рейтинга полиграфических предприятий важный инструмент рыночных технологий. 9. Книга, может быть, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес... 10. Морфо¬логия и синтаксис это составные части грамматики.

1. Задача молодежи - хорошо учиться. 2. Интересный человек наш преподаватель. 3. Технологическое кондиционирование - удоволь¬ствие не из дешевых. 4. Озеро Байкал будто море. 5. Чтение - вот луч¬шее учение. 6. Курить - здоровью вредить. 7. Бедность не порок. 8. Формирование рейтинга полиграфических предприятий - важный инструмент рыночных технологий. 9. Книга, может быть, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес... 10. Морфо¬логия и синтаксис - это составные части грамматики.

1.7. Перепишите, расставляя, где нужно, знаки препинания между однородными членами предложения. Обратите вни¬мание на пунктуацию при обобщающих словах.

1. Служба журнальные труды все было забыто заброшено. 2. Вид¬ны были только белые стволы ближайших берез да кусочек аллеи. 3. Было грустно и в весеннем воздухе и на темневшем небе и в вагоне. 4. В человеке все должно быть прекрасно и лицо и одежда и душа и мыс¬ли. 5. Надо честно жить много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную землю... 6. Без образования люди и грубы и бедны и неве¬жественны. 7. Всюду в лесу и в поле радостная птичья трескотня

1. Служба, журнальные труды - все было забыто, заброшено. 2. Вид¬ны были только белые стволы ближайших берез да кусочек аллеи. 3. Было грустно и в весеннем воздухе, и на темневшем небе, и в вагоне. 4. В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мыс¬ли. 5. Надо честно жить, много трудиться, и крепко любить, и беречь эту огромную землю... 6. Без образования люди и грубы, и бедны, и неве¬жественны. 7. Всюду: в лесу и в поле - радостная птичья трескотня.

1.8. Перепишите, расставляя, где нужно, знаки препинания при обособленных членах предложения.

1. В школьном саду растет яблоня посаженная мной много лет назад. 2. Небольшие домики появились на окраине среди начинающих кудрявиться деревьев. 3. Лицо у него было грустное задушев¬ное с выражением покорности. 4. Противоположный берег плоский и песчаный испещрен множеством маленьких озер оставшихся от половодья. 5. Прокладывая лыжню командир брал на себя наиболь¬шую нагрузку. 6, Она вытянула лицо и полузакрыв глаза быстро из¬менила выражение лица. 7. Конь шел шагом старясь не поскользнуть¬ся. 8. Уже дубы в последнем редком золоте на пустыре застыли не дыша. 9. Он смотрел не отрываясь в сторону уходящего поезда.

1. В школьном саду растет яблоня, посаженная мной много лет назад. 2. Небольшие домики появились на окраине среди начинающих кудрявиться деревьев. 3. Лицо у него было грустное, задушев¬ное, с выражением покорности. 4. Противоположный берег, плоский и песчаный, испещрен множеством маленьких озер, оставшихся от половодья. 5. Прокладывая лыжню, командир брал на себя наиболь¬шую нагрузку. 6. Она вытянула лицо и, полузакрыв глаза, быстро из¬менила выражение лица. 7. Конь шел шагом, старясь не поскользнуть¬ся. 8. Уже дубы в последнем редком золоте на пустыре застыли не дыша. 9. Он смотрел не отрываясь в сторону уходящего поезда.

1.9. Перепишите, расставляя знаки препинания при ввод¬ных словах, словосочетаниях, предложениях и вставных конструкциях.

1. Погода была ветреная, ветер однако не совсем был попутный. 2. Мы пытались его уговорить, и это по всей вероятности нам уда¬лось бы. 3. Как выражаются моряки ветер крепчал. 4. Солдаты их было трое ели, не обращая внимания на Пьера. 5. В жаркое летнее утро это было в исходе июля разбудили нас ранее обыкновенного. 6. Мой приход я это мог заметить сначала несколько смутил гостей. 7. И пусть услышит ли судьба мои молитвы? пусть будут счастливы все, все твои друзья! 8. По прогнозам специалистов стремительное развитие информационных технологий должно было привести к сокращению бумажного делопроизводства.

1. Погода была ветреная, ветер, однако, не совсем был попутный. 2. Мы пытались его уговорить, и это, по всей вероятности, нам уда¬лось бы. 3. Как выражаются моряки, ветер крепчал. 4. Солдаты (их было трое) ели, не обращая внимания на Пьера. 5. В жаркое летнее утро - (это было в исходе июля) - разбудили нас ранее обыкновенного. 6. Мой приход - я это мог заметить - сначала несколько смутил гостей. 7. И пусть (услышит ли судьба мои молитвы?) пусть будут счастливы все, все твои друзья! 8. По прогнозам специалистов, стремительное развитие информационных технологий должно было привести к сокращению бумажного делопроизводства.

