Уголовный сыск в дореволюционной России

Название работы: Уголовный сыск в дореволюционной России

Скачать демоверсию

Тип работы:

Реферат

Предмет:

ИГП

Страниц:

19 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

Введение 3

1. Организационно-правовые основы создания и деятельности сыскных отделений в начале ХХ в. 4

2. Формы и методы борьбы с уголовной преступностью. 13

Заключение 18

Список использованной литературы 20

Выдержка:

Введение:

6 июля 1908 г. был принят закон об организации сыскной части, в соответствии с которым в городах и уездах при полицейских управлениях создавались сыскные отделения. Следует сказать, что в вопросе образования новых полицейских органов законодатель часто шел вслед за складывавшейся практикой, и нормативные акты, создававшие новые структуры, обобщали и конкретизировали имеющийся опыт. Сыскные отделения действовали в столицах и наиболее крупных городах уже в 80-х годах XIX в.

Закон от 6 июля 1908 г. формулировал задачу сыскных отделений как производство розыска по делам общеуголовного характера. В нем, однако, указывалось, что на чинов сыскных отделений возлагаются все права и обязанности, присвоенные полиции судебными уставами. Это означало, что сыскные отделения, кроме оперативно-розыскных действий, проводят дознания по уголовным преступлениям, а также выполняют отдельные поручения прокуроров и судебных следователей. Это положение было подтверждено Инструкцией чинам сыскных отделений от 9 августа 1910 г., в которой, между прочим, указывалось, что начальник местной полиции должен один раз в неделю собирать на совещание всех начальников служб, входящих в полицейское управление. Совещание это не принимало каких-либо решений, а имело целью сблизить и объединить руководителей всех служб и устранить возникшие между ними разногласия.

Глава 2:

Самым известным и выдающимся сотрудником уголовного сыска этого времени, поистине русским "Шерлоком Холмсом", как его называли, был Аркадий Францевич Кошко (1867-1928), оставивший интереснейшие воспоминания о службе в полиции. "Самый главный сыщик" России родился в Минской губернии. С юных лет его увлекала карьера военного. Окончив Казанское пехотное юнкерское училище, он получает назначение в полк, расквартированный в Симбирске. Однообразная полковая жизнь быстро наскучила молодому офицеру, и он стал подумывать о профессии, которая бы соответствовала складу его беспокойного характера. Свое истинное призвание он нашел в криминалистике. Уйдя в отставку, А.Ф.Кошко поступил рядовым инспектором в Рижскую полицию, а в 1900 г. стал ее начальником. Затем были годы службы в Царском Селе, Петербурге. Его исключительные способности на поприще уголовного сыска были оценены по достоинству. В 1908 г. царским указом он назначается в Москву. Вступив в должность начальника Московской сыскной полиции, он сумел создать стройную систему розыскного аппарата.

При каждом Московском полицейском участке состоял надзиратель сыскной полиции, имевший под своим началом 3-4 постоянных агента и сеть агентов-осведомителей, вербовавшихся по преимуществу из разнообразных слоев населения данного полицейского района. Несколько надзирателей объединялись в группу, возглавляемую чиновником особых поручений сыскной полиции. Эти чиновники ведали не только участковыми надзирателями и их агентами и осведомителями, но имели и свой состав агентов, с помощью которого контролировали деятельность подчиненных им надзирателей. Чиновники и надзиратели находились на государственной службе. Агенты и осведомители служили по вольному найму и по своему общественному положению представляли весьма пеструю картину. Некоторые из них получали определенное жалование, большинство же вознаграждалось хлопотами полиции по подысканию какой-нибудь казенной или частной службы.

За деятельностью чиновников особых поручений А.Ф.Кошко наблюдал лично, имея для контроля около двадцати секретных агентов. Благодаря "этому контролю над контролем" Кошко стремился внедрить в сознание своих подчиненных, что начальник следит за всем и в курсе всего происходящего.

Каждый надзиратель обязан был составлять ежемесячные ведомости, в которые он подробно вносил количество и род происшедших за месяц в его участке преступлений. Шестого числа каждого месяца эти ведомости со всех районов присылались к начальнику Московского сыскного отделения. На основании ведомостей специальный чиновник-чертежник вычерчивал кривые по родам преступлений и по каждому району отдельно, составляя общую картограмму.

В воспоминаниях А.Ф.Кошко описывал методы и средства борьбы с преступностью дореволюционной уголовной полиции: работа негласных сотрудников, перлюстрация писем, контроль за телефонными разговорами, квартиры-ловушки, "личный сыск", внедрение в преступные группировки, опора на "общественность" (публикации в газетах о розыске, информирование заинтересованных учреждений и пр.), "облавы".

Заключение:

Со второй половины XIX века отмечаются две волны нормативно-правовых преобразований полицейской системы, которые непосредственно затронули организацию розыскной работы - реформы 1862 и 1880 года.

Совершенствование правовой регламентации сыскной работы проходило под знаком разработки более действенных правил борьбы с нарастающей революционной деятельностью. Устранить пробелы были призваны акты, один за другим принимавшиеся в течение 1902 - 1908 годах. Кроме того, принимается ряд нормативных актов, предназначенных регламентировать розыскную работу в войсках.

Констатируем факт, что уголовный сыск, важнейшая часть ОРД, был урегулирован Законом от 6 июля 1908 года "Об организации сыскной части". В соответствии с ним в 89 городах империи в структуре полицейских управлений для производства розыска по делам общеуголовного характера, как в городах, так и в уездах были образованы сыскные отделения. В Законе определялись субъекты, осуществляющие ОРД (сыскные отделения, а также главные агенты, то есть профессиональные полицейские, и добавочные агенты - шпионы и сыщики), формулировались задачи и устанавливались правила работы сыскных отделений, предусматривался контроль со стороны прокуроров за их деятельностью.

Правовое регулирование сыскной деятельности в рассмотренный период в основном носило подзаконный и закрытый характер. Нормативная база сыска содержала достаточно положений, предназначенных оправдать борьбу с революционными настроениями в обществе, что позволяло полицейским чинам совершать провокации, практиковать лжедоносительство и т.п. Правовая регламентация функционирования подразделений уголовного розыска Департамента полиции была децентрализована, что влекло местничество и не способствовало борьбе с общеуголовной преступностью. Как показал опыт реформы полиции, начатой во второй половине XIX в., при всей разумности намеченных мероприятий их проведение в силу многих причин растянулось на десятилетия, и, в конечном счете, предпринятые меры оказались весьма неэффективны, поскольку развивающаяся классовая борьба привела Российскую Империю к гибели.

Похожие работы на данную тему