Юридические лица

Название работы: Юридические лица

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Правоохранительные органы

Страниц:

92 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение . 2

ГЛАВА 1. Правовая природа юридического лица . 5

§ 1. Сущность юридического лица . 5

§ 2. Основные теории сущности юридического лица . 9

§ 3. Классификация юридических лиц . 12

ГЛАВА 2. Юридические лица как субъекты гражданского права.30

§ 1. Признаки юридического лица . 30

§ 2. Правоспособность юридического лица . 32

§ 3. Органы юридического лица . 34

ГЛАВА 2. Возникновение и прекращение

юридического лица . 41

§ 1. Возникновение юридического лица . 41

§ 2. Прекращение юридического лица путем реорганизации. 58

§ 3. Прекращение юридического лица путем ликвидации . 73

§ 4. Прекращение юридического лица путем банкротства . 82

Заключение .87

Библиография . 92

Выдержка:

Введение:

Возникший в последнее время интерес к проблемам правового статуса, организационно-правовым формам, а также к защите прав юридических лиц обусловлен рядом причин как правового, так и политико-экономического характера. К последним следует отнести переход государства от политики "экономического романтизма", всеобщей свободы, граничащей с безнаказанностью, к фискальному курсу, имеющему своей целью установление жесткого контроля за участниками экономической деятельности и повышение собираемости налогов. Это в свою очередь не может не привести к росту изъятий имущества у субъектов предпринимательства, большую часть которых и составляют юридические лица.

Актуальность темы работы данной дипломной работы обусловлена тем, что переход к рыночной организации хозяйства потребовал установления свойственных ей организационно-правовых форм. Прежде всего это связано с появлением хозяйственных обществ и товариществ, которые становятся основными профессиональными участниками имущественного оборота, постепенно вытесняя из него ранее господствовавшие государственные предприятия-несобственники (поскольку такая фигура никак не соответствует требованиям нормального рыночного хозяйства). Эти обстоятельства повлекли резкие изменения законодательства о юридических лицах и его бурное развитие в сравнении с ранее действовавшим правопорядком. Особенно важно в этом смысле правовое регулирование порядка создания и прекращения юридических лиц, закрепление гарантий прав кредиторов юридического лица и удовлетворение их требований.

Кроме того, актуализация указанной проблемы определяется и тем, что если процедура прекращения деятельности юридических лиц с переходом принадлежащих им прав и обязанностей к правопреемникам с технической стороны особых сложностей не вызывает, то ее правовые и экономические аспекты вследствие недостаточной нормативной регламентации постоянно являются предметами споров

С точки зрения автора данной работы, интерес к основным проблемам, связанным с выбранной темой, обусловлен множеством спорных вопросов, возникающих как на практике, так и в теории. Каждый шаг юридического лица независимо от того, в форме какой организации (коммерческой либо некоммерческой) оно создано, сопряжен с появлением ряда материальных, а также процессуальных прав и обязанностей. В процессе хозяйственной деятельности предприятие постоянно вступает в правоотношения с третьими лицами, вследствие чего по результатам этой деятельности у него образуется целый комплекс всевозможных прав и обязанностей как вещных, так и обязательственных.

Глава 2:

Важно отметить, что статья 1 Закона о несостоятельности 2002 г. приведена в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации, то есть из нее исключены в первом абзаце слова: "или объявления должником о своей несостоятельности (банкротстве)". Это связано с тем, что Закон 2002 года устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), но никак не основания объявления должником о своей несостоятельности (банкротстве).

Однако, как определено в п.2 ст.65 ГК РФ, юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, может совместно с кредиторами принять решение об объявлении о своем банкротстве и о добровольной ликвидации, что и предусмотрено в ст.7 Закона 2002 г. на основании п.3 ст.65 ГК РФ.

По смыслу пункта 2 статьи 4 Закона о банкротстве для определения наличия признаков банкротства должника могут учитываться соответствующие суммы, взысканные судом вместо причитавшегося кредитору исполнения обязательства в натуре (стоимость не переданной кредитору оплаченной им вещи, стоимость оплаченных, но не выполненных должником работ или услуг и др.). Такие требования кредиторов подлежат включению в реестр требований кредиторов в качестве требований конкурсных кредиторов и удовлетворяются в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве. Такой же правовой режим распространяется и на суммы, присужденные кредитору в связи с изменением способа или порядка исполнения судебного акта или постановления иного органа (статья 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), статья 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ)) .

