ВВЕДЕНИЕ
Актуальность изучения философских концепций в контексте философии науки обуславливается тем, что в современном мире, насыщенном научными открытиями и технологическими новшествами, возникают глубокие и сложные вопросы о природе познания, методах научного исследования и ценностях, лежащих в основе научной деятельности. Развитие науки напрямую связано с философскими размышлениями о том, что такое наука, каковы ее границы и возможности, а также как научное знание влияет на общество и индивидуальное сознание. В условиях быстро меняющегося мира, где технологии задают новые вызовы, становится особенно важно осмысливать эти философские аспекты, чтобы не только понять, как функционирует научное мышление, но и определить его роль в формировании мировоззрения и моральных принципов современного человека.
…………………………………
1. Позитивизм
Представителями первой, классической формы позитивизма XIX в. были французский философ О. Конт, английские мыслители Дж. С. Милль, Г. Спенсер, а также французы П. Лаффит, Э. Ренан и др. Были позитивисты «первой волны» и в России (П. Лавров, Н. Михайловский). Родоначальником позитивизма считается французский философ Огюст Конт (1798-1857), один из основоположников не только позитивизма, но и социологии. Его основные идеи изложены в работах «Курс положительной философии» (1830-1842) и «Дух позитивной философии». Рассматривая историю человеческого познания и умственное развитие отдельного индивида, Конт пришел к убеждению, что интеллект проходит три стадии развития: теологическое или фиктивное; метафизическое или абстрактное и научное или позитивное. Для Конта в науке главным являются твердые, несомненные, устойчивые факты, поэтому задачей науки является сбор и систематизация таких фактов, но не рассуждения об их причинах, так как ни религия, ни философия их не могут зачастую объяснить. Поэтому в науке слово «почему» следует заменить словом «как». Позитивизм находился в резком противоречии с учением Гегеля о саморазвитии абсолютного духа. Структуру философии раскрывает «энциклопедический закон», который устанавливает классификацию наук. В «Курсе позитивной философии» иерархия наук, в которой находит свое выражение «энциклопедический закон», выглядит следующим образом:
1)математика,
2) астрономия,
3) физика,
4) химия,
5) физиология (биология),
6) социальная физика (социология) [5, с. 90].
С исторической точки зрения, по Конту, предложенная им иерархия отражает порядок последовательного возникновения наук. Таким образом, классификация выстроена по принципу движения наук от более древних к более новым. Она делает своим содержанием важнейшие результаты каждой из основных наук и рассматривает их наиболее общие методы. Позитивизм тем самым считает, что все подлинное положительное знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук и их синтетического объединения. Философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет смысла, а значит и права на существование [3, с. 77].
Главным лозунгом позитивизма является утверждение, что каждая наука — сама себе философия. Необходимо отметить, что существенным недостатком контовской классификации наук является ее односторонняя ориентация на естествознание. В качестве причины появления позитивизма можно считать бурный прогресс естественных наук на рубеже XIX—XX столетий и доминирование в области методологии философских воззрений, которые по своим принципам не соответствовали конкретным целям и задачам естествоиспытателей.
Философские вопросы, считают позитивисты, — это псевдовопросы, не имеющие никакой познавательной ценности; единственным источником истинного действительного знания объявляются частные (специальные, конкретные) науки и научные дисциплины. Оформившись в особое направление в 30-х гг. XIX в., позитивизм прошел три основных этапа в своем развитии. Каждый из этих этапов имел свою специфику, но неизменно сохранял субъективно-идеалистическую и антидиалектическую основу, а также ориентацию на естественноматематические науки (их методы, способы построения знания, на их язык и т.п.). При этом было выражено откровенное пренебрежение к гуманитарным наукам как к «неточным, несовершенным и неразвитым наукам второго сорта» (по сравнению с естествознанием) [9, с. 75].
