Наука в системе культуры

Название работы: Наука в системе культуры

Скачать демоверсию

Тип работы:

Реферат

Предмет:

КСЕ

Страниц:

12 стр.

Год сдачи:

2009 г.

Содержание:

Содержание

Введение 3

1. Становление науки 4

2. Наука в системе культуры и цивилизации 7

Заключение 12

Список используемой литературы 13

Выдержка:

Введение

В работе рассматривается понятие науки в её органичном единстве с культурой и цивилизацией. Предполагается, что именно культура дала основу для развития науки как социального института и формы познания мира. Вместе с тем наука, возникнув на базе цивилизационного устройства общественной жизни, стала задавать настолько стремительный ритм жизни человека в системе культуры и цивилизации, что резко обострилась проблема адаптации индивида в условиях постоянно меняющейся среды.

Вопрос о времени и причинах появления науки, как целенаправленной, самостоятельной исследовательской деятельности, не имеет однозначных ответов. Относительно вопроса, касающегося оснований для зарождения науки, господствуют две установки. Согласно одной из них, наука появилась в силу внешних социокультурных условий, практических нужд общества. В соответствии с другой – наука возникла в силу её собственных имманентных законов, т.е. здесь наука считается автономной.

2. Наука в системе культуры и цивилизации

Научное знание способно иметь репрессивный характер, подавлять, ограничивать человеческую мысль, независимо от направленности последней. Более того, принятое научное знание способно задавать направленность умственной работе учёного. «Очевидным фактом морального порядка является то, что человек – извечная жертва своих истин. Раз признав их, он уже не в состоянии от них отделаться», - справедливо замечает А. Камю [3, с.243]. Открытые законы физического мира так или иначе заставляют считаться с собой, определяют вектор деятельности учёных, возможности и границы исследовательской мысли. О том, что наука может быть автономной, свидетельствует и то, что при отрыве её от культуры социального организма, она способна подавлять, разрушать последний, препятствовать его развитию. «Так тверда наша вера в этот мир, что наше отношение к этому миру принимает форму принуждающую, обязывающую, связывающую, т. е. форму знаний», - пишет Н. Бердяев [2, с.65]. Поэтому-то, хотя наука может развиваться независимо от общества, в соответствии с собственными имманентными законами, она всё же не должна подчинять себе людей, которым следует по мере возможности контролировать рост научного знания. Итак, будем ориентироваться на положение, согласно которому возникновение науки есть результат развития общества и культуры, следствие практических нужд людей.

Список используемой литературы

1. Багновская Н. М. Культурология: Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2005. - 300 с.

2. Бердяев Н. Философия свободы. М.: АСТ, 2002. – 736 с.

3. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде //Сумерки богов, М., 1990. – 398 с.

4. Культурология: ответы на экзаменац. вопр. / С. В. Лапина. — 2-е изд. – Мн.: ТетраСистемс, 2009.-176 с.

5. Культурология: Учеб. пособие для вузов/Под ред. проф. Н.В. Михайловой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 335 с.

6. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. М.: АСТ, 2002. – 526 с.

7. Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ,2002. – 783 с.

Похожие работы на данную тему