Изучение психосоциальных проблем у лиц пожилого возраста.

Название работы: Изучение психосоциальных проблем у лиц пожилого возраста.

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Социология

Страниц:

30 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

Введение 3

1 Теоретический обзор 5

1.1 Психологический подход к проблеме старения 5

1.2 Психосоциальные проблемы пожилого возраста 9

2 Результаты эмпирического исследования 12

2.1 Материал 12

2.2 Методы 12

2.2.1 Психодиагностические методы 12

2.2.2. Методы математико-статистического анализа 13

2.3 Результаты исследования и их обсуждение 14

2.3.1 Результаты Опросника психосоциальных факторов 14

2.3.2 Результаты сравнительного анализа 15

Заключение 20

Глоссарий 22

Список использованных источников 24

Приложение А Опросник психосоциальных факторов пожилого человека 27

Приложение Б Шкала психопатологических жалоб 29

Приложение В Шкала астенических состояний 31

Выдержка:

Введение:

В последнее десятилетие, в связи с увеличением продолжительности жизни человека, заметно возрос интерес к геронтологическим проблемам. Тенденции демографического развития, а именно продолжающийся процесс старения населения и падения рождаемости, приводят к увеличению удельного веса лиц пожилого возраста. Наиболее интенсивно «стареют» западноевропейские страны, США, Канада и Япония. В настоящее время к старшему поколению относятся 30,2 млн. россиян. [2] В связи с ростом численности лиц пожилого возраста в мире проблемы старости и старения приобретают глобальный характер.

В самом общем виде старение определяют как динамические явления, связанные с преобладанием темпов деструктивных процессов над реконструктивными, а старость – достижение некоторого предела этих изменений. Эти изменения происходят на различных уровнях – биологическом (организм становится более уязвим, возрастает вероятность смерти), социальном (человек выходит на пенсию, меняется социальный статус, социальная роль) и психологическом (человек осознает происходящие изменения и приспосабливается к ним).

Результаты геронтологических исследований указывают на то, что позднему возрасту сопутствуют ухудшение здоровья, снижение памяти, нередко спад физической, психической и социальной активности, нарастание неуверенности и тревожности, появление и заострение патохарактерологических черт, значительно снижающих адаптационные способности пожилого человека.

Одной из особенностей пожилого и старческого возраста является социально-психологическая дезадаптация, связанная с различными факторами: выходом на пенсию, утратой близких родственников и друзей, ограничением возможности общения, трудностями самообслуживания из-за инвалидизирующих заболеваний, ухудшением экономического положения. Все это нарушает привычные жизненные стереотипы, требует мобилизации физических и психических резервов, которые в позднем возрасте снижены. Не¬способность адаптироваться к социально-экономическим условиям и самостоятельно справляться с повседневными заботами приводит к зависимости от других членов общества, вызывает ощущение неполноценности, бессилия, бесперспективности дальнейшего существования. В результате могут развиваться тревожные состояния, депрессии, ипохондрические синдромы.

Необходимость сохранения активной жизни в пожилом возрасте – одна из актуальных проблем современности. Ее решение требует глубокого осмысления демографических процессов и выявления полного перечня био-психо-социальных факторов, оказывающих влияние на характер процессов старения у человека. В связи с задачами совершенствования диагностики, выявления факторов риска и прогнозирования развития неблагоприятных и патологических типов старения, конкретизации направлений психолого-социальной помощи и психосоциальной реабилитации лиц преклонного возраста особую практическую значимость представляют исследования психосоциальных проблем пожилого возраста.

Это определяет актуальность настоящего исследования.

Цель исследования – изучение психосоциальных проблем у лиц пожилого возраста.

Объект исследования – лица пожилого возраста

Предмет исследования – психосоциальные проблемы лиц пожилого возраста.

Для достижения цели исследования были поставлены следующих задач:

- проанализировать литературные источники по проблеме исследования;

- исследовать психосоциальные факторы и показатели эмоциональных состояний у пожилых лиц с помощью методов психодиагностики;

- сравнить взаимосвязь психосоциальных факторов и показателей эмоциональных состояний у пожилых лиц методами математической статистики.

