Введение
В современном мире философия представляет собой неотъемлемую часть интеллектуальной культуры, которая играет важную роль в осмыслении человеком своего места в мире и в формировании его мировоззрения. Философские концепции и идеи помогают нам ответить на фундаментальные вопросы о бытии, познании, ценностях и смысле жизни.
…………………………………………….
Глава 1. Исторический обзор
1.1. Зарождение философской антропологии как направления
Философская антропология, как самостоятельное направление в философии, имеет глубокие исторические корни и развивалась в течение века в ответ на разнообразные культурные и интеллектуальные изменения. Появление этого направления связано со стремлением понять человеческое существование в его многообразии, а также с попыткой рассмотреть человека не только как биологическое существо, но и как существо культурное, социальное и духовное.
Идея, что человек является объектом философского исследования, восходит к античной философии, где мыслители, такие как Платон и Аристотель, пытались определить природу человека, его место в мире и его связи с другими сущностями. Однако именно в новое время, в эпоху Возрождения и Просвещения, наблюдается более систематический подход к анализу человеческого существования. Работы Рене Декарта, который предложил методологическую концепцию «Cogito, ergo sum» (мыслю, следовательно, существую), стали основой для дальнейших размышлений о субъективности и индивидуальности человека. Это время характеризуется акцентом на разуме и личной ответственности, что привело к более глубокому осмыслению человеческой природы и моральных вопросов.
С развитием гуманизма в XVI-XVII веках наблюдается усиление интереса к человеку как центру философских исследований. Мысли о ценности человеческой жизни и индивидуальной свободы находят отражение в произведениях Фихте и Гегеля, где человек стал рассматриваться не только как индивид, но и как часть целого, взаимодействующего с обществом. Этот диалектический процесс осознания человека как социального существа привел к появлению новых идей, связанных с культурной и исторической обусловленностью человеческого существования.
Кризис традиционных метафизических представлений в XVIII-XIX веках, который был вызван научными открытиями и социальными изменениями (включая индустриализацию), также сыграл важную роль в формировании философской антропологии. В это время философы, такие как Ницше и Хайдеггер, начали выдвигать идеи о множественности человеческой сущности и технологии как влиятельной силы в жизни человека. Ницше, например, акцентировал внимание на воли к власти, утверждая, что это стремление движет человечество и проявляется в культуре и искусстве.
…………………………………………….
Список использованных источников
1. Алексеев, П. В. Философский словарь / П. В. Алексеев, А. П. Алексеев. — Москва : Издательство «Проспект», 2021.
2. Аристотель. Метафизика / Аристотель // Сочинения : в 4 томах. — Москва : Мысль, 2020. — Том 1.
3. Губин, В. Д. Философия / В. Д. Губин. — Москва : Проспект, 2020.
4. Ильенков, Э. В. Философия и культура / Э. В. Ильенков. — Москва : Политиздат, 2021.
5. Марков, Б. В. Философская антропология. Вопросы человека в современной философии / Б. В. Марков. — Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского университета, 2020.
6. Ортега-и-Гассет, Х. Человек и люди / Х. Ортега-и-Гассет // Избранные труды. — Москва : Весь Мир, 2020.
…………………………………………….