Комплексное исследование правовых и организационных основ порядка прохождения государственной гражданской службы в Российской Федерации.

Название работы: Комплексное исследование правовых и организационных основ порядка прохождения государственной гражданской службы в Российской Федерации.

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Госслужба

Страниц:

69 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 4

1. Основы государственной гражданской службы в РФ 8

1.1. Понятие государственной гражданской службы в РФ 8

1.2. Российское законодательство о государственной гражданской службе 15

1.3. Принципы государственной службы в РФ 25

2. Определение правового статуса государственного служащего. 32

2.1. Права государственного гражданского служащего. 32

2.2. Обязанности государственного гражданского служащего 37

2.3. Ограничения и запреты, связанные с государственной гражданской службой 43

3. Особенности прохождения государственной гражданской службы в Российской Федерации 50

3.1. Государственные гарантии при прохождении государственной гражданской службы 50

3.2. Ответственность государственных гражданских служащих 57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67

Нормативные акты 67

Специальная литература 69

Выдержка:

Введение:

Без сильного, дееспособного государства реальная демократия невозможна. Это положение убедительно подтверждает опыт экономически развитых демократических государств Европы и Северной Америки. Именно государство в лице органов публичной власти и служащих государственного аппарата, обеспечивающих исполнение функций этих органов, в решающей степени гарантирует реализацию и эффективную защиту прав и свобод человека и гражданина. В современном мире остро стоит проблема самозащиты государства. Еще выдающийся немецкий мыслитель В.Гумбольдт глубоко справедливо отмечал, что государство обязано охранять не только безопасность граждан, но и свою собственную безопасность. Защиту государства осуществляет государственный аппарат, т.е. те же государственные служащие.

Анализ нормативной правовой базы, регулирующей отношения по поводу прохождения государственной гражданской службы, а также изучение деятельности государственных органов позволяют сделать вывод о том, что существующий в данной сфере правовой механизм требует совершенствования, так как не обеспечивает, во-первых, эффективного карьерного продвижения государственных гражданских служащих; во-вторых, их должной правовой защиты.

Существует проблема определения круга государственных структур (органов) и институтов, профессиональная деятельность в которых считается государственной гражданской службой. Дискуссионным является вопрос соотношения конституционного, административного, служебного и трудового статуса федеральных государственных гражданских служащих, особенностей их службы в федеральных государственных органах и положения гражданских служащих в государственных органах субъектов Российской Федерации.

Отмечая важность проблем, касающихся функционирования института государственной гражданской службы, приходится констатировать, что вплоть до настоящего времени в юридической науке, а также в нормативных правовых источниках не выработана единая позиция относительно структуры правоотношений государственных гражданских служащих, соотношения и роли конституционного, административного, служебного и трудового отраслей права в регулировании правового положения государственных гражданских служащих, понятийного аппарата служебного права, категорий «государственная» и «государственная гражданская служба», «государственный гражданский служащий» и «государственный служащий», классификации должностей государственной гражданской службы.

До настоящего времени остается нерешенной проблема соотношения федерального и регионального, локального и договорного регулирования правового положения государственных гражданских служащих, распределения полномочий между разноуровневыми государственными органами в сфере государственной гражданской службы.

Продолжаются дискуссии и о поиске путей предотвращения и преодоления противоречий между государственными гражданскими службами различного уровня, понятий, способов и направлений восполнения пробелов в законодательстве о государственной гражданской службе, а также пределов применения норм различных отраслей российского права в определении правового положения различных категорий государственных гражданских служащих.

Названные обстоятельства обусловливают актуальность исследуемой проблематики и в конечном итоге предопределили выбор темы данной дипломной работы.

Большинство исследований посвящено общим вопросам служебной деятельности, а число работ, содержащих частные вопросы порядка прохождения государственной гражданской службы, незначительно.

Существенный вклад в разработку исследуемых в работе проблем внесли такие известные правоведы, как А.П. Алехин, Д.Н. Бахрах, Ю.М. Козлов, А.П. Коренев, Б.Д. Лебин, А.Е. Лунев, В.М. Манохин, А.Ф. Ноздрачев, A.B. Поляков, Л.Л. Попов, Ю.Н. Старилов, Д.М. Овсянко, Ю.А. Тихомиров, Л.Е. Шепелев, заложившие теоретические основы в понимании места и роли институтов государственной службы в системе административного права.

Объектом исследования является государственная гражданская служба как институт российского права, регулируемый различными межотраслевыми правовыми источниками, применяемыми в сфере организации и деятельности государственных гражданских служащих Российской Федерации.

Предмет исследования - это нормы права, регулирующие государственную гражданскую службу, теоретико-методологические, конституционные, нормативно-правовые и договорные условия осуществления государственной гражданской службы, анализ правоотношений государственных гражданских служащих, нормативное и договорное регулирование правовых отношений государственных гражданских служащих, юридические технологии, используемые в организации государственной гражданской службы, а также параметры, характеризующие условия осуществления государственной гражданской службы.

Цель дипломной работы заключается в проведении комплексного исследования правовых и организационных основ порядка прохождения государственной гражданской службы в Российской Федерации.

Достижение поставленной цели предопределило необходимость постановки и последовательного решения ряда взаимосвязанных научных задач: изучение процесс становления системы государственной службы в ходе исторического развития Российского государства; рассмотрение базовых понятий и ключевых аспектов прохождения государственной гражданской службы; комплексное исследование теоретических проблем социально-правового института государственной службы с учетом особенностей государственной гражданской службы как юридически и организационно обособленного вида государственной службы.

