Прецедентные имена как лингвокультурный феномен (на материале книг для чтения для учеников 9-11 классов общеобразовательной школы)

Название работы: Прецедентные имена как лингвокультурный феномен (на материале книг для чтения для учеников 9-11 классов общеобразовательной школы)

Скачать демоверсию

Тип работы:

ВКР

Предмет:

Лингвистика

Страниц:

72 стр.

Год сдачи:

2021 г.

Содержание:

РЕФЕРАТ 3

ВВЕДЕНИЕ 4

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕЦЕДЕНТНОСТИ 8

1.1 Понятие и сущность прецедентности 8

1.2 Уровни прецедентности 14

1.3 Состав прецедентных феноменов 18

1.4 Определение понятия прецедентного имени 22

1.5 Проблемы семантики прецедентных имен 26

Выводы по 1 главе 32

2 ОБУЧЕНИЕ ПРЕЦЕДЕНТНЫМ ИМЕНАМ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ (НА ОСНОВЕ КНИГ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЛЯ 9-11 КЛАССОВ) 35

2.1 Прецедентные имена как лингвокультурный компонент 35

2.2 Классификация прецедентных имена в книгах для чтения В.П. Кузовлева и О.В. Афанасьевой 42

2.3 Способы формирования лингвокультурной компетенции на основе прецедентных имен в книгах для чтения в современных УМК 51

2.4 Комплекс упражнений по изучению прецедентных имен как лингвокультурного феномена в курсе английского языка в старших классах 55

Выводы по 2 главе 62

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68

Выдержка:

ВВЕДЕНИЕ

Данное исследование посвящено изучению прецедентных имен как лингвокультурного феномена в лингвистическом и дидактическом аспектах. Проблема изучения прецедентных имен является сегодня одной из наиболее актуальных в современной науке. Это связано, прежде всего, с тем, что явление прецедентности и, в частности, понятие прецедентного имени являются неоднозначным в лингвистическом аспекте. Прецедентность зачастую смешивается со смежными понятиями («крылатые слова», «аллюзия», «реминисценция»). Следовательно, и научная база этого понятия до сих пор не является четко разработанной.

В дидактическом аспекте прецедентные имена являются малоизученным понятием. Они представляют собой лингвокультурный феномен, изучение которого на уроке английского языка в общеобразовательной школе позволяет осуществить идею о соизучении языка и культуры, т.е. придерживаться лингвокультурного и лингвострановедческого подхода к методике преподавания иностранных языков.

.................

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕЦЕДЕНТНОСТИ

1.1 Понятие и сущность прецедентности

В настоящее время проблеме прецедентности уделяется большое внимание в современной лингвистике. Большой интерес к данной проблеме связан с тем, что любой современный текст отличается полифонией. Наше время часто называют «неоэпохой готового слова» или «интерпретацией готового слова» [Анненкова 2011, с. 87]. Другими словами, любой текст содержит в себе отсылки к более ранним текстам, которые широко известны в заданной культуре.

В настоящее время наблюдается переход от линейного типа мышления человека к нелинейному, что реализовалось в феномене прецедентности, рассматриваемом в данной работе. Основателем термина «прецедентность» («прецедентный текст») считается известный российский лингвист Ю.Н. Караулов, который относил к прецедентным текстам те тексты, которые являются значимыми для человека в эмоциональном и познавательном аспекте, хорошо известны широкому кругу людей, а также неоднократно повторяются в новых современных текстах, т.е. обращение к ним постоянно возобновляется [Караулов 2007, с. 216].

.............

Похожие работы на данную тему