Гипотеза исследования: между психосоциальными факторами и показателями эмоциональных состояний у лиц пожилого возраста существует взаимосвязь.

Глава 2:

На предварительном этапе исследования с целью установления психологического контакта с испытуемым, формирования у него мотивации к сотрудничеству и инструктажа по заполнению опросников использовались методы беседы и наблюдения. От всех испытуемых получено добровольное информированное согласие на участие в исследовании.

На основном этапе исследования применялись «Опросник психосоциальных жалоб» и стандартизированные тесты – «Шкала психопатологических жалоб SCL-90-R» и «Шкала астенического состояния». Используемые тесты отличаются воспроизводимостью, психологической ясностью результатов и высокой валидностью, подтвержденную мировой практикой.

Опросник психосоциальных жалоб – это полуструктурированное интервью, разработанное психологами Московского центра психолого-социальной реабилитации. Текст опросника представлен в Приложении А.

Шкала психопатологических жалоб создана И. Дерогатис для определения психологического симптоматического статуса индивида. Оценка результатов производится по 9 шкалам: Соматизация; Обсессивно-компульсивные расстройства; Межличностная сензитивность; Депрессия; Тревожность; Враждебность; Фобическая тревожность; Паранойяльные симптомы; Психотизм. Текст опросника представлен в Приложении Б.

Шкала астенического состояния

Шкала астенического состояния создана Л.Д. Малковой для оценки астенического состояния. Каждое утверждение оценивается испытуемым по 4-х бальной шкале. При обработке результатов подсчитывается сумма баллов. Диагностические диапазоны: 30-50 баллов – отсутствие астении, 51-75 баллов – слабая астения, 76-100 баллов – умеренная астения, 101-120 баллов – выраженная астения. Текст опросника представлен в Приложении В.

2.2.2. Методы математико-статистического анализа

Статистический анализ осуществлялся с помощью пакета прикладных программ SPSS Statistics 17.0 (2008). Статистическая обработка данных начиналась с оценки эмпирических кривых распределения показателей с помощью ?-критерия Колмогорова-Смирнова.

В связи тем, что распределение большинства признаков по различным шкалам отличалось от нормального, сравнение двух независимых выборок производилось с помощью непараметрического метода – U-критерия Манна-Уитни.

U-критерий Манна-Уитни применялся нами при анализе достоверности различий в уровне исследуемого признака для данных психодиагностических методик. Он позволяет проверить гипотезу о различии двух выборок по уровню выраженности изучаемого признака. Данный метод определяет, достаточно ли мала зона перекрещивающихся значений между двумя рядами (ранжированным рядом значений параметра в первой выборке и таким же во второй выборке). Чем меньше значение критерия, тем вероятнее, что различия между значениями параметра в выборках достоверны.

2.3 Результаты исследования и их обсуждение

2.3.1 Результаты Опросника психосоциальных факторов

По результатам Опросника, представленным в Приложении 1, подавляющее большинство опрошенных пожилых людей испытывают проблемы со здоровьем (95%), материальные проблемы (90%), жилищно-бытовые проблемы (87,5%). Проблему одиночества отметили у себя 62,5% респондентов. При этом 57,5% оценили свои переживания по поводу своих проблем как сильные, 32,5% испытуемых – как выраженные.

Наиболее распространенным способом совладания с имеющимися проблемами среди пожилых людей является самостоятельное разрешение (100%), при этом 37,5% пожилых людей в случае необходимости также готовы обратиться за помощью к близким и 35% – в соответствующие органы государственной власти.

Согласно результатам опроса, наибольший интерес в пожилом возрасте представляют собственное здоровье (об этом сообщили 100% респондентов), семья (80%), увлечения и хобби (77.5%), общение с друзьями, коллегами, соседями (52,5%), чтение, духовное саморазвитие (40%), общественная и политическая жизнь государства (27,5%), работа (7,5%). Отсутствие у себя каких-либо интересов отметили 7,5% опрошенных. На вопрос об удовлетворенности качеством своей жизни 35% респондентов ответили, что вполне довольны своей жизнью, столько же человек ответили, что в целом довольны, хотя порой многое в ней хотели бы изменить, 30% выразили неудовлетворенность качеством своей жизни.

