Духовные истоки западноевропейской культуры. Развитие философии с античности до Нового времени

Название работы: Духовные истоки западноевропейской культуры. Развитие философии с античности до Нового времени

Скачать демоверсию

Тип работы:

Реферат

Предмет:

Философия

Страниц:

16 стр.

Год сдачи:

2014 г.

Содержание:

Содержание

Введение 3

1. Эпикур. Трактовка философской проблематики как пути человека к счастью. Удовольствие как цель жизни. Проблема связи страха, страдания, удовольствия и свободы. Счастливый человек – человек свободный. Эпикурейский образ жизни 4

2. Стоицизм. Диалектика фатальной необходимости и абсолютной внутренней свободы человека. Трагический оптимизм стоиков. Сходство и различие поздних греческих и ранних римских стоиков (Зенон, Марк Аврелий). Идеал счастья и образ жизни. 7

3. Скептицизм как явление философии и культуры (Пиррон, Тимон, Секст-Эмпирик). Разочарование в Логосе как выражение кризисных тенденций античной культуры. Роль скептицизма в развитии демократии. Принципы жизни стоиков. 10

4. Неоплатонизм как синтез полатонизма и аристотелизма (Прокл, Плотин, Порфирий). Мистический настрой неоплатоников. Многоуровневость бытия и двойственная природа человека. Путь к Единому и Вечности. Эстетика неоплатонизма. Единство, простота, Свет как эстетические категории. 11

5. Влияние поздней античной философии и эстетики на формирование христианского мировоззрения 13

Заключение 15

Список использованной литературы 16

Выдержка:

Введение

Философия завершающего цикла античной философии была четко ориентирована на защиту отдельного индивида в условиях постепенного разрушения классического античного полиса. Александр Македонский завоевал не только большинство полисов, но и колоссальные территории за пределами Греции, создав грандиозную империю.

Поздняя античная философия возникала индивидуалистической, субъективно окрашенной. Поэтому здесь не столько производили новые идеи, сколько использовали уже имеющиеся (эпигонство), которые часто совмещали между собой без достаточного внутреннего единства (эклектика).

Следует отметить, что школы завершающего цикла были четко направлены на то, чтобы превратить философию в инструмент человеческого индивидуального самоутверждения. Именно на этом пути поздняя античная философия сделала свое основное открытие: дух может быть автономным от обстоятельств жизни, противостоять этим обстоятельствам. Это открытие, очевидно, перебрасывает мостик интеллектуальных достижений следующей эпохе - христианскому европейскому Средневековью. ..........

1. Эпикур. Трактовка философской проблематики как пути человека к счастью. Удовольствие как цель жизни. Проблема связи страха, страдания, удовольствия и свободы. Счастливый человек – человек свободный. Эпикурейский образ жизни

Эпикур (341 – 279 гг. до н.э.) родился на Самосе, наиболее известной его философская деятельность стала после переезда эпикурейской школы в Афины из Лампаска в 307 г. до н.э. Школа расположилась в саду неподалёку от Афин. По этой причине сторонников Эпикура стали называть философами Сада (по греч. «Kepos»). Основание Сада стало определённым символом духовных изменений эллинистической эпохи. По мнению ряда историков, Kepos явился первой эллинистической школой не просто в хронологическом порядке, но и с мировоззренческих позиций. Эпикурейство выступило философской альтернативой классическим учениям платоновской Академии и перипатетиков, которые лишь стремились сохранить учения прошлого, в то время как Эпикура, пытался привнести обновление в философские парадигмы в соответствии с веяниями новой эпохи.

В своём учении Эпикур делит философию на три части :

1) логика (или каноника) – каноны познания истины;

2) физика – исследование строения реальности;

3) этика – посвящена проблематике счастья человека и способам его достижения.

.........

Заключение

Историческим событием, ознаменовавшим переход от классической к эллинистической эпохе в античной культуре, становится Великий поход Александра Македонского (356 – 323 гг. до н.э.). В результате Похода, продлившегося с 334 по 323 гг. до н.э., Александр завоевал Малую Азию, Сирию, Египет, Вавилонию, Персию, Самарканд, Бактрию и Пенджаб, Персидская империя пала в результате трёх сражений. Результатом подобных масштабных «приобретений» становится ниспровержение культуры классического города-полиса, его политических и этических идеалов, которые уже не могут удовлетворять потребности новой империи. На смену им приходит проект «универсальной божественной монархии», объединяющий различные страны и народы. Воплотить планы построения универсальной монархии помешала скоропостижная смерть Александра в 323 г. до н.э.

Существенные преобразования происходят в основополагающем диалоге «человек – общество».

............

Похожие работы на данную тему