Роль программы «Линия жизни» в развитии жанра монолога на отечественном телевидении

Название работы: Роль программы «Линия жизни» в развитии жанра монолога на отечественном телевидении

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Журналистика

Страниц:

38 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

Введение ……………………………………………………………………….… 3

Глава 1. Становление и развитие жанра монолога на отечественном телевидении

1.1. Монолог как жанр телевизионной журналистики …………………..…… 6

1.2. Становление жанра: от И.Андроникова до «Встреч в концертной студии Останкино» …………………………………………………………………...… 12

Глава 2. Программа «Линии жизни» (канал Культура) как новый этап в развитии жанра монолога на экране

2.1. История создания программы ………………………………………...….. 24

2.2. Структура программы …………………………………………………..… 28

2.3. Роль аудитории в раскрытии образа героя передачи ………………...…. 29

Заключение ……………………………………………….………………..…… 32

Список литературы ………………………………………………………..…… 37

Выдержка:

Введение:

На современном телевидении нет недостатка в передачах с участием известных людей всех сфер человеческой деятельности, но существует лишь одна программа, в которой между зрителем и героем не стоит интервьюер. Как бы там ни было, но ведущий всегда направляет русло беседы в нужном ему направлении, и даже самые интересные разговоры могут оставить зрителя неудовлетворенным – ведь зачастую для журналиста персона интервьюируемого – всего лишь часть работы, а искренние поклонники этой персоны интересуются гораздо большим, чем вмещается в формальное интервью, и, в частности, рассуждениями кумира о жизни, творчестве, о том, что происходит вокруг нас.

Возможность для прямого общения звезды и поклонников предоставляет программа «Линия жизни». При такой организации передачи практически исключается возможность в ней политической игры, непредсказуемости вопроса и выявление неожиданной информации для компетентного человека, происходит лишь актуализация уже существующей в недрах аудитории информации.

Программа «Линия жизни» выходит на телеканале «Культура» шесть лет. К каждому герою, а их в гостях у популярной программы побывало немало, творческая группа ищет индивидуальный подход. Герои программы – известные учёные, писатели, режиссёры, актёры, музыканты. И у каждого своя неповторимая «линия жизни».

В этом проекте телеканала перед зрителями предстают звезды и светила, герои рубежа XX-XXI веков, которые боролись за право выразить себя, бросали вызов привычным представлениям об искусстве, шли против течения, следуя своей линии жизни.

Передача лауреат премии ТЭФИ-2006 в номинации «Программа об искусстве (цикл)». Программа была выдвинута на конкурс ТЭФИ-2004 и ТЭФИ-2005 в номинации "Ток-шоу".

Актуальность темы обусловливается повышенным интересом к проблемам массовой коммуникации, её организации в контексте эфирного телевизионного общения, недостаточным исследованием особенностей структуры и природы жанрового дискурса ток-шоу как особого вида телевизионного монолога, а также функциональной специфики структурных элементов и средств телевизионного взаимодействия в плане регулятивного воздействия на массового адресата.

Цель исследования – определить роль программы «Линия жизни» в развитии жанра монолога на отечественном телевидении.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Дать характеристику монологу, как жанру телевизионной журналистики.

2. Рассмотреть историю жанра на отечественном телевидении.

3. Изучить историю программы «Линия жизни».

4. Исследовать структуру программы.

5. Выявить роль аудитории в раскрытии образа героя передачи.

Основными источниками при написании этой работы были публикации в периодических изданиях, таких как «Искусство кино», «Журналист», «Культура», «Литературная газета», «Независимая газета». Особую ценность, на наш взгляд, имеют статьи, опубликованные в разное время в «Литературной газете».

В ходе исследования использовался принцип историзма, который позволяет выделить основные социально-культурные, экономические и политические факторы, оказавшие влияние на формирование системы современного телевещания в целом и программ канала «Культура» в частности, а комплексный подход даёт возможность проанализировать феномен программы «Линия жизни» всём его многообразии.

Эмпирическую основу работы составляют:

Глава 2:

«Линия жизни» умудряется обходиться без ведущего.

