Надзор прокурора за следствием и дознанием

Название работы: Надзор прокурора за следствием и дознанием

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Правоохранительные органы

Страниц:

77 стр.

Год сдачи:

2004 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА

ОРГАНАМИ СЛЕДСТВИЯ И ДОЗНАНИЯ 4

1.1. История развития надзорной деятельности

прокурора за органами следствия и дознания 4

1.2. Прокурорский надзор за процессуальной

деятельностью органов дознания и предварительного

следствия 13

1.3. Предмет и пределы прокурорского надзора за

процессуальной деятельностью органов предварительного

следствия 24

1.4. Средства (формы) прокурорского надзора на

досудебных стадиях уголовного судопроизводства 37

ГЛАВА 2. НАДЗОР ПРОКУРОРА ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ

ДОЗНАНИЯ И ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ НА

ДОСУДЕБНЫХ СТАДИЯХ 52

2.1. Прокурорский надзор на стадии возбуждения

уголовного дела 52

2.2. Прокурорский надзор за обеспечением прав

подозреваемых и обвиняемых 56

2.3. Прокурорский надзор за обеспечением прав

потерпевших 60

2.4. Решение прокурора по уголовному делу,

поступившему с обвинительным заключением или с

обвинительным актом 63

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71

Нормативные акты 71

Книги и монографии 72

Статьи 77

Выдержка:

Введение:

Деятельность органов дознания и предварительного следствия по раскрытию и расследованию преступлений, связанная с ограничением конституционных прав и свобод в уголовном процессе и с применением мер процессуального принуждения, существенно затрагивает законные интересы и права участников уголовного судопроизводства.

В соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свобо¬ды являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства. Гла¬ва 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» преду¬сматривает ряд гарантий охраны прав личности, в том числе в досудеб¬ных стадиях уголовного судопроизводства, а ст.46 Конституции РФ га¬рантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.

В ст.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федера¬ции» указано, что в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокура¬тура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением Кон¬ституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе и за органами, осу¬ществляющими дознание и предварительное следствие.

Актуальность этого направления надзорной деятельности прокура¬туры определяется необходимостью и особой значимостью обеспечения законных интересов и прав участников уголовно-процессуальной дея¬тельности и режима законности в процессе расследования преступле¬ний, значительным объемом работы прокуратуры на этом направлении. Надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия занимает в деятельности прокуратуры ведущее место, является важной гарантией обеспечения законности в сфере борьбы с преступностью.

Уголовно-процессуальное законодательство регламентирует дея¬тельность органов дознания и предварительного следствия, как и при¬нимаемые ими процессуальные решения, обеспечивая правовую базу их деятельности, однако в практике расследования имеют место наруше¬ния закона со стороны лиц, проводящих дознание, и следователей.

Досудебные стадии уголовного судопроизводства характеризуются двумя взаимосвязанными направлениями прокурорской деятельности.

Во-первых, в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О проку¬ратуре Российской Федерации» и ст.37 УПК РФ задачей прокурорского надзора является своевременное принятие предусмотренных мер к уст¬ранению нарушений закона.

Во-вторых, исходя из смысла ст.73, 85, 171, 215, 302, 307 УПК РФ, содержащих требования к процессуальному доказыванию, к постанов¬лению о привлечении в качестве обвиняемого, к окончанию предвари¬тельного следствия с обвинительным заключением, к обоснованности приговора, принятие важных процессуальных решений должно основы¬ваться на всестороннем и полном исследовании обстоятельств пре¬ступления. Речь идет о двух аспектах: об устранении имевших место и об выявленных прокурором нарушений и их предупреждении.

Под прокурорским надзором за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия понимается деятельность со¬ответствующих прокуроров в досудебных стадиях уголовного процесса в пределах их компетенции с использованием предоставленных им зако¬ном полномочий по обеспечению законности при расследовании престу¬плений.

В ст.5 УПК РФ дается разъяснение некоторых наименований, со¬держащихся в Кодексе. Согласно п.31 этой статьи прокурор - это Гене¬ральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуро¬ры, их заместители и помощники, участвующие в уголовном судопро¬изводстве (полномочия которых производим от полномочий «прокуро¬ров по вертикали», делегированы последними).

