Лингвистическая характеристика нарушения звукопроизношения.

Название работы: Лингвистическая характеристика нарушения звукопроизношения.

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Лингвистика

Страниц:

36 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Понятие лингвистического подхода к нарушениям звукопроизношения 5

1.1. Лингвистическая характеристика устной речи 5

1.2. Закономерности формирования звукопроизношения 10

Глава 2. Лингвистическая характеристика нарушений звукопроизношения 17

2.1. Формы проявления нарушений звукопроизношения 17

2.2. Группы нарушенных звуков 20

Заключение 33

Список литературы 35

Выдержка:

Введение:

В настоящее время наблюдается тенденция к значительному росту числа детей с речевыми нарушениями. Среди них весьма распространенным нарушением является нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Патологические нарушения следует отделять от временных (физиологических) нарушений произношения звуков, обусловленных недостаточной сформированностью фонематического слуха или артикуляционного аппарата.

При нормальных условиях воспитания, когда ребенок получает от взрослых правильные образцы речи, когда проводится систематическая работа по формированию правильного произношения, способствующая усвоению ребенком фонетической системы языка, развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов, физиологически обусловленное нарушение звукопроизношения устраняется предположительно к концу пятого года жизни.

Резкое несоответствие особенностей произношения его возрастным нормам и стойкость неправильных форм произношения характерны для различных случаев патологии. Они могут быть обусловлены как нарушениями фонематического слуха, артикуляционного аппарата, так и расстройствами нейродинамики (недостаточной дифференцировкой процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга), несформированностью межанализаторных связей.

Нарушения звукопроизношения требуют специальной логопедической помощи ребенку, и от ее своевременности будет зависеть успешная подготовка его к обучению в школе (Г.А. Каше, Г.В. Чиркина, М.Ф. Фомичева).

Система представлений о механизмах звукопроизношения на современном этапе строится на данных лингвистики и психолингвистики.

Исследования артикуляционного процесса показывают, что звуки речи реализуются не строго последовательно. Особое значение в этом процессе имеют упреждающие артикуляции, благодаря которым некоторые позиции, характерные для данного звука, осуществляются на протяжении предшествующего звука или ряда звуков. Другим существенным фактом является зависимость артикуляционных характеристик любого звука от его позиции в слове и в структуре фразы, а также наличие редукций, обусловленных влиянием различных факторов.

Таким образом, выделенные особенности нарушений звукопроизношения позволяют осуществить выбор адекватных средств коррекционно-логопедического воздействия дифференцированных приемов преодоления нарушений звукопроизношения у детей, обосновать подбор и последовательность предъявления лингвистическиго материала в процессе закрепления звуков, что повысит эффективность этого воздействия.

Цель исследования – рассмотреть лингвистическую характеристику нарушения звукопроизношения.

Объект исследования – нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – лингвистическая характеристика нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. дать характеристику устной речи с точки зрения лингвистики;

2. рассмотреть закономерности формирования звукопроизношения;

3. выделить формы нарушений звукопроизношения;

4. изучить группы нарушенных звуков.

Методы исследования: анализ, синтез и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

Глава 2:

Наиболее распространены дефекты произношения первых трех названных групп звуков (то есть свистящих, шипящих, «р» и «л»), тогда как на дефектное произношение звуков из остальных четырех групп приходится от 1,5 до 4,5 %.

Часто звук [р] полностью отсутствует в речи детей или вместо него появляется призвук гласного. В данном случае обнаруживается полное отсутствие нужных артикуляционных движений.

Недостатки произношения звука [р] могут проявляться в виде горлового дрожащего звука. Первый тип подобной артикуляции - велярный [р] (от velum - мягкое нёбо), при котором корневая часть языка сближается с нижним краем мягко го нёба, образуя с ним щель. Проходя через эту щель, выдыхаемый воздух вызывает мелкую, беспорядочную вибрацию мягкого нёба, в результате чего возникает шум, который, примешиваясь к тону голоса, сообщает специфическое дефектное звучание. При втором типе - увулярном [р] (от uvula - язычок) - вибрирует только кончик мягкого нёба - в результате слышится отчетливый рокот.

Встречается двугубный [р]. Первый вариант - «кучерское» произношение, образуемое вибрацией обеих губ. Второй вариант - без вибрации - воспроизведение [р] с помощью об разования двугубной щели, когда слышится нечто вроде английского «w».