Ведет программу о самом себе тот, кто лучше всего знает обсуждаемый предмет, - сам ее герой. И знаете, очень приятно присутствовать при разговоре, где в студии нет ни одного депутата, ни одного "представителя властных структур", ни одного "эксперта по обсуждаемому вопросу", где ни с кем не связываются по телемосту, и где аплодисменты звучат не после каждой реплики, независимо от ее содержания, а там, где они необходимы.

Каждый герой по-своему сложен и интересен. Может быть, самые сложные – это те, которые привычно появляются на публике в определённой маске. И нам надо как-то показать, что человек другой, а это сделать непросто, особенно когда человек уже настолько «залачен» и свыкся со своим публичным имиджем, что очень трудно найти к нему какой-то другой, небанальный, неожиданный подход. Кстати, многие герои программ сильно волнуются перед съёмками, и это люди, которые давали миллион интервью, привыкли быть на публике... Как Елена Яковлева волновалась – у неё голос дрожал! И она оказалась совершенно другая, чем мы её себе представляли.

И неожиданности бывают самые разные. Помню, как мы перенервничали, когда снимали передачу с участием Котэ Махарадзе. У нас уже публика сидит, а его самолёт опаздывает. Что делать? Мы скинулись, купили грузинского вина и угощали всех зрителей, чтобы дождались. Ждать пришлось долго, но зал мужественно дождался.

А иногда возникают такие ситуации, когда залу и герою жалко расставаться, а нам жалко сказать «стоп!». И поэтому мы пишем не необходимые нам полтора часа, а два часа и больше, потому что невозможно прервать героя и волевым решением закончить съёмки» .

2.3 Роль аудитории в раскрытии образа героя передачи

Цикловой проект "Линия жизни", выходящий в эфир на телеканале "Культура", периодически представляет на суд зрителей именно таких людей, чей авторитет в мире современного искусства и литературы абсолютно непререкаем. Другое дело, что не всегда означенные выше персоны способны ярко и внятно сформулировать перед объективами студийных телекамер свои мысли, поделиться своими воспоминаниями, своими житейскими наблюдениями.

Одно из главных достоинств программы – действильно заинтересованная публика. «У нас есть уже завсегдатаи, фанаты программы, которые звонят, узнают про съёмки, гостей. Как правило, к нам приходят те, кому интересен конкретный гость. И заинтересованность публики создаёт контакт, без которого наша программа не смогла бы состояться», - делятся секретом создатели программы.

«В зале – одна молодёжь, но как будто бы не та, которая хочет быть, как Ксюша Собчак или её телеподопытные человекообразные, - так охарактеризовало зрителей программы с Евгением Евтушенко известное российское издание. - Осмысленные лица, стараются в чём-то разобраться, спрашивают… Признаются, что стихи вызывают слёзы. Но при этом – какое непонимание! – через одного читают свои опусы. Ведь это то же самое, что испортить праздник художнику, придя на его вернисаж со своей картиной и повесив её рядом с выставленными или вылезти на сцену во время концерта со своим инструментом. Ни одному безумцу такое в голову не придёт, а слово, увы, беззащитнее всего остального. Всегда можно перебить говорящего. Но это так, малоприятный попутный момент… И всё же поэт – это фонетика, это звук, это вибрация воздуха. Считается, что всё это – вотчина радио, для телевидения нужны совсем другие вещи. Но в "Линии жизни" и здесь справляются на пятёрку, умелым "бесшовным" монтажом уходя от "говорящей головы" в театральное пространство, где условность зрительного зала никого не смущает» .

«Как-то с первого взгляда уж очень все просто устроено в этой передаче: зал, публика, столик, стул, на стуле за столом - герой-рассказчик. И его ответы на устные вопросы, и записки из зала, - так охарактеризовал публику журналист Сергей Фомин в публикации «О грустном. Из опыта "кабаретного" общения с публикой», - И все это прекрасно держит эфир в пятницу вечером на канале "Культура", потому что в этой передаче нет ничего лишнего, кроме самой роскоши человеческого общения» .

"Линия жизни" продолжает славную традицию былых встреч в Концертной студии "Останкино", тех, что спустя почти тридцать лет время от времени повторяют на том или другом канале, что присуще любой телеклассике. И в этих повторах опять можно увидеть, как быстро перекрестился, выходя на сцену, Андрей Миронов; как все два часа своей встречи Валентин Катаев, которому тогда было уже за восемьдесят, провел ни разу не присев; как искал нити смыслов, связывающие его с современниками, академик Лихачев; и какие титанические страсти бурлили во внешне сдержанном Юрии Власове.