В качестве обязательных объектов прокурорского надзора по каждому уголовному делу можно выделить следующие элементы рас¬следования преступлений:

1) возбуждение уголовного дела или отказ в его возбуждении;

2) задержание и арест подозреваемого и обвиняемого;

3) привлечение к уголовной ответственности;

4) соблюдение прав и законных интересов обвиняемого, потерпев¬шего и других участников процесса;

5) обеспечение достаточности доказательств для принятия процес¬суальных решений;

6) разрешение дела по существу.

В ходе написания данной работы были проанализированы разные источники, в том числе Конституция Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс, ряд федеральных законов по данной теме и иные нормативные акты, монографии различных ученых по уголовному процессу и прокурорскому надзору.

Глава 2:

Поскольку к моменту окончания предварительного следст¬вия должно быть закончено производство всего комплекса не¬обходимых по делу следственных действий, результаты которых должны обеспечить полноту исследования обстоятельств, входящих в предмет доказывания, прокурорам надо обращать внимание на соблюдение следователем условий, относящихся к использованию системы следственных дейст¬вий .

С учетом содержащихся в Уголовно-процессуальном кодек¬се РФ норм, изменивших порядок судебного следствия, когда стороне защиты предоставлено безусловное право представле¬ния доказательств в судебном заседании, прокурор должен быть заинтересован в том, чтобы максимальное число хода¬тайств стороны защиты заявлялось и разрешалось именно на стадии расследования, поскольку в этом случае более ясной становится и тактика поддержания государственного обвине¬ния в суде. Прокурору необходимо тщательно проанализиро¬вать доводы, приводимые обвиняемым и защитником в опро¬вержение обвинения, и проверить, что противопоставляется этим доводам. По этой причине желательно, чтобы уголовное дело, поступившее с обвинительным заключением, изучалось не только прокурорскими работниками, осуществляющими надзор за следствием и дознанием, но и прокурорами, которым будет поручено поддержание по делу государственного обвине¬ния. Особое внимание при изучении уголовного дела должно быть обращено на допустимость доказательств, поскольку в дальнейшем эти доказательства должны использоваться госу¬дарственным обвинителем в судебном заседании. При выявле¬нии доказательств, полученных с нарушением закона, прокурор либо возвращает дело для производства дополнительного след¬ствия, либо предлагает следователю пересоставить обвинитель¬ное заключение без упоминания в нем недопустимых доказа¬тельств. Прокурор в соответствии с ч. 3 ст. 88 УПК РФ также вправе своим постановлением признать доказательство недо¬пустимым.

Не менее важным является изучение формулировки обвине¬ния, проверка соответствия его закону и реально собранным по делу доказательствам.

В самом тексте обвинительного заключения доказательства должны излагаться последовательно, а обстоятельства дела опи¬сываться в соответствии с собранными доказательствами. Су¬щество преступления должно описываться, включая в себя только уголовно наказуемые деяния. Обвинительное заключе¬ние должно соответствовать постановлению о привлечении в качестве обвиняемого. По многоэпизодным делам существо преступлений должно быть изложено в системе, с тем чтобы с учетом этой системы можно было планировать представление доказательств в судебном следствии и строить схему поддержа¬ния государственного обвинения.

В соответствии со ст. 221 УПК РФ прокурор или его замес¬титель обязаны рассмотреть поступившее дело в срок не более пяти суток.

Статья 221 УПК РФ установила варианты решения прокурора по делу, поступившему с обвинительным заключением. Признав, что имеются основания для направле¬ния дела в суд, прокурор утверждает своей резолюцией обвини¬тельное заключение. Для такого решения должны быть уста¬новлены следующие обстоятельства:

а) достаточность доказательств для рассмотрения дела в суде;

б) возможность поддержания с имеющимися доказательст¬вами государственного обвинения;

в) допустимость собранных по делу доказательств;

г) соответствие предъявленного обвинения собранным дока¬зательствам;

д) отсутствие обстоятельств, влекущих прекращение уголов¬ного дела или уголовного преследования;

е) отсутствие процессуальных нарушений, исключающих возможность рассмотрения дела в суде;

ж) соответствие обвинительного заключения требованиям закона .

