2 глава.Особенности прогнозирования детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития

Название работы: 2 глава.Особенности прогнозирования детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития

Скачать демоверсию

Тип работы:

Часть дипломной

Предмет:

Психология

Страниц:

30 стр.

Год сдачи:

2023 г.

Содержание:

Эмпирическое исследование, направленное на изучение особенностей прогнозирования у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, осуществлялось на базе нескольких дошкольных образовательных учреждений города Казани:

1. МАДОУ "Детский сад № 362" (г. Казань. Кул Гали, 7а);

2. МАДОУ "Детский сад №190" (г. Казань, ул. Портовая, д. 13);

3. МБДОУ "Детский сад №32" (г. Казань, Проспект Победы 58а);

4. МАДОУ "Детский сад № 402 комбинированного вида" Советского района г. Казани (г. Казань, ул. Ю. Фучика, д. 139).

Все представленные дошкольные образовательные учреждения реализуют инклюзивную практику и осуществляют образовательную деятельность с учетом особых потребностей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 25 человек (13 девочек, 12 мальчиков) с задержкой психического развития, Все участники исследования посещают представленные выше дошкольные образовательные учреждения.

Организация исследования включала в себя следующие этапы:

1. Подготовительный этап – проведение анализа научной литературы, формулирование основных положений исследования, подбор методов и методик, определение базы исследования и выборки участников.

2. Основной этап – изучение особенностей прогнозирования у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

3. Заключительный этап – анализ и интерпретация результатов исследования прогнозирования у детей с задержкой психического развития.

В соответствии с целью исследования использовалась методика изучения структурно-функциональных характеристик прогнозирования у детей «Прогностические истории» (авторы методики: Ахметзянова, 2004, Леханова, 2008, Сироткина, 2014, Черенкова, Соколова, 2018) [7]. Назначение методики: изучение способности детей дошкольного прогнозировать развитие событий в различных ситуациях социального взаимодействия. Возраст детей: 4-7 лет.

Ход обследования:

Обследование ребенка проводится с помощью альбома с иллюстрациями. На первой странице альбома изображение девочки и мальчика медведя. Для работы с девочкой используется альбом с изображением девочки-медведя, аналогично для работы с мальчиком – изображение мальчика-медведя.

В альбоме представлено 6 историй: 3 ситуации для изучения способности ребенка давать прогнозы в ситуации организованной взрослым деятельности (занятие в детском саду, возвращение с прогулки, игра с родителем), 3 ситуации позволяют изучить способность ребенка прогнозировать дальнейшее развитие событий в свободной деятельности (свободная игра детей, игра на прогулке, игра дома). Каждая из 3 ситуаций отражает отношения ребенка с взрослыми (родителям, воспитателем, чужим взрослым), сверстниками.

По каждой ситуации ребенку предъявляются 2 картинки, с кратким описанием происходящего на них (Приложение 2, графа «описание истории»). Затем следует чистый лист, ребенку поясняют, что картинка исчезла и необходимо продолжить историю. Диагностическая цель данного приема заключается в стимулировании дальнейшего продолжения сюжета ребенком. После того, как получен ответ ребенка, ему задают 3 вопроса о том, что будут делать, говорить и чувствовать главные герои этой истории. Однако если уровень речевого развития ребенка низкий и он не способен дать вербальный ответ, то ему предъявляются 2 картинки и просят выбрать подходящее завершение истории.

………………………………………

?

Похожие работы на данную тему