Особенности проявления тревожности у первоклассников

Название работы: Особенности проявления тревожности у первоклассников

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

55 стр.

Год сдачи:

2013 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 5

1.1 Проблема тревожности в психолого-педагогической литературе 5

1.2 Особенности психического развития ребенка в младшем школьном возрасте 15

1.3 Возможные причины тревожности у первоклассников 19

Выводы по первой главе 28

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ И НАРУШЕНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПЕРВОКЛАССНИКОВ 30

2.1 Организации и методы эмпирического исследования 30

2.2 Результаты эмпирического исследования 31

2.3 Динамика уровня тревожности и нарушений эмоциональной сферы первоклассников 40

Выводы по второй главе 46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50

ПРИЛОЖЕНИЕ

Выдержка:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В современных условиях на дошкольной ступени образования существенно возрастает необходимость повышения эмоциональной компетентности детей как необходимое условие формирования адаптационных способностей, познавательной активности, инициативности, способствующих продуктивному взаимодействию ребенка с субъектами социальной среды.

Многими исследователями неоднократно подчеркивается, что эмоциональные нарушения нередко становятся причиной отклоняющегося поведения, приводят к нарушению социальных контактов. Одной из главных проблем современной школы является детская тревожность.

Школа для ребенка – это всегда, прежде всего новые отношения с окружающими, новая социальная среда. В связи с переходом ребенка к школьному обучению возникает проблема психологической адаптации ребенка к школе, возникает проблема адаптации к новой окружающей среде. ........

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1.1 Проблема тревожности в психолого-педагогической литературе

Термин «anxiety» в переводе с английского означает желание, тоску, озабоченность, смутное, перманентное состояние. Т.Ю. Артюхова [3, с. 54], исследуя эту проблему, отмечает, что, продолжая идею З. Фрейда, Г. Айзенк называет эмоциональную неустойчивость одним из проявлений «anxiety», а В. Филипс, И. Мартин и Ж. Майерс различают в концептуальном плане тревогу как переходящее эмоциональное состояние и как устойчивую личностную черту.

Позже появилось и понятие «тревожность», которое впервые было введено С. Кьеркегором в рамках философских исследований [67]. Несмотря на то, что слова «тревога» и «тревожность» часто употребляются практическими психологами как синонимы в повседневном профессиональном общении, эти понятия неравнозначны для психологической науки. ...........

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Пока в науке не выработаны удовлетворительные показатели для характеристики психологического здоровья, оно оценивается по отсутствию отклонений в эмоциональной и поведенческой сферах. Наиболее информативным, прогностически значимым и потому чаще используемым показателем в этом плане является характеристика уровня тревожности, а также эмоциональное состояние ребенка в различных школьных ситуациях.

Тревожность - это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Особой разновидностью тревожности является школьная тревожность. Так принято обозначать негативные переживания у детей, связанные со школой. Проявляется школьная тревожность следующим образом: ребенок устраивает истерики по утрам, наотрез отказывается идти в школу; родители не могут заставить ребенка делать уроки; ребенок панически боится получить двойку, несмотря на то, что хорошо усваивает школьную программу, боится учительницу; ему снятся кошмары, связанные со школой и т.д.

............

Похожие работы на данную тему