"Колымские рассказы" В. Шаламова: ужасная изнанка советской жизни

Название работы: "Колымские рассказы" В. Шаламова: ужасная изнанка советской жизни

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Литература

Страниц:

36 стр.

Год сдачи:

2014 г.

Содержание:

Введение 3

1. Становление и развитие лагерной прозы в советской литературе 6

1.1. Становление лагерной прозы в литературе 6

1.2. Особенности развития «лагерной прозы» в советской литературе 10

2. Жизнь и творчество Варлама Шаламова 15

2.1. Жизненный и творческий путь Варлама Шаламова 15

2.2. Основные темы и мотивы творчества В. Шаламова 21

3. Идейно-художественное своеобразие “Колымских рассказов” 25

Заключение 33

Список использованной литературы 35

Выдержка:

Введение

Актуальность данного исследования заключается в том, что автобиографическая основа, реальность судеб и ситуаций придают "Колымским рассказам" значение исторического документа. В контексте темы ГУЛАГа в русской литературе - творчество Шаламова является одной из вершин - наравне с творчеством А.И. Солженицына. Имена этих писателей воспринимаются как символы разных подходов к теме: фундаментальное художественное исследование, историко-философские обобщения "Архипелага ГУЛАГ", — и картины иррационального мира Колымы у Шаламова, мира вне логики, вне правды, вне лжи, в котором властвует смерть для тел и растление для душ. Шаламов написал ряд заметок о своих художественных принципах, которые он назвал "новой прозой": "Важно воскресить чувство <...>, необходимы необычайные новые подробности, описания по-новому, чтобы заставить поверить в рассказ, во все остальное не как в информацию, а как в открытую сердечную рану".

*

*

2. Жизнь и творчество Варлама Шаламова

2.1. Жизненный и творческий путь Варлама Шаламова

XX век оказался одним из самых страшных столетий за всю историю человечества. Поколеблены или вовсе разрушаются вековые представления о незыблемости вечных истин - добра, нравственности, гуманности. XX век, обнажив скверные стороны человеческой сущности, показал беспомощность человека перед злом, воплощенном в Системе, в государственных структурах. Хрупким оказался нравственный слой человеческой души, треснувший под напором тоталитаризма. Но даже на этом фоне судьба Варлама Тихоновича Шаламова исключительна. Его лагерный опыт уникален и не повторен, к счастью, ни одним другим художником.

18 июня 1907 года в городе Вологде в семье священника Тихона Николаевича Шаламова и его жены Надежды Александровны родился сын Варлаам (Варлам). Мальчика крестили Варлаамом, по святцам. Впрочем, если верить автобиографическому роману Шаламова «Четвёртая Вологда», выбор имени был связан не только с любовью к церковным канонам: «Наречение меня в честь покровителя Вологды - дань декларативности, склонность к паблисити, которая всегда жила в отце».

*

*

*

Заключение

Ко всей существующей лагерной литературе Шаламов в "Колымских рассказах" - антипод. Он не оставляет нам никакого выхода. Кажется, он так же беспощаден к читателям, как жизнь была беспощадна к нему, к людям, которых он изображает. Как Колыма. Отсюда ощущение подлинности, адекватности текста - сюжету. И в этом особое преимущество Шаламова перед другими авторами. Он пишет так, как если бы был мертвым. Из лагеря он принес исключительно отрицательный опыт.

Похожие работы на данную тему