Признаки несостоятельности можно подразделить на сущностные, т.е. необходимые и достаточные для квалификации несостоятельности должника, и внешние, служащие основанием для возбуждения производства по делу о несостоятельности :

 первый (внешний) - приостановление текущих платежей, если предприятие не обеспечивает или заведомо не способно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение 3 месяцев со дня наступления сроков их исполнения;

 второй – величина требований к должнику-юридическому лицу в совокупности составляет не менее 100 тыс. рублей.

Круг лиц, которые могут быть признаны несостоятельными, определен непосредственно в ГК РФ (ст.25, 65). К ним относятся:

Заключение:

Подводя итог, можно сделать следующие общетеоретические выводы:

Во-первых, смысл конструкции юридического лица заключается в создании нового субъекта права (организации), имущество которого обособлено от имущества его создателей (учредителей, участников). Это обстоятельство делает возможным самостоятельное участие организации в гражданском обороте.

Во-вторых, государственная регистрация является завершающим этапом образования юридического лица, на котором компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания нового субъекта права, и принимает решение о признании организации юридическим лицом. После этого основные данные об организации включаются в единый государственный реестр юридических лиц и становятся доступными для всеобщего ознакомления.

Правовой основой деятельности любого юридического лица, наряду с законодательством являются его учредительные документы, в которых учредители конкретизируют общие нормы права применительно к своим интересам. Устав регламентирует деятельность самой организации (определяет основные цели и виды деятельности, правовой режим имущества, порядок образования и расходования соответствующих фондов, порядок управления, процедуру реорганизации и ликвидации и т.д.).

Потребность в детальном правовом регулировании частных вопросов создания и функционирования организаций приводит к необходимости принятия специальных федеральных законов, посвященных отдельным организационно-правовым формам. В этом заключается следующий принципиальный момент в построении системы законодательства о юридических лицах: в силу прямых указаний в тексте ГК РФ принимается специальный федеральный закон, направленный на диверсификацию правового регулирования.

Содержание подобных законов логично, на первый взгляд, определяется исключительно предметом правового регулирования данного закона и по общему правилу не выходит за рамки конкретной организационно-правовой формы. Федеральный закон "Об акционерных обществах" определяет порядок создания, функционирования, реорганизации и ликвидации только акционерных обществ, Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" - данных обществ, Федеральный закон "О производственных кооперативах" - только таких кооперативов, Федеральный закон "О некоммерческих организациях" - существование некоммерческих организаций и т.д. Ограничение сферы действия специального закона лишь конкретной организационно-правовой формой неоправданно. В связи с этим назрела необходимость в существенном обновлении всех специальных законов.

Таким образом, ГК РФ использует три варианта изложения правовых норм о юридических лицах: общие нормы прямого действия для всех юридических лиц, общие нормы для отдельных организационно-правовых форм с отсылкой к специальному закону и, наконец, конкретные, иногда не совсем проработанные, нормы, непосредственно применяемые в отношении ограниченного числа организаций.

При этом следует помнить, что в соответствии с п.2 ст.3 ГК РФ специальные законы не должны противоречить Гражданскому кодексу. Поэтому правило lex specialis derogat generali неприменимо, если по одному вопросу существуют различные правовые конструкции в ГК РФ и специальном законе. В любом случае приоритет отдается правилам ГК РФ.

В-третьих, что касается ликвидации юридического лица, то:

1) ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам;

2) статья 63 Гражданского кодекса содержит множество новых моментов, таких как: публикация о ликвидации помещается в органах печати; публикация сообщает сведения и о порядке, и о сроке заявления требований его кредиторами. Важным является и то, что в качестве этапа ликвидации пункт 2 ст. 63 предусматривает составление промежуточного ликвидационного баланса, утверждаемого учредителями (участниками) или органом, принявшим решение о ликвидации, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц;

Похожие работы на данную тему