"Линия жизни" лишена, пожалуй, той монументальности, которая была присуща старинным встречам. Студия более интимна; невысокий подиум, на котором находится герой передачи, делает его ближе к публике, которую и публикой-то в полной мере не назовешь, потому что те, кто приходит в студию "Линии жизни", - полноправные, заинтересованные участники разговора. Это видно из того, что в студии отсутствуют, что называется, "недельные" вопросы. Герои - по большей части люди творческие, и ищут у них ответов отнюдь не "судьбоносных", а вполне сообразных профессии - о том, что они знают и помнят: об их собственной жизни и работе, о встречах с ныне ушедшими коллегами, то есть о том, о чем им самим просто и легко говорить.

И тогда Григоргий Бакланов совершенно спокойно просит повторить вопрос с правой от него стороны, потому что у него контужено левое ухо. И это - просто память о той войне, которой посвящено большинство его произведений.

Заключение:

Первое, что выделяет «Культуру» из среды остальных каналов – не тематическое своеобразие. Главная, и с первых дней прослеживаемая, особенность – стремление вырваться из хаоса «строек, стрелок, пробок» (слова, которые можно переставлять местами или заменять другими, столь же беспорядочно чередующимися – точно так же, как и сюжеты в новостных выпусках или «юмористические» передачи других каналов) – и противопоставить этому хаосу гармонично устроенный «телемир». Это, бесспорно, была сознательная ориентация на советскую просветительскую традицию, ибо стремление к гармонизации, упорядочению информационного потока – стержневая черта именно советского телевидения, всегда тяготевшего не столько к максимально полному охвату всего многообразия жизни, сколько к формированию цельной личности.

Преемственность «внешняя» – тематическая, жанровая – не случайна. Форма не существует отдельно от содержания; «формальные» параллели и заимствования могут выражать более глубокие, скрытые соответствия – смысловые, мировоззренческие.

Конечно, это было бы недопустимым, грубым обобщением – однозначно говорить о том, что советское телевидение «утверждало» такие-то идеи и ценности, которые теперь вслед за ним «утверждает» канал «Культура» – так как, при всех идеологических ограничениях, и в советское время телепередачи были достаточно разнообразны, чтобы представлять зрителю неодинаковые точки зрения по многим вопросам, – и сегодняшние программы также вовсе не однородны. Тем не менее, можно говорить о единой «смысловой доминанте» советского телевидения в целом и канала «Культура» в целом. И в том, и в другом случае разнообразие взглядов, мнений, суждений, предлагаемых зрителю, не остаётся разрозненным «перечнем», но складывается в мировоззрение.

Увидев все эти передачи программы «Линия жизни», сегодня можно было бы снова воскликнуть: «Удивительно, что при всей обезоруживающей прямоте таких вопросов…» Любой интервьюер докажет, что глупее вопроса, чем «Что такое счастье?» – нельзя придумать, что ответом на этот вопрос бывает обычно «дежурная восторженность», очередная пошлость – и, естественно, будет прав! Но – вот же примеры, перед глазами: почему с такой радостью «открываются» перед «глупыми интервьюерами» люди, почему с такой готовностью обсуждают в эфире эти «неправильные», «неформатные», «нетелевизионные» вечные вопросы?

Разговор напрямую о главном не просто даёт зрителю возможность узнать больше о героях передач. Самая возможность – каждую секунду – такого разговора – обогащает ту картину мира, которую предлагает телеканал зрителю, делает эту картину объёмной, движущейся, образно говоря, превращает её в ожившую скульптурную композицию (вспомним мотив оживших скульптур в заставках канала «Культура»). Картина мира, в самом деле, перестаёт быть плоской. Сюжеты передач, темы разговоров перестают быть «аттракционом», необязательным добавлением к жизненным впечатлениям человека, тем опытом, о котором можно было сказать: «В жизни происходило то-то, ну а по телику в это время показывали…» Нет, вовсе нет: именно то, что «по телику», становится частью реальной, наполненной – зрителем проживаемой – жизни! Потому что, находясь в этом телевизионном мире, вовсе не противопоказано испытывать радость и боль, думать, чувствовать, – жить.

Похожие работы на данную тему