Современные программы музыкального воспитания в общеобразовательной школе

Название работы: Современные программы музыкального воспитания в общеобразовательной школе

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

57 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение . 3 стр.

I. Теоретические основы музыкального воспитания

в общеобразовательной школе.

1.1. Развитие музыкального воспитания в истории

отечественной педагогики . 5 стр.

1.2. Цели и задачи музыкального воспитания в общеобра-

зовательной школе . 13 стр.

1.3. Традиционная программа музыкального воспитания

Д. Б. Кабалевского. 20 стр.

Выводы по I главе . 25 стр.

II. Современные подходы к музыкальному воспитанию

в общеобразовательной школе.

2.1. Программа под редакцией В. В. Алеева,

Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак. 26 стр.

2.2. Комплексное эстетическое воспитание в программе

под редакцией Н. А. Терентьева . 32 стр.

2.3. Программа Е. Д. Критской, Г. П. Сергеева,

Т. С. Шмагина.41 стр.

2.4. «Музыкальное искусство» В. О. Усачева,

Л. В Школяр, В.А. Школяр . 47 стр.

Выводы по II главе . 52 стр.

Заключение . 53 стр.

Литература . .55 стр.

Выдержка:

Введение:

Основная цель современного общего образования – воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Искусство».

В базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации образовательная область «Искусство» включает изобразительное и музыкальное искусство.

В настоящее время требования к образованию постоянно возрастают, поэтому меняются приоритеты в системе образования: появляются новые типы школ (массовая школа, гимназия, лицей, школа с углубленным изучением предметов искусства). Традиционные программы дополняются альтернативными авторскими программами.

В целях сохранения единого образовательного пространства на территории Российской Федерации разработан и утвержден приказом Минобразования России обязательный минимум содержания начального общего образования, где в числе других определено содержание образовательной области «Искусство». Современное художественное образование решает задачи воспитания художественно – образного познания мира и чувства единства с ним, формирует культуру чувств, гуманистического воспитания и духовно – нравственного развития, усвоение национальных и общечеловеческих ценностей культуры прошлого и настоящего.

В начальной школе музыкальное воспитание осуществляется на уроках музыки и во внеклассной музыкальной работе. На основе обязательного минимума разработаны примерные программы по музыкальному воспитанию.

Главной программой явилась программа, созданная под научным руководством Д. Б. Кабалевского. Она стала «фундаментом» для создания новых программ. К данной программе позднее была разработана программа для первого класса четырехлетней начальной школы, авторы И. В. Кадобнова, В. О. Усачева, Л. В. Школяр.

Авторы современных программ В. В. Алеев, Н. А. Терентьев, Е. Д. Критская, В. О. Усачев в основу своих программ положили главные идеи художественно – педагогической концепции Д. Б. Кабалевского.

В связи с вышеизложенным, нами определена тема исследования: «Современные программы музыкального воспитания в общеобразовательной школе».

Цель исследования: изучить современные программы музыкального воспитания в общеобразовательной школе.

Объект исследования: процесс музыкального воспитания детей в начальной школе на уроках музыки.

Предмет исследования: современные программы по музыке в начальной школе.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого – педагогическую, методическую литературу по данной проблеме.

2. Рассмотреть развитие музыкального воспитания в отечественной педагогике.

3. Определить цели и задачи музыкального воспитания.

4. Рассмотреть основные положения традиционной системы, разработанной под руководством Д. Б. Кабалевского.

5. Выявить особенности музыкальных программ В. В. Алеева, Н. А. Терентьева, Е. Д. Критской, В. О. Усачева в начальной школе.

Структура работы: состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения, списка литературы.

Глава 2:

Второе содержательное значение связано с раскрытием школьникам истоков музыкального искусства, широкого разнообразия форм его бытования. [40.137]

Третье содержательное значение можно определить как методическое и творческо – поисковое, когда школьники вводятся в музыкально – художественную деятельность с позиции композитора, исполнителя, слушателя.

Все эти три позиции решают задачу – продолжить естественное для детей седьмого года жизни существование в музыке. А это значит, что большую роль играют опыты детского творчества: сочинение мелодий к загадкам и пословицам, музицирование на детских музыкальных инструментах, разыгрывание песен, музыкальных игр и т. д.

На уроках дети развивают особенность голосом, игрой на музыкальных инструментах, движением воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека (диалектика выразительного и изобразительного в музыке). Учатся выявлять жанровое начало (песня, танец, марш), ориентироваться в многообразии музыкальных жанров (опера, балет, симфония и др.), различать характер музыки, ее динамические, регистровые, тембровые, метро – ритмические, интонационные особенности; осознанно применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности.

