Преемственность математической подготовки дошкольника и младшего школьника (проведение исследования)

Название работы: Преемственность математической подготовки дошкольника и младшего школьника (проведение исследования)

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

67 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

Введение 2

Глава 1. Специфика подготовки к школе ребенка дошкольного возраста 6

1.1. Понятие преемственности в педагогической подготовке ребенка. 6

1.2. Психолого-педагогические аспекты подготовки детей к школе. 14

1.3. Познавательные процессы и преемственность в математической подготовке дошкольника. 31

Глава 2. Эмпирическое исследование, направленное на изучение преемственности математической подготовки дошкольника и младшего школьника. 46

2.1. Организация исследования 46

2.2. Результаты исследования и их обсуждение 52

2.3. Выводы и рекомендации 55

Заключение 58

Список литературы 62

Приложения 67

Выдержка:

Введение:

Актуальность исследования обусловлена поиском оптимальных способов обеспечения единства образовательного пространства, кризисом непрерывного образования, потребностью рассмотреть образование как процесс формирования духовного мира ребенка. Непрерывное образование - один из объективных законов воспитания. Преемственность - составная его часть. Дошкольное и начальное образование- единый развивающийся мир. В связи с этим приобретает особую значимость проблема реализации принципа преемственности в непрерывном образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Проблемам преемственности в воспитании, обучении, образовании посвящено значительное число исследований. Идея преемственности в обучении находит отражение в трудах выдающихся зарубежных и отечественных педагогов: Я.А. Коменского, А. Дистервега, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, А.П. Усовой и др.

Преемственность как педагогическая категория идейно-политического, трудового, физического, нравственного воспитания детей и подростков рассматривается в трудах Н.К. Шур, И.Н. Зеленова, О.С. Богдановой, Л.И. Катаевой и др. Идея гармоничного развития ребенка- дошкольника и младшего школьника в контексте преемственности исследуется в работах Л.П. Дашковой, О.В. Ткаченко, Л.И. Дагаевой, Я.Ф. Энци, Е.Е. Сапоговой и др.

Проблеме преемственности в содержании, методах, организационных формах и условиях ее обеспечения между различными звеньями системы образования посвящен ряд диссертационных исследований И.И. Гончаровой, Е.Б. Пискуновой, Н.Л. Гребенниковой, Е.Б. Степащенко и др.

Многие работы по вопросам преемственности отражают и проблему готовности ребенка к школе. Исследования ведутся как по направлению гармонического развития школьников (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, Л.И. Божович, Л.С. Славина и др.), так и по линии специальной готовности ребенка к усвоению тех учебных предметов, которые будут изучаться в начальных классах общеобразовательной школы (Е.А. Бугрименко, Р.Л. Березина, Т.Д. Рихтерман, О.Я. Боровая и др.).

Проблема преемственности между различными звеньями образования всегда была одной из актуальных задач отечественной педагогики (В.С. Кузин, В.А. Ситаров, И.В.Бестужев-Лада, Л.П. Буева и др.). Философским аспектам преемственности в процессе передачи социального и педагогического опыта, её функциям, их составу и структуре; психологическим механизмам посвящены работы Л.М. Архангельского, Г.Н. Исаенко, Г.Л. Смирнова, А.Г. Харчева, В.А. Ядова и др.

Процесс творческой деятельности дошкольников и младших школьников, развитие их интеллектуальных способностей на раннем этапе рассматривали такие известные отечественные ученые- педагоги и психологи, как Н.Е. Веракса, Л.С. Выготский, А.Н. Давидчук, Т.Н. Давидчук, Т.Н. Доронова, О.М. Дьяченко, А.З. Зак, Т.С. Комарова, В.С. Мухина, С.Л. Новоселова, И.В. Смолярчук, С.М. Чурбанова, Т.Я. Шпикалова, С.Г. Якобсон и др.

Глава 2:

1. Исследование показало, что система работы по математическому развитию детей «Готовимся к школе» Н.Б. Истоминой с учетом современных требований "Концепции дошкольного образования" с сохранением преемственности математической подготовки способствовала повышению уровня математического развития детей.