Методологическую основу дипломной работы составили общенаучные методы исследования анализа (системный, социологический и др.), частноправовые (сравнительно-правовой, формально-юридический и др.)и философские методы (метод диалектики и его категории: форма и содержание, причина и следствие, единичное и общее и др.).

Глава 3:

В состав мер должного и возможного поведения гражданского служащего с необходимостью включается и ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей, запретов и требований. В административно-правовом статусе должностного лица отражены объективный и субъективный моменты категории «ответственность». Объективный определяется положением должностного лица в органе и отражает определенный интерес, который оно обязано обеспечить. В данном случае ответственность выступает как возможное требование общества к деятельности должностного лица .

Субъективный аспект ответственности проявляется в личном отношении субъекта к имеющейся потребности и зависит от условий, формирующих это отношение. Оно может быть позитивным, когда должностное лицо, учитывая объективные условия, сообразует свою деятельность с требованиями, предъявляемыми к нему по должности, и негативным, если субъект противится осуществлению своего долга, не выполняет его или исполняет частично. Таким образом, ответственность всегда предполагает взаимодействие двух компонентов: объективных требований и субъективного отношения к ним индивида .

Ответственность выражается в применении к гражданскому служащему различных взысканий и наказаний за допущение поступков и действий, которые юридически признаются запрещенными и вредными. Различают четыре вида ответственности гражданского служащего:

1) дисциплинарную; 2) административную; 3) материальную; 4) уголовную мер дисциплинарного воздействия к гражданским служащим в порядке служебного подчинения за виновные нарушения правил гражданской службы. Основы дисциплинарной ответственности гражданского служащего определяются ст. 57 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В ней указывается, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей (т.е. совершение дисциплинарного проступка), представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии; 4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы; 5) увольнение с гражданской службы на основании. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

При освобождении гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы в связи с дисциплинарным взысканием он включается в кадровый резерв для замещения иной должности гражданской службы на конкурсной основе. До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания .

Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим должностного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения должностного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения. Оно не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка.

Копия акта (указа, постановления, распоряжения, приказа) о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти календарных дней со дня издания акта. Он вправе обжаловать это взыскание в письменной форме в комиссии по служебным спорам государственного органа или в суде.

Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Представитель нанимателя вправе снять дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя.

Дисциплинарная ответственность гражданских служащих имеет двоякий характер. Она устанавливается, во-первых, на общих основаниях с другими гражданами (например, равенство всех перед законом, единая процессуальная форма рассмотрения дел о правонарушениях и т.д.), а во-вторых, с учетом специфики профессиональной деятельности (например, этот вид юридической ответственности в армии регулирует Дисциплинарный устав Вооруженных Сил, в органах охраны общественного порядка — Положение о прохождении государственной службы в органах внутренних дел и т.п.) .

Дисциплинарная ответственность - самостоятельный вид юридической ответственности государственного гражданского служащего. По мнению автора законодательного закрепления принцип «охранения достоинства службы». Данный принцип должен быть положен в основу изменения подхода к регулированию дисциплинарной ответственности на государственной гражданской службе. Понятия «должностной проступок» и «дисциплинарный проступок» имеют существенные содержательные различия. Перечень дисциплинарных взысканий должен быть дополнен взысканиями материального (например, вычет из денежного содержания) и служебного характера (например, понижение в должности или классном чине). Дисциплинарное взыскание как мера дисциплинарной ответственности должно налагаться посредством дисциплинарного производства, которое является специфической разновидностью административного производства юрисдикционного характера. Это производство имеет свои принципы, субъекты, сроки, процессуальные документы. Современному дисциплинарному законодательству не хватает хорошо разработанной процессуальной части.

Заключение:

Законодательство о государственной службе призвано обеспечить создание стимулов к добросовестному и инициативному выполнению служебных обязанностей, введение обоснованных ограничений и запретов, установление адекватного затраченным усилиям вознаграждения за труд. А эти факторы, в свою очередь, непосредственно влияют на результаты профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих и, следовательно, на осуществление соответствующим государственным органом возложенных на него государственных функций.

Таким образом, результативность деятельности любого государственного органа напрямую зависит от эффективности профессиональной служебной деятельности государственных служащих, исполняющих государственную службу.

Именно государственные служащие в силу предоставленных им полномочий призваны претворять в жизнь политику государства в сфере экономики, науки, культуры, образования, здравоохранения, социального развития и др.

В современных социально-экономических условиях в связи с формированием в стране рыночной экономики, обострением социальных проблем роль и значение государственной гражданской службы особенно возрастают. Перед ней ставятся новые задачи, решение которых создаст условия для нормального функционирования рыночной экономики, соблюдения демократических правовых принципов в обществе, обеспечения его стабильности, усиления защиты законных прав и свобод граждан.

Задачи, стоящие перед государственной службой, предопределяют и иное (новое) отношение к гражданским служащим, исполняющим государственную службу. Успешная профессиональная деятельность гражданских служащих по реализации функций государства во многом зависит от их правового положения. В связи с этим проблема совершенствования законодательства, определяющего правовое положение гражданских служащих, приобретает особую актуальность.

Как справедливо отмечается в научной литературе, потребность в серьезном анализе основных норм действующего законодательства о государственной службе давно назрела, так как и в теории, и на практике существует множество проблем организации и функционирования российской публичной службы.

Результатом проведенного дипломного исследования являются некоторые выводы, сделанные на основе анализа нормативных актов о государственной гражданской службе и научной литературы на указанную тему:

1. Понятие «профессиональная служебная деятельность» подразумевает под собой регламентируемую государством деятельность, направленную на реализацию функций государства государственными органами, лицами, замещающими государственные должности, и осуществляемую государственными служащими, состоящими на государственной службе.

Похожие работы на данную тему