Введение
Спор и дискуссия – это две формы аргументации, различающиеся по своим целям и подходам. Спор часто характеризуется эмоциональностью, стремлением доказать свою правоту любой ценой, иногда даже переходя на личности. В споре важна победа, а не истина.
Дискуссия же, напротив, предполагает уважительное отношение к оппоненту, стремление к поиску истины путем обмена аргументами и контраргументами. Участники дискуссии готовы изменить свою точку зрения под влиянием убедительных доводов.
Основное отличие заключается в мотивации. В споре доминирует желание убедить, переспорить, а в дискуссии – разобраться в проблеме, найти оптимальное решение. Дискуссия – это конструктивный диалог, в то время как спор может перерасти в конфликт.
………………………………………..
1. Различия между спором и дискуссией: цели, участники, правила
Спор и дискуссия – два различных способа обмена мнениями, которые часто путают из-за их внешней схожести.
Однако, при более глубоком рассмотрении, становятся очевидными существенные различия в их целях, участниках и правилах. Понимание этих различий позволяет выбирать наиболее подходящий формат для обсуждения спорных вопросов и избегать ненужных конфликтов .
Цель спора – одержать победу над оппонентом, доказать свою правоту и опровергнуть его аргументы. В споре участники стремятся не к поиску истины, а к подтверждению своей точки зрения. Они используют любые доступные средства, включая эмоциональное давление, манипуляции и даже личные оскорбления, чтобы добиться своей цели.
Спор часто возникает спонтанно и может быть вызван незначительным разногласием. Он характеризуется высокой эмоциональной напряженностью и агрессивностью.
Цель дискуссии – поиск истины, обмен мнениями и достижение взаимопонимания. В дискуссии участники стремятся не к победе, а к совместному решению проблемы. Они уважительно относятся к мнению оппонента, готовы выслушать его аргументы и признать свои ошибки.
Дискуссия требует подготовки и планирования, она проводится в спокойной и доброжелательной атмосфере. Участники дискуссии используют логические аргументы и доказательства, чтобы обосновать свою точку зрения.
Участники спора – это противники, которые стремятся к победе. Они часто не готовы к диалогу и не заинтересованы в поиске компромисса. Спор может возникнуть между людьми с разным социальным статусом, образованием и культурным уровнем. Участники спора могут быть незнакомы друг с другом или иметь личные конфликты.
Участники дискуссии – это собеседники, которые стремятся к взаимопониманию. Они готовы к диалогу и заинтересованы в поиске компромисса. Дискуссия обычно проводится между людьми с равным социальным статусом, образованием и культурным уровнем. Участники дискуссии могут быть коллегами, друзьями или экспертами в определенной области.
Правила спора – это негласные нормы, которые часто нарушаются. Участники спора могут использовать любые средства, чтобы добиться своей цели. Они могут перебивать друг друга, игнорировать аргументы оппонента и переходить на личности. Спор часто выходит из-под контроля и превращается в конфликт.
Правила дискуссии – это четкие нормы, которые соблюдаются всеми участниками. Участники дискуссии уважительно относятся друг к другу, дают возможность высказаться и не перебивают. Они используют логические аргументы и доказательства, чтобы обосновать свою точку зрения. Дискуссия проводится под руководством модератора, который следит за соблюдением правил и поддерживает конструктивную атмосферу .
………………………………………..
Список использованных источников и литературы
1. Андреев В.И. Деловая риторика. Практический курс делового общения и ораторского мастерства / В.И.Андреев. - М.: Народное образование, 2009. - 208 с.
2. Введенская Л.А. Культура речи / Л.А. Введенская, Н.П.Колесников. - Ростов-на/Д: Феникс, 2001. - 448 с.
3. Каменская О. Л. Текст и коммуникация: учебное пособие / О. Л. Каменская. Москва: Высшая школа, 1990. 152 с. (Библиотека филолога.)
4. Константинова Л.А. Русский язык и культура речи (курс лекций) / Л.А.Константинова. - Тула: Тульский гос. ун-т, 2007. - 253 с.
5. Лосева Л. М. Как строится текст / Л. М. Лосева. Москва: Просвещение, 1980. 96 с.
6. Нечаева О. А. Функционально-смысловые типы речи: (Описание, повествование, рассуждение) / О. А. Нечаева. Улан-Уде: Бурят. кн. изд-во, 1974. 260 с.
7. Поварнин С.И. Спор: О теории и практике спора / С.И.Поварнин. - М.: Терра, 2009. - 120 с.
8. Русский язык и культура речи: Учебник / Под. ред. проф. В.И.Максимова. - М.: Гардарики, 2001. - 413 с.
9. Сиротинина О. Б. Устная речь и типы речевых культур / О. Б. Сиротинина // Русистика сегодня. 1995. № 4. С. 17–27.