Реферат по теме: Студенческая молодежь: ценностные ориентации Реферат + презентация

Название работы: Студенческая молодежь: ценностные ориентации Реферат + презентация

Скачать демоверсию

Тип работы:

Реферат

Предмет:

Социология

Страниц:

18 стр.

Год сдачи:

2025 г.

Содержание:

Содержание

Введение 3

1. Сущность и проблематика формирования ценностных ориентиров современной молодежи 4

2. Эмпирические исследования ценностных ориентаций студенческой молодежи России 7

3. Направления развития и корректировки ценностных ориентаций студенческой молодежи 12

Заключение 16

Список литературы 18

Выдержка:

Введение

Ценностные ориентиры и установки молодого поколения всегда за-нимали одно из центральных мест в ряду проблем любого государства, что связано с их особой ролью в жизнедеятельности каждой личности.

Являясь личностным образованием, находящимся в постоянном движении и оказывающим влияние на все стороны жизнедеятельности ин-дивида, ценностно-смысловая сфера формирует отношение человека к себе и социуму в целом.

……………………………….

1. Сущность и проблематика формирования ценностных ориен-тиров современной молодежи

Ценности и ценностная сфера личности всегда будут интересовать психологов, политологов, социологов и специалистов других наук, в кото-рых человек является главным предметом исследования, поскольку именно ценностная сфера выступает лакмусовой бумагой изменений, происходя-щих в обществе, и служит важным инструментом управления сознанием и поведением представителей социума.

Ключевая линия, по которой происходит раскрытие личности моло-дого человека, - система смысловых обобщённых представлений или лич-ностных ценностных ориентаций. Д. И. Фельдштейн описывает молодеж-ный возраст следующим образом: «Мобильными и изначально подготов-ленными к новым отношениям, даже технически, выступают люди юноше-ского возраста … которые ныне, находясь в состоянии неустроенности, в поиске, используют опыт старших поколений, отбирают важное, но руко-водствуются при этом новыми принципами жизни, пытаясь более активно осмыслить действительность» [7, с. 23].

Ценностная система студента формируется через нормы, идеалы, главенствующую иерархию ценностей и культуру современного общества и образует, и направляет индивидуальное и социальное поведение челове-ка, выступает основой для определения когнитивных, практических и лич-ностно-значимых задач.

Ученые из различных областей наук сходятся во мнении, что приня-тие ценностей означает не только усвоение знаний, но и формирование от-ношений, осуществляющееся в процессе взаимодействия человека с окру-жающим миром.

В классической теории психологических систем утверждается, что ценности надличностны, надиндивидуальны1, фиксированы в культуре и обладают идеальной формой: модификация ценностей из совершенной формы в аффективно-смысловую, субъективный элемент внутреннего мира отдельного человека осуществляется в результате активной жизнедеятель-ности индивида, его преобразующего влияния на окружающую реаль-ность и взаимодействие с другими людьми. В. Е. Клочко указывает на то, что ценности не усваиваются, они переходят в одно из измерений много-мерного мира человека, преобразуя его действительность в среду для удо-влетворения актуальных потребностей и реализации потенциала личности [1, с. 117].

Применительно к молодежной среде интерес представляет «теория универсального содержания и структуры ценностей» исследовали ценно-сти как убеждения или понятия (связанные с внеситуативным желаемым конечным состоянием или поведением человека), призванные координиро-вать поведение и обусловливать выбор. Ученый выделяет три группы об-щечеловеческих потребностей, которые присущи в том числе и молодежи:

- биологические потребности человека;

- потребности в социальном взаимодействии и управлении этим вза-имодействием;

- потребности, связанные с функционированием и выживанием груп-пы [5, с.22-29].

Данные потребности воспринимаются индивидом или группой людей как особые цели, которые определяют, направляют и наделяют смыслом поведение, а различия, которые заключаются в предпочтениях людьми той или иной ценностной ориентации, детерминированы неповторимым соче-танием потребностей, темперамента и социального опыта каждого отдель-ного индивида.

Д.В. Каширский видит ценности современной молодежи как обоб-щенное понимание того, что считается желательным, верным и необходи-мым и принимается большей частью молодежи и называет основные жиз-ненные ценности молодых людей: семья, друзья и здоровье, интересная работа, деньги и справедливость (значение последней ценности в настоя-щее время возрастает). Замыкает семерку главных жизненных ценностей религиозная вера [2, с.104].

Интересен опыт исследования жизненных ценностей студенческой молодежи коллектива авторов, которые на основе анализа эмпирических данных разработали авторскую типологию студентов относительно их жизненных ценностей:

а) по степени принятия ценности профессионального образования;

б) по ориентации на ценность образования относительно других цен-ностей,

в) по несвязанности с образовательной деятельностью.

Выделено четыре типа студентов:

- «студент-формалист» (досуг, общение с друзьями, творчество, личные отношения с противоположным полом, работа не по специально-сти, а ради материального комфорта);

……………………………….

Список литературы

1. Основы психологии молодежи // Учебник. Столяренко Л. Д., Са-мыгин С. И., Чапурко Т. М. – Изд. - Москва: КноРус, 2023. - 523 с

2. Каширский Д.В. Психология личностных ценностей: Монография / Д.В. Каширский. – М.: ИП им. Л.С. Выготского РГГУ, 2014. – 528 с.

3. Абакумова И.В., Кагермазова Л.Ц., Савин В.А. Диалог культур как смыслотехнология формирования установок толерантного сознания и поведения студентов вуза // Российский психологический журнал. 2020. Т. 10. № 1.

4. Белогорцев, Н. Н. Формирование ценностных ориентаций обуча-ющихся современного вуза // Молодой ученый. - 2021. - № 1 (135). - С. 434–436.

Похожие работы на данную тему