Введение
Актуальность: Произведения архитектуры в любой форме - это предметно воплощенные идеи их авторов, отражающие ценностные смыслы, которыми они руководствуются в творчестве и повседневной жизни. Известно, что существует языковая двойственность слова «ценность». С одной стороны, ценность понимается как атрибут чего-то и без уточнения объекта слово лишается смысла, а с другой - это объект как нечто ценное само по себе, иными словами, объекты имеют ценность или они являются ценностями. Рассмотрение архитектуры с позиций ценностных категорий ставит проблему соотношения и взаимодействия индивидуального и надындивидуального. Поэтому в архитектуре понимание ценности как сугубо индивидуальной реальности, значимой только для творящего ее субъекта, не отражает общественной сущности этого искусства. Ценность в архитектурной культуре является надындивидуальной реальностью. Творческая мотивация, интерес и субъективная ценность являются вторичными по отношению к объективной надындивидуальной ценности, так как «эмпирическое Я находит себя уже включенным в надындивидуальные духовные ценностные образования, которые в своем существовании отделены от переживающего Я»
Архитектурные памятники — это сооружения, в которых овеществлены материальные и духовные ценности прошлых поколений, сооружения, которые наиболее ярко отражают вкусы времени, исторические условия, уровень технических возможностей их создателей.
Глава 2-я. Эмпирическое исследование телевизионных передач о Москве
2.1. Анализ передач
СОВЕТСКАЯ ИМПЕРИЯ
Цикл передач Елизаветы Листовой
Телепередачи представляют собой авторский взгляд на основные архитектурные достопримечательности Москвы. Ведущая часто находится в кадре и активно в нем участвует. Архитектуру Москвы она показывает как бы изнутри, стараясь не давать оценок и не давить на зрителя, ему самому необходимо решить, являются ли данные постройки благом или злом. В программе активно применяются интересные компьютерные технологии, ведущая в интерактивном режиме изменяет картинку в кадре и сама ее создает. Применены интересные подходы к монтажу, активно применяются нестандартные переходы между кадрами.
1-я передача. СОВЕТСКАЯ ИМПЕРИЯ
Цикл передач Е.Листовой
Советская империя. Хрущевки.
Производство: ГТК «Телеканал «Россия» 2004г.
Программа рассказывает о строительстве типовых домов, начинал с 1958г. В стране встает острая проблема нехватки жилья, многие живут в бараках и коммуналках. И правительство видит необходимость разработки плана строительства простых в возведении и дешевых панельных домов.
Фильм о столь распространенных до сих пор «хрущевках», ставших спорным решением жилищного кризиса 50-х годов прошлого века. Могли ли они быть другими? Откуда взялись нормы, скажем, высоты потолка - 2.40? Почему первые дома были не выше пяти этажей? Кто рассчитал такие параметры?
СПИСОК ЛИТЕРЕТУРЫ
1. Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции// Вопр. филос. 1996. №4.
2. Полный текст третьего издания «Большой советской энциклопедии», выпущенной издательством «Советская энциклопедия» в 1969 — 1978 годах в 30 томах.
3. Федеральный закон РФ о памятниках архитектуре и их статусе http://rosohrancult.ru/documents/detail.php?ID=71250
4. «Город двух эпох» Ю. Золотарев // Вечерняя Москва 7.11.1935
5. Вечерняя Москва 11.07.1935
6. «От тайги до Кавказа» Карл Грюнберг (перевод Э. Венгеровой и Е. Минкиной) // Иностранная литература 1972 год, №9 — С.247
7. Строительство Москвы №8 за 1934 год.
8. «Падение Зарядья» // Вечерняя Москва 26.02.1935
9. Москва. Под. Ред. Л. Ковалева М.: Рабочая Москва, 1935 — С. 189
10. Недвижимость ТВ http://www.nedvigimost.tv/
11. Дороги жизни: Из зап. архитектора / Михаил Васильевич Посохин М. Стройиздат 1995
12. Медынский С. Е. «Что у нас в кадре?». Москва, Журналист, 1979 год, №2, стр. 24
13. Багиров Э. Г. «Место телевидения в системе средств массовой информации и пропаганды», Москва, 1976 год, стр. 59-60
14. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля. Год издания: 2008. Изд-во «Платформа».