В России проблема защиты прав детей является одной из самых острых и привлекает внимание общественности. Построение социального государства на основе верховенства права предполагает приоритетность человеческих ценностей, таких как жизнь, здоровье, свобода, достоинство, честь, права и личные интересы.
Конституция Российской Федерации не предусматривает отдельной конституционно-правовой базы для статуса ребенка, а определяется основными положениями Конституционного и правового статуса гражданина. В зависимости от правового статуса гражданина принято считать, что он имеет определенные права на установление названных правоотношений. Таким образом, конституционно-правовой статус ребенка является совокупностью прав, свобод, обязанностей ребенка и их осуществления, закрепленных конституционным законодательством, федеральным законодательством Российской Федерации, а также законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации .
Вследствие того, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом, законы субъектов Российской Федерации лишь расширяют права ребенка и устанавливают дополнительные гарантии их реализации.
………………………………………………
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, это дети, которые в силу различных обстоятельств не могут самостоятельно преодолеть трудности, возникшие в их жизни, и нуждаются в помощи и поддержке со стороны государства и общества. К таким детям относятся:
• Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей: дети, родители которых умерли, лишены родительских прав, признаны недееспособными, находятся в местах лишения свободы или неизвестны.
• Дети-инвалиды: дети, имеющие физические или психические недостатки, которые ограничивают их жизнедеятельность и требуют специальной поддержки.
• Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): дети, имеющие отклонения в развитии, которые затрудняют освоение образовательных программ.
• Дети, пострадавшие от насилия: дети, подвергшиеся физическому, сексуальному или психологическому насилию.
• Дети, проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении: семьи, в которых родители злоупотребляют алкоголем или наркотиками, ведут аморальный образ жизни, не занимаются воспитанием детей или жестоко обращаются с ними.
• Дети, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством: дети, не имеющие постоянного места жительства и средств к существованию.
• Дети, находящиеся в конфликте с законом: дети, совершившие правонарушения или преступления.
• Дети, ставшие жертвами вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий: дети, получившие травмы и пережившие психологический стресс в результате экстремальных ситуаций.
………………………………………………….
Методы работы с семьей, оказавшейся в трудной жизненной ситуации
• Индивидуальные консультации: предоставление информации, психологическая поддержка, помощь в решении проблем.
• Посещение семьи на дому: оценка условий проживания, выявление потребностей, установление контакта……………………….
Методы и способы отслеживания результата
Для отслеживания результатов реализации проекта используются следующие методы:
• Оценка динамики показателей: Сравнение данных "до" и "после" реализации мероприятий.
• ……………………………….
Заключение
Реализация данного индивидуального проекта позволит повысить эффективность работы по социализации и реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и обеспечить им полноценное развитие и интеграцию в общество.
…………………………………………….
Список литературы
1. Автономов А.С. Конституционное (государственное) право / А.С. Автономов // Москва. – 2019. – 675 с.
2. Александрова С.П. Конституционное (государственное) право в правовой системе современного государства тенденции и перспективы. – 2023. - № 12. – С. 14-20.
3. Андреева О.В., Суховеева А.А. Формы социальной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации // Экономические науки. - 2019. - № 92. - С. 105-109.
4. Бачило И.Л. Теоретические основы социальной защиты населения – Кострома, 2019, с. 45 – 52.
5. Боброва Н.А. 20 лет и 20 недостатков Конституции России / Н.А. Боброва / Конституционное и муниципальное право. – 2019. - № 3. – С. 33.
6. Васильева Е.В., Куклин А.А., Леонтьева А.Г. Формы социальной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации // Уровень жизни населения регионов России. - 2023. - № 9. - С. 22-31.
7. Гранкин И.В. Конституционное (государственное) право в правовой системе современного государства тенденции и перспективы / И.В. Гранкин // Конституционное и муниципальное право. – 2019. - № 2. С. 17-19.
8. Гусева A. Механизм защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина в РФ: к постановке проблемы // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2019. №1. С. 60-62.
9. Канаева, О.А. Формы социальной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации: Учебник / О.А. Канаева. - Люберцы: Юрайт, 2023. - 343 c.
10. Карелова. Г.С. Социальная защита: вчера, сегодня и завтра. //Человек и труд.-2023.-№6.-С.24-28.