2. Элементарные знания по математике, определённые современными требованиями, в основном усваиваются детьми, но необходимо углубление и дифференциация индивидуальной работы с каждым ребёнком, а также жесткое сохранение концепции преемственность математической подготовки что может быть предметом нашего дальнейшего исследования.

3. Обновление и качественное улучшение системы математического развития и преемственности математической подготовки дошкольников позволяет педагогам искать наиболее интересные формы работы, что способствует развитию элементарных математических представлений.

3. Игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике, обеспечивают преемственность математической подготовки.

Рекомендации:

1. Математическое развитие детей 4-5 лет происходит наиболее успешно в активных действиях по сравнению, группировке, видоизменению и воссозданию геометрических фигур, силуэтов, предметов разной формы, величины. Уместны игры типа "Цвет и форма", "Форма и размер" и другие, в которые непосредственно включены разнообразные обследовательские действия.

2. Использование логических блоков Дьенеша или набора логических геометрических фигур даёт возможность приобщить детей к выполнению простых игровых действий на классификацию по совместным свойствам, причём как по наличию, так и по отсутствию свойства.

3. Игры и упражнения с цветными счетными палочками Кюизенера наиболее успешно способствуют познанию величинных и числовых отношений.

4. Практическая деятельность взрослых совместно с детьми по изготовлению печенья, салата, уборке помещения, посадке и уходу за растениями, уходу за животными, сопровождаемая познавательными разговорами успешно способствует освоению элементарных математических отношений.

Заключение:

Учитывая целесообразность непрерывного формирования математических знаний, навыков и умений на протяжении всего периода обучения, необходимость преемственности между различными ступенями обучения и возрастные особенности познавательной деятельности младших школьников, мы выделили те знания и умения, формирование которых следует начинать уже в начальной школе.

Приведем перечень, в котором указаны основные группы умений и действия, их составляющие.

I. Выделение признаков предметов и оперирование ими:

1. Выделение признаков предметов (конкретных и абстрактных).

2. Сравнение двух и более предметов: а) выявление общих признаков (свойств) двух, трех и более предметов; б) выявление отличительных признаков двух, трех и более предметов.

3. Выявление общего свойства группы предметов: а) подбор общего названия (собирательного имени) для группы предметов; б) выявление "лишнего" предмета в данной группе; в) нахождение недостающего предмета в данной группе; г) сравнение групп предметов.

4. Выявление закономерностей расположения предметов в ряду или матрице.

5. Узнавание предметов по их признакам.

6. Описание предмета по его признакам.

П. Классификация:

1. Словесная характеристика классов в готовой классификации.

2. Деление на классы по заданному основанию. Отнесение объекта к классу.

3. Выделение основания для самостоятельно проводимой классификации.

4. Проверка результатов проведенной классификации

III. Понимание и правильное употребление логических слов ("и", "или", "все", "некоторые" и др.).

IV. Определения:

1. Выделение признаков объекта.

2. Выделение характеристических совокупностей признаков объекта.

3. Описание объектов по их признакам.

4. Выделение родо-видовых отношений.

5. Построение определений через род и видовое отличие (по готовым наборам слов).

V. Простейшие умозаключения и доказательства:

1. Умозаключения по индукции.

2. Умозаключения по аналогии.

3. Дедуктивные умозаключения: а) на основе свойств отношений эквивалентности и порядка; б) по правилам заключения, отрицания и силлогизма.

4. Доказательство или опровержение утверждений с помощью примера или контрпримера.

Наиболее полные методические исследования, посвященные преемственности обучения математике, были проведены Е. П. Маланюк и Т. К. Камаловой. Однако эти методические работы не решают в целом задачи обеспечения преемственности математической подготовки дошкольников и младших школьников в свете общей проблемы привития школьникам грамотности при обучении математике. Их "неполнота" с современной точки зрения обусловлена объективными причинами. Работы Е. П. Маланюк и Т. К. Камаловой выполнялись в конце семидесятых и в начале восьмидесятых годов, когда идеи развивающего обучения только зарождались, и интеллектуальное развитие учащихся не осознавалось как приоритетная цель общего образования. Соответственно, содержание школьных курсов, в частности, начального курса математики, было ориентировано в основном на формирование у учащихся знаний, умений и навыков по предмету.

Похожие работы на данную тему