1.10. Перепишите, вставляя, где нужно, пропущенные бук¬вы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания.

Как извес..но первая печатная книга была изготовле..а в середи¬не XV в. Иога..ом Гуте..бергом. Это великое изобр..тение стало по¬воротным пунктом в истории дав мощный толч..к развитию науки иску..тва образования. И даже такое напр..вление техник.. как конд..ционирование воздуха своим по..явлением обяза..о именно кни¬г..печатанию поскольку первая в истории холодильная машина была изготовле..а специально для типографии в Нью-Йорке. Созда..ый в 1902 г. кондиционер должен был борот..ся с высокой влажностью пагубно влиявш..й на проце.. печати.

В совреме..ой полиграфии требования к условиям производства стали еще более жес..кими. При ни..кой влажност.. цветоделе..ые пленки деформирут..ся и становят..ся (н..)пригодными для дальней¬ш..го и..пользования. (При)чем проблемы могут возникнуть (н..)только при длительном хранени.. . Если с момента вывода до коп..рования на о..сетные пластины влажность или температура сильно изм..нились цветные изображения могут (н..)совместит..ся в печатной машине.

Еще более чу..ствительна к изменению климата бумага особен¬но эт..кеточная. При изм..нени.. влажност.. прои..ходит серьезная д..формация бумаги она набухает к..робит..ся электризует..ся.

Как известно первая печатная книга была изготовлена в середи¬не XV в. Иоганном Гутенбергом. Это великое изобретение стало по¬воротным пунктом в истории, дав мощный толчок развитию науки, искусства образования. И даже такое направление техники, как кондиционирование воздуха, своим появлением обязано именно кни¬гопечатанию, поскольку первая в истории холодильная машина была изготовлена специально для типографии в Нью-Йорке. Созданный в 1902 г. кондиционер должен был бороться с высокой влажностью, пагубно влиявшей на процесс печати.

В современной полиграфии требования к условиям производства стали еще более жесткими. При низкой влажности цветоделеные пленки деформируются и становятся непригодными для дальней¬шего использования. Причем проблемы могут возникнуть не только при длительном хранении. Если с момента вывода до копирования на офсетные пластины влажность или температура сильно изменились, цветные изображения могут не совместиться в печатной машине.

Еще более чувствительна к изменению климата бумага, особен¬но этикеточная. При изменении влажности происходит серьезная деформация бумаги: она набухает, коробится, электризуется.

1.11. Перепишите, ставя ударение в словах. В случае за¬труднения обращайтесь к орфоэпическим словарям.

Маркетинг, каталог, авантитул, альграфия, бестселлер, боргес, выворотка, дайджест, дефис, инверсия, каптал, картуш, контрафак¬ция, копирайт.

Марке'тинг, катало'г, аванти'тул, альграфи'я, бестсе'ллер, борге'с, выворотка, да'йджест, дефи'с, инве'рсия, капита'л, карту'ш, контрафа'к¬ция, копира'йт.

1.12. Прочитайте. Выпишите отдельно диалектизмы, жар¬гонизмы, просторечные слова.

1. Во взводе у меня были и блатники, а я был мальчишкой, сала¬гой. 2. Молодуха взяла рогач, достала посудину, отлила в ковш ки¬пятку. 3. Горазд он был балясничать. 4. Княгиня жаловалась на свою бедность, канючила. 5. «Пошли играть в баскет», - предложил Сер¬гей. 6. Возле костра собрали вечерять на раскинутом ряднище. 7. Он вырубил на экзамене четыре шара, а я рухнул. И шпора не помогла.

1. Во взводе у меня были и блатники, а я был мальчишкой, сала¬гой. 2. Молодуха взяла рогач, достала посудину, отлила в ковш ки¬пятку. 3. Горазд он был балясничать. 4. Княгиня жаловалась на свою бедность, канючила. 5. «Пошли играть в баскет», - предложил Сер¬гей. 6. Возле костра собрали вечерять на раскинутом ряднище. 7. Он вырубил на экзамене четыре шара, а я рухнул. И шпора не помогла.

Диалектизмы – рогач, посудину, балясничать, вечерять, ряднище.

Жаргонизмы – блатники, салагой, баскет, вырубил, четыре шара, рухнул, шпора.

Просторечные слова – молодуха, горазд, канючила.

1.13. Прочитайте. Выпишите отдельно синонимы нейт¬ральные, книжные, разговорные. Используйте словари си¬нонимов или толковые словари.

Взывать - просить - клянчить; лепить - строить - воздвигать; израсходовать - промотать - растратить; спать - кимарить; жа¬дина - скряга - скупой; картофель - картошка; недостаток - дефект; сообщение - донесение; тетрадь - тетрадка; зачетная книжная - зачетка.

