Взаимодействие Швеции и Нато в контексте политики нейтрализма

Название работы: Взаимодействие Швеции и Нато в контексте политики нейтрализма

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Политология

Страниц:

28 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

Введение 3

1. Нейтрализм история и особенности на примере Швеции 5

2. Традиционный нейтралитет Швеции 10

3. Партнерство Швеции и НАТО. Рамки партнерства 16

4. Развитие отношений между Швецией и НАТО 21

Заключение 26

Список использованной литературы 28

Выдержка:

Введение:

Швеция является одной из пяти западноевропейских стран, сохраняющих военный нейтралитет: помимо скандинавского королевства от членства в военных альянсах воздерживаются Швейцария, Финляндия, Австрия и Ирландия. И если Австрия, Ирландия и Финляндия соблюдают нейтралитет сравнительно недавно - с 1950-х годов, Швейцария объявила о нейтралитете в 1847-м, после образования Швейцарской конфедерации, то Швеция сохраняет фактический нейтралитет, не вступая ни в одну войну и ни в один военный союз, дольше всех - без малого двести лет.

Неудивительно, что традиция нейтралитета наложила огромный отпечаток на военную доктрину Швеции.

В годы холодной войны шведская доктрина строилась на возможности полноценной самостоятельной обороны страны от советского наступления. Крохотная Швеция с менее чем десятимиллионным населением была готова поставить под ружье до миллиона человек - именно такой численности могла достигнуть шведская армия при проведении полной мобилизации мужского населения, подготовленного к боевым действиям.

К концу 1950-х шведские ВВС располагали более чем 800 самолетами и были, таким образом, четвертыми по мощи ВВС мира - после американских, советских и британских. И хотя сегодня такими результатами шведская армия похвастать не может, отголоски военной доктрины времен холодной войны очевидны.

Так, более половины личного состава шведской армии, создаваемой в случае военной угрозы, приходится на граждан, числящихся за народным ополчением, полувоенной организацией, созданной в 1940 году для возможного ведения партизанских боевых действий.

Целью курсовой работы является рассмотрение взаимодействия Швеции и НАТО в контексте политики нейтрализма.

Глава 4:

Сегодня среди многочисленных стран, установивших партнерские отношения с НАТО, Швеция относится к тем из них, кто оказывает наиболее заметную поддержку НАТО. В сентябре этого года, например, Швеция направила 260 военнослужащих в Мазари-Шариф, в Афганистан, где она возглавляет работу Группы восстановления провинций (ГВП). 300 шведских военнослужащих действуют в составе Сил НАТО для Косово (КФОР).

Шведские военнослужащие участвуют не только в операциях, проводимых НАТО. 240 шведских миротворцев по-прежнему участвуют в миссии ООН в Либерии, а около 70 военнослужащих – в миссии Европейского союза (ЕС) в Боснии.

Особенно важно то, что Швеция продемонстрировала способность своих Вооруженных Сил к развертыванию в короткий срок. В 2003 году в рамках миссии ЕС Швеция одной из первых направила подразделения войск специального назначения в Бунию, Демократическую Республику Конго, благодаря чему удалось избежать более масштабного гуманитарного кризиса.

Швеция осуществляет реформу своих Вооруженных Сил, чтобы еще больше повысить их развертываемость и профессионализм, что соответствует призывам НАТО к трансформации вооруженных сил. Эта цель также была намечена в Резолюциях об обороне, принятых в 2004 и 2005 годах.

Самым лучшим наглядным примером преобразования ВС является приверженность Швеции делу создания к 2008 году Северной тактической группы – многосторонней военной структуры, в которую войдут также Эстония, Финляндия и Норвегия. Эта группа будет поддерживать усилия Европейского союза, направленные на формирование сил быстрого реагирования ЕС.

Аналогичным образом Швеция по-прежнему играет активную роль в отработке задач недавно созданных Сил реагирования НАТО. В течение последних десяти лет Швеция широко взаимодействовала со странами Балтии, являющимися членами НАТО, и помогала им преобразовывать вооруженные силы и систему обороны. Одновременно с этим Швеция и соседнее с ней государство-член НАТО Норвегия расширяли мероприятия по совместному наблюдению за воздушным и морским районом.