Если собранные по делу доказательства дают основание для обвинения лица в менее тяжком преступлении, прокурор своим постановлением вправе изменить обвинение в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 221 УПК РФ.

Прокурор в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 221 УПК РФ вправе возвратить уголовное дело следователю для производства до¬полнительного следствия или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями. При этом необходимо иметь в виду, что вся ответственность за обоснованность окончательно сфор¬мулированного обвинения, за достаточность представляемых суду доказательств ложится на прокурора, утверждающего об¬винительное заключение, поскольку только он обладает неог¬раниченным правом возвращения уголовных дел для производ¬ства дополнительного следствия. Суд же в соответствии с Уго¬ловно-процессуальным кодексом РФ этого не делает. Поэтому недостатки прокурорского надзора, приводящие к направлению в суд уголовных дел, по которым расследование проведено не¬полно или требуется изменение обвинения в сторону, ухуд¬шающую положение обвиняемого, могут оказаться невоспол¬нимыми при рассмотрении дела в суде. В связи с этим надзор за исполнением законов по делам, поступившим с обвинитель¬ным заключением, приобретает особое значение.

Заключение:

Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания и органами предварительного следствия закреп¬лен в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федера¬ции» как одно из основных направлений надзорной деятельно¬сти прокуратуры. В ст. 37 УПК РФ определено, что прокурор является должностным лицом, осуществляющим от имени государства уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. Представляется, что надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия также является надзором за испол¬нением законов этими органами, так как вся процессуальная деятельность осуществляется исключительно на основе закона.

Наряду с осуществлением уголовного преследования такой надзор является одной из основных процессуальных функций прокурора в досудебном производстве по уголовным делам. Прокурор обязан обеспечивать постоянный надзор за процессу¬альной деятельностью всех органов дознания и предварительно¬го следствия независимо от их ведомственной подчиненности. Для этого уголовно-процессуальный закон наделил прокурора властно-распорядительными полномочиями, в том числе рядом полномочий, принадлежащих только прокурору (например, от¬мена незаконных и необоснованных постановлений следователя и дознавателя, утверждение обвинительного заключения и на¬правление уголовного дела в суд, возвращение уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия).

Принимая во внимание, что предметом прокурорского над¬зора является законность всей деятельности органов дознания и органов предварительного следствия, можно тем не менее выделить «ключевые» моменты досудебного производства по уголовным делам, где предметом прокурорского надзора будет законность важнейших действий и процессуальных решений следователя, дознавателя и органа дознания. К ним могут быть отнесены:

1) законность разрешения заявлений и сообщений о престу¬плениях, постановлений о возбуждении и отказе в возбуждении уголовных дел;

2) законность задержания подозреваемого;

3) законность привлечения лица в качестве обвиняемого;

4) возбуждение ходатайств перед судом о применении к по¬дозреваемому и обвиняемому меры пресечения в виде заключе¬ния под стражу и домашнего ареста и о продлении срока содержания под стражей; о применении иных мер процессуального принуждения; о производстве следственных действий в случа¬ях, предусмотренных законом;

5) обеспечение прав и законных интересов участников уго¬ловного процесса, в том числе потерпевших от преступления;

6) исполнение требований закона об установлении всех об¬стоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу;

7) законность принятия решения при окончании предвари¬тельного следствия .

Полномочия прокурора, содержащиеся в УПК РФ, можно разделить на три группы: полномочия, направ¬ленные на выявление нарушений закона; полномочия, направ¬ленные на устранение нарушений закона; полномочия, направ¬ленные на предупреждение нарушений закона. Основной чертой является то, что все они носят ярко выраженный власт¬но-распорядительный характер. Полномочия прокурора в досу¬дебном производстве в соответствии с ч. 6 ст. 37 УПК РФ - это полномочия прокуроров городов и районов, их заместите¬лей, приравненных к ним прокуроров и вышестоящих прокуро¬ров. Такие полномочия в одинаковой степени распространяют¬ся на все органы дознания и органы предварительного следст¬вия независимо от ведомственной подчиненности.

Похожие работы на данную тему