Своей заслугой Конт считал создание социальной физики (или социологии — данный термин именно им введен в научный оборот). Социальную физику он подразделяет на социальную статику и социальную динамику. Статика включает в себя три главных элемента. Она изучает общие условия социального существования индивида, семьи и общества. Рассматривая индивида, Конт выделяет два исходных, на его взгляд, свойства человеческой природы: преобладание аффективных способностей над интеллектуальными и преобладание эгоистических стремлений над более благородными склонностями. Анализируя «общество как таковое» французский мыслитель говорит о двух неразрывно связанных и необходимых для его существования принципах: о разделении труда и о сотрудничестве. В своей социальной динамике он отстаивает идею прогресса. По его мнению, прогресс состоит как в постоянном улучшении материальной жизни людей, так и (главным образом) в совершенствовании их интеллектуальных и моральных качеств. «Преобладающим принципом», определяющим в конечном счете прогресс человеческого рода, он считал «развитие разума» (интеллектуальная эволюция направляет весь ход человеческой истории). Конт объявляет «фундаментальной концепцией» социальной динамики «великий закон трех стадий». Анализируя названный закон, он стремится обосновать взаимосвязь интеллектуального и политического развития человечества [2, с. 85].
Конт полагал, что современное ему общество находится в состоянии глубокого политического кризиса, причину которого он усматривал в наличии плюрализма мнений: «наша опаснейшая болезнь состоит в глубоком разногласии умов относительно всех основных вопросов жизни». По его мнению, кризис общества может быть преодолен только с помощью истинной философской доктрины: постепенное распространение научного мышления приведет к полному торжеству позитивизма, что, в свою очередь, предопределит изменение социальных институтов. В обществе будущего, по Конту, неизбежно доминирование центральной власти. Вместе с тем он категорично заявлял о недопустимости верховной власти народа. При этом он не думал, что когда-нибудь исчезнут классовые различия: напротив, на его взгляд, деление людей на предпринимателей и производителей неустранимо и полностью оправданно с научной точки зрения. Представители пролетариата должны отказаться от нелепых притязаний на власть и богатство. Предприниматели же обязаны избавить пролетариев от нищеты, мудро осуществляя использование принадлежащих им капиталов [3, с. 54].
По мнению французского философа, в обществе будущего политику станет определять мораль. В основе позитивистской морали — принцип альтруизма (термин введен Контом). Альтруизм предполагает возвышение общественных интересов над личными, выступает «принципом всеобщей любви». Позитивистская мораль усматривает ценность людей не в том, что они — неповторимые отдельные существа, а в том, что они — различные части единого социального организма. Девиз позитивистской морали — «жить для других». Мораль формирует общественное мнение, благодаря которому у граждан будут отсутствовать всякие сомнения относительно поведения в «каждом отдельном случае». Основатель позитивизма считал, что «разумный порядок» в социальной сфере установится на Земле постепенно, первоначально утвердившись в Европе (он предсказывал образование Западной республики со столицей в Париже). Следует отметить, что в контовском «обществе будущего» все стороны человеческого бытия оказываются жестко регламентированы центральной властью, безоговорочно господствует единая идеология, полностью исключающая плюрализм мнений, а уникальность человеческой личности практически не принимается во внимание.
В последние годы своей жизни Конт выступил с обоснованием религии Человечества. Он провозгласил, что «Человечество есть истинное Великое Существо», «которое навсегда заменило понятие Бога». Жрецами Человечества выступают философы-позитивисты, а «наука приобретает истинно — священный характер, как систематическое основание всеобщего культа». Культ Человечества, по Конту, требует введения новых общественных празднеств и обрядов, прославления великих людей, введения нового, «позитивистского» календаря. Позитивная философия должна превратиться в «окончательную религию» [8, с. 33-34].
…………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бранская Е. В., Панфилова М. И. Философия. М.: Юрайт. 2024. 185 с.
2. Вундт В. М. Введение в философию. М.: Юрайт. 2024. 291 с.
3. Гаджиев К. С. Основы политической философии. М.: Юрайт. 2023. 393 с.
4. Гриненко Г. В. Философия Древнего мира. Античная философия. М.: Юрайт. 2023. 146 с.
5. Гриненко Г. В. Философия нового времени. М.: Юрайт. 2023. 141 с.
6. Гуревич П. С. Философия. М.: Юрайт. 2023. 463 с.
7. Дмитриев В. В., Дымченко Л. Д. Основы философии. М.: Юрайт. 2023. 224 с.
8. Ивин А. А., Никитина И. П. Основы философии. М.: Юрайт. 2024. 479 с.
9. Иоселиани А. Д. Философия. М.: Юрайт. 2024. 474 с.
10. Кочеров С. Н., Сидорова Л. П. Основы философии. М.: Юрайт. 2023. 245 с.