Свыше трети респондентов (37,5%) отмечают у себя утомляемость, 17,5 испытуемых – упадок духа и печаль, 15% отмечают, что часто нервничают, 10% чувствуют себя бодрыми, столько же респондентов оценивают свое состояние как спокойное и умиротворенное, и лишь 7,5% чувствуют себя счастливыми.

При этом у 42,5% пожилых людей ухудшение физического и эмоционального состояния время от времени затрудняет обычную повседневную деятельность, у 17,5% опрошенных это происходит постоянно.

Из-за ухудшения физического и эмоционального состояния 45% респондентов время от времени не могут активно общаться с людьми (навещать друзей, родственников и т.п.), у 27,5% опрошенных подобные затруднения отмечаются часто, у 22,5% – постоянно.

Заключение:

Старение как возрастной этап характеризуется преобладанием деструктивных процессов над реконструктивными, что приводит к изменениям на биологическом, социальном и психологическом уровнях. Это приводит к ограничению возможностей пожилого человека и снижению его физической, психической и социальной активности.

Одной из особенностей пожилого и старческого возраста является социально-психологическая дезадаптация. Она может быть связана с различными психосоциальными и медико-биологическим факторами. К наиболее распространенным факторам, оказывающим патологическое влияние на процесс и характер старения, современные исследователи относят выход на пенсию, утрату близких родственников и друзей, ограничение возможности общения, трудности самообслуживания из-за инвалидизирующих заболеваний, ухудшение экономического положения. Все это нарушает привычные жизненные стереотипы и требует мобилизации физических и психических резервов, которые в позднем возрасте снижены.

Активное приспособление к новой ситуации, деятельный стиль жизни в период пожилого возраста дает возможность дальнейшего развития человека.

К.Г. Юнг образно выразил эту мысль следующими словами: «В полдень нашей жизни мы не можем жить по утренней программе. То, что было истиной утром, вечером может стать ложью. Тот, кто попытается привнести в полдень законы утра, должен будет заплатить за это страданиями своей души».

Неспособность адаптироваться к новым условиям и самостоятельно справляться с повседневными заботами приводит к зависимости от других членов общества, вызывает ощущение неполноценности, бессилия, бесперспективности дальнейшего существования. В результате могут развиваться тревожные состояния, депрессии, ипохондрия и другие психопатологические проявления.

Вместе с тем старость – это не только период утрат и ограниченных возможностей. Она несет в себе много ценных, положительных качеств. Человек становится рассудительным, опытным. Адаптационные механизмы в пожилом возрасте снижаются, но это может быть успешно компенсировано высоким уровнем суждений, широтой кругозора. Значительную роль играют такие микросоциальные факторы как наличие семьи, близких людей, друзей, круга доверительного общения. Сосредоточение на интересах узкого социального пространства – собственной семьи является одним из основных механизмов жизненной активности пожилого человека в современной ситуации. Неминуемо наступающие в старости возрастные снижения адаптационных возможностей компенсируется профессиональным мастерством, глубокими познаниями и навыками, приобретенными в течение всей жизни. Существенным фактором адаптации пожилого человека к новым для себя психосоциальным условиям является рациональная организация и правильный выбор занятий после ухода на пенсию, семье при этом выполняет компенсаторную функцию, становясь для него основной сферой межличностных контактов

Таким образом, личность человека по мере его старения изменяется, но старение протекает по-разному, в зависимости от ряда факторов, как биологических (конституциональный тип личности, темперамент, состояние здоровья), так и социально-психологические (образ жизни, семейно-бытовое положение, наличие духовых интересов, творческой активности). Как сказала отечественный геронтолог Т.В. Карсаевской, «человек стареет так и таким образом, как он жил в течение жизни и каким он был как личность».

Похожие работы на данную тему