При боковом произношении [р] вибрация присутствует, но место ее передвигается. В основе бокового произношения обычно лежат причины органического характера: парезы языка, массивная, короткая подъязычная связка, к наличию которой часто присоединяются узкое, высокое нёбо или неправильное расположение зубов верхней челюсти. Эти факторы мешают формированию эластичности кончика языка и поднятию языка кверху, что приводит к попыткам ребенка компенсировать свой дефект. Таким образом, смычка образуется следующими способами:

? поднятая спинка языка + нёбо. При этом получается звучание [рл];

? кончик языка или один из боковых краев языка + внутренняя поверхность щели: вибрация получается грубой, как результат - «щечный» звук [р];

? язык + верхняя губа: вибрация грубая, и проскальзывает звук [п];

? смычка кончика языка или чаще одного из его боковых краев с нёбом происходит или правее, или левее средней линии - звучание [р] несколько смягченное.

Вместо [р] порой встречается носовой звук типа английского или немецкого «ng», образуемого путем смыкания корне вой части языка с мягким нёбом при свободном проходе воздуха из глотки в нос.

В некоторых случаях приходится сталкиваться с так называемым одноударным [р], при котором передний край языка лишь один раз соприкасается с альвеолами, вибрация отсутствует, слышится звук, напоминающий английский (альвеолярный) «d». Попытки произнести длительный рокочущий звук не удаются.

Возможно и глухое произношение звука [р]. При одноударном и глухом произношении звука [р] артикуляция оказывается наиболее близкой к норме.

Кроме того, имеется несколько видов параротацизма.

У дошкольников часто наблюдается замена звука [р] - на [л] или [л'] и на [д]. В данных вариантах параротацизма место образования звука остается более или менее правильным, но изменяется способ произношения, звук перестает быть дрожащим. В случаях замен звуков: [р] ? [j], [р] ? [в], [р] ? [г] - изменяется и место произношения: переднеязычный [р] заменяется среднеязычным [j], губно-зубным [в], заднеязычным [г], и способ произношения: дрожащий заменяется щелевыми или взрывными звуками. Возможна замена звука [р] парным мягким [р'].

В большинстве случаев тот или иной вид ротацизма охватывает как твердый [р], так и мягкий [р']. Нередко, однако, при нарушенном [р] отмечается сохранный [р']. Реже наблюдается обратное.

Отвечая на вопрос об исправлении ротацизма, обязательно учитывайте, что для получения правильной артикуляции звука [р] необходимы подготовительные упражнения, которые позволяют получить правильное положение органов артикуляции, выработать вибрацию языка и, если необходимо, растянуть подъязычную связку.

Чтобы ускорить возможность ребенка почувствовать не испытанные им вибрационные движения языка, с одной стороны, и вызвать на основе взаимодействия раздражения в коре функционально близких лицевого и подъязычного нервов эти вибрационные движения - с другой, используют дополнительные упражнения (приемы).

Производится выдыхаемым воздухом дрожание обеих губ - сначала шепотом («фырканье лошади»), затем с голосом (акустически - тип кучерского «тпррр...»). В случаях затруднений во время выдоха указательным пальцем быстро двигают вверх - вниз, задевая губы - получается нужная вибрация губ.

Заключение:

Неправильное звукопроизношение является одним из самых частых проявлений речевой патологии; дефекты звукопроизношения встречаются почти при любом нарушении речи, к тому же они оказываются наиболее элементарными проявлениями всего речевого нарушения и потому наиболее легко уловимыми.

Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого звука, практически же оно чаще всего встречается в группах: свистящих, шипящих, р, л, звонких, задненёбных. Указанная закономерность в распределении дефектов произношения связана с большей или меньшей сложностью артикуляционной работы, необходимой для произношения этих звуков, и сложностью их звучания. Дефекты озвончения, смягчения, йотации и задненёбных звуков наблюдаются значительно реже. Дефекты искажения таких простых звуков, как м, н, п, т и особенно гласных, наблюдаются очень редко (при снижении слуха и при гнусавости).

Таким образом, мы можем говорить о семи основных видах неправильного звукопроизношения (названия некоторых из них образованы от названий греческих букв, соответствующих основному звуку каждой группы): сигматизм - при нарушении в группах свистящих и шипящих, ротацизм - при нарушении произношения звука р, ламбдацизм - при нарушении произношения звука л, каппацизм - при нарушении произношения задненёбных, йотацизм - при нарушении произношения звука й. Для нарушения озвончения и смягчения особых терминов нет.

В логопедии учитываются следующие уровни неправильного звукопроизношения: полное неумение произносить (хотя бы повторить по образцу) тот или иной звук или всю группу звуков; неправильное произношение их в речевом потоке при наличии умения правильно произносить их вне слова, изолированно, или в легких словах; недостаточное дифференцирование - смешение двух близких по звучанию или по артикуляции при умении правильно произносить оба звука.

Постоянная замена одних звуков другими в произношении ведет обычно к недостаточной дифференциации, смешению их при восприятии (на слух). При обучении школьник переносит смешения в письменную речь. Это явление относится к одному из видов дисграфии (нарушение письма).

Похожие работы на данную тему