Рациональное использование ресурсов животного сырья и охрана окружающей среды от загрязнения отходами производства и потребления

Название работы: Рациональное использование ресурсов животного сырья и охрана окружающей среды от загрязнения отходами производства и потребления

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Экология

Страниц:

34 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

Введение 3

1. Особенности рационального использования и охраны ресурсов животного сырья 5

1.1. Специфика биологических природных ресурсов, природные ресурсы животного мира 5

1.2. Рациональное использование и охрана ресурсов животного сырья в России 8

1.3. ООПТ как механизм охраны ресурсов животного сырья 15

2. Охрана окружающей среды от загрязнения отходами производства и потребления 20

2.1 Специфика загрязнение отходами производства и потребления 20

2.2. Охрана окружающей среды от загрязнения отходами производства и потребления (правовые механизмы) 25

2.3 Экономические механизмы охраны окружающей среды 27

Заключение 32

Список использованной литературы 34

Выдержка:

Введение:

Современный этап развития общества отличается постоянно увеличивающими масштабами потребления природных ресурсов, резким обострением процесса взаимодействия природы и общества, проявлением и расширением сферы особых вредных для природы антропогенных процессов, возникающих вследствие воздействия человеческого общества на природу. Обострение сырьевых, топливных, энергетических, водных и в целом экологических проблем перешагнули границы отдельных регионов и приобрели глобальный масштаб.

В последние годы различные техногенные факторы оказывают все большее влияние на жизнь человека. Вредные выбросы заводов, выхлопные газы автомобилей, загрязненная почва, дым лесных пожаров и торфяников - все это меняет окружающую среду. Человеческая деятельность активно влияет на состояние окружающей среды. Меняется ее состав, свойства, качества. Разные виды человеческой деятельности оказывают не однозначное влияние на экологию, однако, все виды производственной и непроизводственной деятельности находят свой отклик в окружающей среде.

Ресурсы животного сырья – один из важнейших ресурсов человечества, обеспечивающего поступление пищи и пищевых ресурсов. В настоящее время важность ресурсов животного сырья не ослабла, для человечества по прежнему важно поддерживать максимальное разнообразие, широкое распространение и достаточную численность животных организмов. В этой связи особое значение играет их рациональное использование и охрана.

Сегодня рациональное использование природных ресурсов, повышение культуры их использования - важнейшая экологическая задача, требующая глобального принятия к исполнению.

Глава 2:

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (пункт “д” ст. 72) вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. При этом законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (ст. 76 Конституции Российской Федерации). Общие вопросы обращения с отходами регулируются нормами Закона РСФСР “Об охране окружающей природной среды”, в котором определены:

- компетенция Правительства Российской Федерации (ст. 6), специально уполномоченных органов (ст. 7), органов местного самоуправления (ст. 10);

- экономический механизм охраны окружающей среды, предусматривающий вопросы размещения отходов (ст. 15, 19, 20, 21, 23);

- требования экологической безопасности, включая вопросы устранения загрязнения среды вредными отходами при проектировании, строительстве, эксплуатации предприятий (ст. 42, 44, 45) и некоторые другие вопросы.

Охрану окружающей среды в России регламентируют следующие нормативно-правовые акты:

- Федеральные законы, Кодексы и Постановления Правительства;

- санитарные нормы и правила;

- строительные нормы и правила;

- стандарты и технические условия;

- ведомственные нормы и правила.

Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89 (ред.10.01.2003 № 15-ФЗ) «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. Согласно ст.13, устанавливающей требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований, организация раздельного сбора отходов возложена на местные органы самоуправления.

Согласно Федерального закона от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», и формулировке «опасные отходы» в законе «Об отходах производства и потребления» лицензирование не распространяется на деятельность по обращению отходов V класса опасности (практически неопасные), которые не обладают прочими опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью), не содержат возбудителей инфекционных болезней. Следует отметить, что формулировка «опасные отходы» считается «достаточно размытой», однако правоприменительная и судебная практика показывает, что одним из основных критериев отнесения отходов к категории опасности является паспорт опасного отхода].