Однако, несмотря на все подвижки, остается один вопрос, вызывающий серьезное беспокойство: начиная с 2001 года, процент военных расходов Швеции снижается. К 2005 году на долю военных расходов приходилось лишь 1,5 % валового внутреннего продукта Швеции.

И хотя большая часть оборонного бюджета тратится на научно-исследовательские и конструкторские разработки, равно как закупки вооружений, это постоянное снижение объема затрат наложит ограничения на более амбициозные цели в области модернизации ВС. Этот фактор сыграл определенную роль в уходе Микаэля Оденберга с поста министра обороны в начале текущего года.

Какие уроки можно вынести из отношений между Швецией и НАТО.

Во-первых, НАТО изыскала возможности, позволяющие существенным образом приобщить неприсоединившиеся страны, а также новые страны-партнеры к деятельности Североатлантического союза.

Во-вторых, несмотря на то, что Швеция сохраняет статус государства, не присоединившегося к военным альянсам, вполне очевидно, что когда речь заходит о ее взаимоотношениях с НАТО, назвать Швецию нейтральной сложно.

Действия Швеции в Афганистане, Косово, в рамках операций НАТО по учебной подготовке и работа по модернизации вооруженных сил означают, что Швеция обладает как политический волей, так и военными силами и средствами, чтобы на деле выполнять функции «поставщика безопасности» для стран НАТО .

Особенно важно то, что Швеция продемонстрировала способность своих Вооруженных Сил к развертыванию в короткий срок

Наконец, ведущая роль Швеции в Группах восстановления провинции в Мазари-Шарифе, Афганистане и КФОР указывает на то, что Швеция помогает формулировать повестки дня в международной политике, используя при этом как военные, так и традиционные дипломатические средства.

Северная тактическая группа является во многом замечательным примером внешней политики и политики безопасности Швеции. Создание этой группы предполагает многостороннее сотрудничество, модернизацию обороны, усилия, предпринимаемые совместно с двумя государствами-членами НАТО, но одновременно с этим и определенную степень независимости от Европейского союза и НАТО.

Заключение:

В настоящий момент Швеция поддерживает отношения с НАТО на уровне программы «Партнерство во имя мира» и принимает участие в некоторых совместных учениях.

В формате сотрудничества с НАТО Швеция осуществляет миротворческую деятельность на Балканах, в Афганистане. Стоит отметить, что в настоящий момент в Афганистане шведский контингент насчитывает 500 военнослужащих, которые расположены на севере Афганистана.

Совсем недавно, в феврале 2010 года было принято решение о том, что Швеция отправит в Афганистан дополнительный взвод военнослужащих, с тем, чтобы усилить шведский контингент вооруженных сил.

В то же время среди населения Швеции растет недовольство относительно активного участия страны в военной операции в Афганистане. Так, согласно опросу своих читателей шведской газеты «Экспрессен» о том является ли шведское присутствие в Афганистане бессмысленным, 60 % респондентов ответили – да, 36 % - нет и 4 % - ответили - не знаю.

В Швеции все усиливается недовольство тех граждан, которые считают, что присутствие шведского воинского контингента в Афганистане негативно влияет на имидж их страны.

Имея в качестве одного из приоритетов внешней политики кризисное регулирование, Швеция активно осуществляет данную деятельность и в рамках других международных структур. Швеция принимает участие в миротворческих миссиях ООН и ОБСЕ в Грузии, в миссии ООН в Индии и Пакистане, а также в миротворческих операциях в Косово, на Ближнем Востоке, Непале, Сомали, Судане.

К тому же Швеция является «ядром» Северной боевой группы, которая сформирована в рамках Европейских сил быстрого реагирования Евросоюза. Это отдельно созданные военные силы ЕС, которые существуют параллельно НАТО.

Похожие работы на данную тему