ВВЕДЕНИЕ
Эффективный образовательный менеджмент способствует созданию благоприятной среды для обучения и развития, как для учащихся, так и для преподавателей. Он позволяет учреждениям адаптироваться к меняющимся потребностям общества и рынка труда, внедрять инновационные методики и технологии обучения.
Роль функции организации в образовательном менеджменте трудно переоценить. Она представляет собой структурирование и упорядочение всех элементов образовательной системы для достижения поставленных целей. Организация определяет и распределяет задачи, полномочия и ответственность между различными участниками образовательного процесса, будь то педагоги, администраторы или вспомогательный персонал.
…………………………………
1. Значение и роль образовательного менеджмента
Образовательный менеджмент образовался в результате применения промышленных моделей к деятельности школ, колледжей и университетов. По мере становления предмета в качестве самостоятельной академической области теоретики и практики начали разрабатывать альтернативные подходы, основанные на наблюдениях и опыте работы в учебных заведениях. К XXI веку основные теории организационного менеджмента были либо полностью интегрированы в образовательной контекст, либо адаптированы из промышленных моделей для удовлетворения специфических требований школ и колледжей.
Таким образом, менеджмент в образовании прошел путь от новой области, зависящей от идей, разработанных в других сферах, до устоявшегося автономного направления с собственными теориями и исследованиями.
Образовательный менеджмент подразумевает систему управления системой образования, в рамках которой происходит объединение человеческих и материальных ресурсов для контроля, планирования, разработки стратегии и внедрения структур, обеспечивающих реализацию определенных целей. В свою очередь образовательный контекст характеризует процессы приобретения знаний, навыков, ценностей, убеждений, привычек и установок с помощью обучения и воспитания, тогда как система образования объединяет всех агентов образовательной деятельности – от самих учреждений до государственных институтов вроде министерств, союзов и советов.
Учитывая вышеизложенное отметим следующую природу/характеристики управления образованием:
1) Поскольку потребность в управлении может возникнуть в любой сфере, управление образованием – это универсальный процесс, представленный в каждой стране и включающий взаимодействие множества сторон.
2) Образовательный менеджмент – это направление социальной науки, соседствующее с политологией, экономикой, социологией и иными, поскольку включает в себя сбор данных, применение методов наблюдения, экспериментирования, объяснения, аргументации и т. д.
3) Ввиду того, что принципы, концепции и навыки, которые задействованы в управлении, также связаны с экономикой, математикой, психологией, антропологией, социологией и иными дисциплинами, менеджмент является междисциплинарным предметом. В свою очередь управление образованием, принципы которого все время претерпевают весомые изменения, то есть совершенствуются, дополняются и видоизменяются, следует считать непрерывным или динамичным процессом.
4) Каждая функция образовательного менеджмента ориентирована на достижение целей: процесс планирования, организации, руководства и контроля необходим для получения практических результатов, определенных в рамках образовательной стратегии страны или отдельного учреждения (рисунок).
Функции образовательного управления представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Функции образовательного управления
Источник: составлено автором
В основном сфера применения любой дисциплины относится к его предмету, области, юрисдикции и широте охвата. Такая же ситуация возникает и в области образовательного менеджмента как предмета изучения в сфере образования. В этой связи необходимо представлять себе аспекты образовательного менеджмента как все, что связано с процессом образования.
…………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Амандаулетова, А. К. Менеджмент в образовании: общие аспекты / А. К. Амандаулетова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2024. - № 18 (517). - С. 447-448. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/517/112373/ (дата обращения: 23.03.2025).
2. Куркина Н. Р., Потапова Л. Н., Мальтисова В. Педагогическое лидерство и менеджмент в системе российского и зарубежного образования как фактор резильентности образовательной организации // Современные проблемы науки и образования. - 2023. - № 3. - С. 29-38.
3. Менеджмент в образовании: учебник и практикум для вузов / С. Ю. Трапицын [и др.]; под редакцией С. Ю. Трапицына. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 478 с.
…………………………………