Интегрированный урок как средство осуществления межпредметных связей в процессе обучения информатике

Название работы: Интегрированный урок как средство осуществления межпредметных связей в процессе обучения информатике

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

73 стр.

Год сдачи:

2000 г.

Содержание:

Введение 3

Глава I. Осуществление межпредметных связей как педагогическая проблема 6

1.1. Развитие проблемы в педагогической теории и практике 6

1.2. Сущность межпредметных связей 11

1.3. Психолого-педагогические основы осуществления межпредметных связей 17

1.4. Межпредметные связи в процессе обучения информатике 23

Глава II. Осуществление межпредметных связей в процессе обучения информатике посредством интегрированных уроков 27

2.1. Реализация интегративной модели обучения 27

2.2. Технология организации и проведения интегрированного урока 37

2.3. Интегрированный урок в процессе обучения информатике 44

Заключение 49

Библиографический список 51

Приложения 56

Выдержка:

Введение:

Проблема межпредметных связей приобрела принципиально важное социально-педагогическое значение в свете задач всестороннего развития личности учащихся на базе общего среднего образования.

Актуальность данной проблемы обусловлена изменениями в сфере науки и производства, которые вызывают необходимость изменений обучения подрастающего поколения.

Современная наука и производство развиваются по линии одновременной специализации и интеграции. Наиболее существенные научные открытия и технические достижения рождаются в области смежных областей, когда идеи и методы различных наук применяются для решения комплексных задач науки и практики.

Для решения важнейших проблем современности необходимы совместные усилия специалистов разного профиля, и умения каждого специалиста видеть и решать свои вопросы с позиции общих задач.

Возникает потребность в специалистах широкого профиля, способных мобильно использовать знания из разных научных областей в деятельности, связанной с профессией.

В формировании таких специалистов первостепенное значение имеет развитие системного мышления, умение видеть объект в единстве его многосторонних связей и отношений.

Реализация межпредметных связей дает возможность экономнее во времени определить структуру учебного плана, программ, учебников, что способствует рационализации учебного процесса в целом.

Все отрасли современной науки тесно связаны между собой, поэтому и школьные учебные предметы не могут быть изолированы друг от друга.

Межпредметные связи являются дидактическим условием и средством глубокого и всестороннего усвоения основ наук в школе. Кроме того, они способствуют повышению научного уровня знаний учащихся, развитию логического мышления и их творческих способностей.

Реализация межпредметных связей устраняет дублирование в изучении материала, экономит время и создает благоприятные условия для формирования умений и навыков учащихся.

С помощью межпредметных связей не только решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.

Средства реализации межпредметных связей могут быть различны: вопросы, на¬глядные пособия, тексты, проблемные ситуации и познавательные задачи, конференции, «интегрированные» учебные дни, факультативные занятия и олимпиады.

Глава 2:

Урок начинается с вступительного слова учителя: «Мы с вами знакомы с таким видом изобразительного искусства, как графика. Графика — это вид искусства, в котором изображение создается при помощи линейного рисунка, строго основанного на сочетании белого и черного. В наше время под графикой принято понимать довольно широкий круг явлений изобразительного искусства. Мы видим их не только на выставках, но и повседневно сталкиваемся с ними в жизни. С какими видами графических изображений вы знакомы? Какие материалы и приемы использует художник-график в своей работе?»

Ученики рассказывают, что одним из самых распространенных видов графического искусства является книжная иллюстрация, а еще, так называемая печатная графика — это плакаты, театральные афиши, почтовые марки и открытки, этикетки на спичечных коробках; промышленная графика — всевозможные пакеты, упаковки, этикетки на бутылках. Также существует самостоятельное произведение (гравюра на бумаге, линогравюра и т. д.) — станковая графика. Ученики перечисляют графические материалы и приемы работы, с которыми они уже встречались на уроках изобразительного искусства: цветные мелки, пастель, уголь, фломастеры, цветные карандаши и, чаше всего, черная тушь и перо.