Федеральный Закон №96-ФЗ от 4 мая 1999 года "Об охране атмосферного воздуха", регламентирует требования к предотвращению вредного воздействия на атмосферный воздух отходов производства и потребления при их хранении, захоронении и обезвреживании (ст. 18). Это означает, что все объекты, связанные с переработкой, обезвреживанием или захоронением твердых бытовых отходов обязаны предотвращать и снижать выбросы вредных веществ. Особенно это касается мусоросжигательных заводов и полигонов, являющихся крупными источниками вредных выбросов (углекислый газ, метан и др.).

"Земельный Кодекс Российской Федерации" в статье 13 обязывает землепользователей защищать земли от захламления отходами производства и потребления, загрязнения.

Федеральный закон №52-ФЗ от 30 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определяет санитарные требования (ст.22) к порядку, условиям и способам сбора, использования, обезвреживания, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления, которые также должны устанавливаться местными органами самоуправления и иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии указанного порядка санитарным правилам.

Вопросы обращения с отходами также содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации, Земельном кодексе РСФСР, Градостроительном кодексе Российской Федерации, федеральных законах “О животном мире”, “О лицензировании отдельных видов деятельности”, иных законодательных и других нормативных правовых актах.

Заключение:

Природные ресурсы это важнейшие продукты и явления природы. Они просто необходимы для существования человечества. Однако, запасы природных ресурсов и их качество стремительно сокращаются и ухудшаются соответственно. Под ресурсами животного сырья живые организмы используемые человеком, как источник для удовлетворения своих потребностей.

В основе охраны природы лежит деятельность, направленная на сохранение природных объектов и окружающей среды в целом, в то время как использование природных ресурсов направлено на поиск, разведку и извлечение, в той или иной форме, их полезных свойств. Рациональность в использовании природных ресурсов заключается в применении технологий, приносящих наименьший вред, а также в добыче ресурсов в объемах, не приводящих к необратимым явлениям в окружающей среде.

Основные способы охраны ресурсов животного сырья включают правовые механизмы (серия федеральных и региональных законом), административные (запреты, регламентирование промысла, ООПТ). Один из важных механизмов охраны животного мира – создание ООПТ и взятие вида под охрану с включением в Международную, Российскую или региональную «Красную книгу».

Основными механизмами охраны окружающей среды от отходов производства и потребления являются правовые и экономические.

В настоящее время наиболее эффективными стимулами к рациональному использованию ресурсов являются экономические механизмы природопользования. Это система платежей и штрафов за не рациональное использовании ресурсов. Эффективность этих способом доказана примером западных государств, которые активно используют эти механизмы и уже ощутили положительные тенденции в сфере рационального использования природных ресурсов.

Платное природопользование, в совокупности с другими элементами экономического механизма, а также методами прямого государственного регулирования позволяет в принципе создать финансовые механизмы, обеспечивающие в необходимых масштабах мероприятия по воспроизводству и охране естественных богатств.

В этой связи результативность сложившейся системы платного природопользования и возмещения негативного экологического воздействия должна быть подвергнута тщательному анализу, а также возможному уточнению и корректировке.

Среди экономических рычагов и стимулов основное место занимают платежи и налоги за загрязнение и пользование природными ресурсами. Они представляют собой косвенные рычаги воздействия и выражаются в установлении платы на выбросы или сбросы. Уровень платежа соответствует социально-экономическому ущербу от загрязнения или какому-либо другому показателю, например экономической оценке ассимиляционного потенциала природной среды. Платеж за загрязнение, по сути это плата за право пользования ассимиляционным потенциалом природной среды. Пользователь этого ресурса платит за него так же, как он платит за приобретаемое сырье, электроэнергию.

Похожие работы на данную тему