Взывать - просить - клянчить; лепить - строить - воздвигать; израсходовать - промотать - растратить; спать - кимарить; жа¬дина - скряга - скупой; картофель - картошка; недостаток - дефект; сообщение - донесение; тетрадь - тетрадка; зачетная книжная - зачетка.

Синонимы нейтральные – просить, лепить, израсходовать, спать, жадина, картошка, недостаток, донесение, тетрадка, зачетная книжка.

Синонимы книжные – взывать, строить, растратить, скупой, картофель, дефект, сообщение, тетрадь.

Синонимы разговорные – клянчить, воздвигать, промотать, кимарить, скряга, зачетка.

1.14. Прочитайте. Письменно кратко объясните различия в значениях данных слов. Используйте словари паронимов или толковые словари.

Обаяние - обоняние, невежа - невежда, ампир - вампир, по¬ступок - проступок, миграция - эмиграция, представить - пре¬доставить, искусный - искусственный, переменный - перемен¬чивый, дипломник - дипломант.

Обаяние - обоняние, невежа - невежда, ампир - вампир, по¬ступок - проступок, миграция - эмиграция, представить - пре¬доставить, искусный - искусственный, переменный - перемен¬чивый, дипломник - дипломант.

Обаяние (симпатия) – обоняние (чувствовать запах), невежа (грубый, невоспитанный) – невежда (необразованный), ампир (стиль) – вампир (кровосос), поступок (действие положительное) – проступок (виновность), миграция – эмиграция (покидать страну), представить (познакомить) – предоставить (дать что-то), искусный (хороший, замечательный) – искусственный (неестественный), переменный (ток) – переменчивый (характер), дипломник (о студенте, о документе) – дипломант (о лауреате, о награде).

1.15. Перепишите, исправляя речевые ошибки (устраните тав¬тологию, зачеркивая лишние слова).

Коллега по профессии, народный фольклор, демобилизоваться из армии, впервые дебютировать, памятный сувенир, лидировать впереди, развитие прогресса, пять человек рабочих, свободная ва¬кансия, необычный феномен, юный вундеркинд.

Коллега по профессии, народный фольклор, демобилизоваться из армии, впервые дебютировать, памятный сувенир, лидировать впереди, развитие прогресса, пять человек рабочих, свободная ва¬кансия, необычный феномен, юный вундеркинд.

1.16. Перепишите, вставляя пропущенные буквы в конст¬рукциях с предлогами.

1. Благодаря отц.. и сестр.. мы выучили несколько иностранных языков. 2. Согласно последн.. данны.. медицины, атеросклероз - это болезнь обмена веществ. 3. Вопреки предсказани.. погода проясни¬лась. 4. Прокурор поступил согласно закон... 5. Благодаря использовани.. ПК удалось обобщить большой объем статистических данных.

1. Благодаря отцу и сестре мы выучили несколько иностранных языков. 2. Согласно последним данным медицины, атеросклероз - это болезнь обмена веществ. 3. Вопреки предсказаниям погода проясни¬лась. 4. Прокурор поступил согласно закону. 5. Благодаря использованию ПК удалось обобщить большой объем статистических данных.

Выдержка:

Основная часть:

1. Задача молодежи хорошо учиться. 2. Интересный человек наш преподаватель. 3. Технологическое кондиционирование удоволь¬ствие не из дешевых. 4. Озеро Байкал будто море. 5. Чтение вот луч¬шее учение. 6. Курить здоровью вредить. 7. Бедность не порок. 8. Формирование рейтинга полиграфических предприятий важный инструмент рыночных технологий. 9. Книга, может быть, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес... 10. Морфо¬логия и синтаксис это составные части грамматики.

1. Задача молодежи - хорошо учиться. 2. Интересный человек наш преподаватель. 3. Технологическое кондиционирование - удоволь¬ствие не из дешевых. 4. Озеро Байкал будто море. 5. Чтение - вот луч¬шее учение. 6. Курить - здоровью вредить. 7. Бедность не порок. 8. Формирование рейтинга полиграфических предприятий - важный инструмент рыночных технологий. 9. Книга, может быть, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес... 10. Морфо¬логия и синтаксис - это составные части грамматики.

1.7. Перепишите, расставляя, где нужно, знаки препинания между однородными членами предложения. Обратите вни¬мание на пунктуацию при обобщающих словах.

1. Служба журнальные труды все было забыто заброшено. 2. Вид¬ны были только белые стволы ближайших берез да кусочек аллеи. 3. Было грустно и в весеннем воздухе и на темневшем небе и в вагоне. 4. В человеке все должно быть прекрасно и лицо и одежда и душа и мыс¬ли. 5. Надо честно жить много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную землю... 6. Без образования люди и грубы и бедны и неве¬жественны. 7. Всюду в лесу и в поле радостная птичья трескотня

Похожие работы на данную тему