Учитель: «Ребята, я вам говорила, что «графика» — это широкий круг явлений изобразительного искусства. Компьютерная графика — это еще один вид графики, с которым мы встречаемся ежедневно. Вспомните оригинальные заставки к телепрограммам, выполненные в технике трехмерной компьютерной графики; все чаще встречается компьютерная мультипликация. А кто из вас не играл в компьютерные игры? На компьютере выполняются различные чертежи, шрифты, можно печатать текст. Но на компьютере можно еще и создавать произведения изобразительного искусства, творить. Компьютерные рисунки могут быть плоскими и трехмерными, монохромными и выполненными в цвете».

Учитель демонстрирует библиотеку ученических работ и образцы рисунков самого учителя, чтобы показать возможности использования программы «Графический редактор».

Учитель: «Сегодня нашей мастерской будет компьютерный зал, а рабочей плоскостью — экран дисплея. На уроках информатики вы освоили приемы работы на клавиатуре компьютера, научились пользоваться многими режимами графического редактора. Преимущество работы на компьютере — это, во-первых, скорость; во-вторых, возможность варьировать изображение, перемещать его по рабочей плоскости; в-третьих, увеличивать или уменьшать, стирать, если компоновка рисунка вас не устраивает. Вы можете что-то добавить в свою работу и снова убрать, чтобы добиться гармоничного заполнения элементами изображения своей творческой работы.

Не раз мы с вами говорили о том, что графика — это, прежде всего рисунок, линейный и четкий, основанный на сочетании белого и черного. Ленчем белым является бумага, а черным — карандаш, уголь, тушь, фломастер.

У нас рабочая плоскость — экран компьютера. Будем работать на сочетаниях черного, белого и промежуточных серых тонов».

Учитель демонстрирует возможности графического редактора и рассказывает о технических особенностях, которые надо будет учитывать при работе: об ошибках при выборе фактурной заливки, о соблюдении резкой контрастности на экране дисплея, о специфике принтера. Показывает возможные варианты, обращая внимание на ошибки и удачные творческие находки авторов рисунков. Демонстрирует, как тема, сюжет накладывается на возможности компьютерной графики.

Учитель: «Сегодня мы на основе сочетания плоских геометрических фигур попробуем создать графическую композицию. Каждое искусство располагает своими выразительными средствами. Живопись использует много цветов, графическое изображение ограничивает художника черным и белым цветом. Художник должен эти средства обогатить.

Заключение:

Теория межпредметных связей составляет существенное звено теории содержания общего среднего образования и теории современного обучения.

Потребность в синтезе научных знаний обусловлена все увеличивающимся количеством комплексных проблем, стоящих перед человечеством: проблем, решение которых возможно лишь с привлечением знаний из различных отраслей науки.

Ставится вопрос о формировании нового, интегративного способа мышления, характерного и необходимого для современного человека. Такой подход в обучении способствует выработке системы знаний, развивает способность к их переносу.

Интегрированные уроки, на которых от учащихся требуется проявление своих знаний по нескольким предметам в комплексе, являются средством реализации межпредметных связей в обучении.

Интегрированные уроки способствуют повышению научности и доступности обучения, значительному усилению познавательной деятельности учащихся, улучшению качества их знаний.

Поставленные нами задачи выполнены.

Во-первых, проанализирована психолого-педагогическая и научно-методическая литература по исследуемой проблеме.

Во-вторых, выявлена сущность межпредметных связей и психолого-педагогические основы их осуществления. В педагогической литературе существуют разные подходы в научном обосновании определения межпредметных связей, отражающего их сущность и функции в учебном процессе. Авторы многих трудов, статей и диссертаций стремятся глубже раскрыть сущность межпредметных связей и как можно полнее дать определение этим связям. Приведенные примеры классификации межпредметных свя¬зей показывают, что этот вопрос решается исследователями по-разному, в различных направлениях и что проблема межпред¬метных связей многогранна и разнохарактерна по своим функ¬циям. Психологической основой межпредметных связей является учение советского психолога Ю.А. Самарина об ассоциативном мышлении.

В-третьих, рассмотрена технология организации и проведения интегрированного урока. Процесс подготовки и прове¬дения интегрированного урока представляет собой структурированную систему, состоящую из следующих элементов-этапов: подготовительный, исполнительский, рефлексивный.

И, наконец, разработаны интегрированные уроки информатики и экономики, информатики и трудового обучения, информатики и русского языка.

Похожие работы на данную тему