Идея второго года обучения выражается в формулировке «Как живет музыка?». Музыка предстает перед школьниками как живой организм: она рождается, имеет определенное строение, растет, развиваясь, видоизменяясь, вступает во взаимоотношения с жизнью и другими искусствами. Дети осознают, что музыка рождается из интонации и живет только в развитии и определенных формах. [40.141]

Дети на уроках учатся определять жанровые признаки музыкального произведения; характеризовать интонации по эмоционально – образному строю: лирические, драматические, трагические, комические и т. д.; называть формы музыки; определять автора и название произведения по характерным интонациям, напеть, продирижировать главные мелодии. [40.144]

Основная идея третьего года обучения: отражение истории и души народа в музыке России. Раскрытие идеи года начинается с уроков монографий, благодаря которым дети знакомятся с русской классической музыкой, с ее формами и жанрами. На уроках дети знакомятся с русским фольклором; с народным творчеством, с устными народными традициями. Знакомятся с великими русскими композиторами ( М. Глинка, Н. Римский – Корсаков, М. Мусоргский, П. Чайковский и др.) и их музыкальными произведениями. Учатся определять на слух народную музыку, сочиненную композиторами «в народном духе».

Основная идея четвертого класса – развернуть перед выпускниками начальной школы музыкальную картину мира, услышать в ней голос России и свой собственный голос. В рамках этой идеи исследуется взаимодействие русской музыки и музыки ближнего зарубежья с мировой культурой. Здесь две стороны проблемы: чему и как русская музыка «училась» у музыки других стран мира; чему и как она «учила» зарубежную музыку. Процесс взаимодействия прослеживается не только исторически и не только на уровне «совпадений» жанров и форм музыкальных культур России и остального мира. Акцент делается на интонационном своеобразии национальных культур зарубежных стран. Постепенно школьники делают вывод о там, что человечество едино и обращение одного народа к музыке другого народа обогащает музыку каждого особенными чертами.[50.149]

Четвертый класс – итог начальной школы. Обобщается вся проблематика – от родовых истоков музыкального искусства до познания основ музыкальной драматургии, реализуется способность к анализу сложного произведения как процессу мышления от содержания к форме.

Таким образом главная идея программы под редакцией В. О. Усачева самоценность музыкального искусства как человеческого творения, которая помогает ребенку познавать мир и самого себя в этом мире. В данной программе пение, игра на музыкальных инструментах, слушание, исполнение музыки в движении выступают не как виды музыкальной деятельности, а как формы приобщения к музыке. В качестве видов музыкальной деятельности выдвигаются деятельность исполнителя и деятельность слушателя. Особое место уделяется детскому творчеству.

Заключение:

Музыкальное воспитание является важной частью воспитания в целом. Играя существенную роль в жизни ребенка, оно способствует всестороннему, гармоничному развитию личности.

В школе музыкальное воспитание осуществляется на уроках музыки и внеклассных музыкальных занятиях, что позволяет передать детям ценный духовный опыт поколений.

Определенный вклад в развитие отечественной музыкальной педагогики внесли ученые Асафьев Б. В., Шацкая В. Н., Абдулин Э. Б., Гродзенская Н. Л., Миросницкий П. П., Кабалевский Д. Б. и др. Среди музыкально – психологических работ можно выделить работы Беляевой – Экземплярский С. Н., Теплова Б. М., Леонтьева А. Н., Костюка Г. С.

Историческое наследие теории и практики музыкального воспитания стало базой для реформирования структуры и содержания урока музыки. Современные поиски в данной области показали заинтересованность педагогов в новом взгляде.

В настоящее время требования к образованию постоянно возрастают: возникают потребности учителей в обновлении содержания и технологии преподавания музыки, происходит расширение возможностей музыкального развития учащихся, появляются разнообразные типы школ. В связи с этим традиционные программы дополняются альтернативными авторскими программами.

Композитор Д. Б. Кабалевский, вместе с небольшой группой педагогов, освоил новые пути в музыкальном воспитании школьников. Они разработали программу, цель которой: воспитание в учащихся музыкальной культуры, как части всей их духовной культуры. Программа явилась авангардной для современной музыкальной педагогики. Главные ее положения стали опорой для создания новых программ: Алеева В. В., Критской Е. Д., комплексного эстетического воспитания Терентьева Н. А., «Музыкального искусства» Усачева В. О.

Все программы отвечают требованиям обязательного минимума содержания начального общего образования. Но при этом, каждая программа имеет индивидуальные особенности.

Программа Алеева В. В. формирует основы духовно – нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре. В форме игры дети постигают смысл содержания урока. Авторы используют многократное повторение тем на разных этапах, в разных классах на более обогащенном смысловом уровне.

Комплексное эстетическое воспитание, под редакцией Терентьева Н. А, выстраивается во взаимодействии трех искусств: музыки, живописи, литературы. Стержневым видом является музыка. В основе программы лежат сквозные темы, которые лучше помогают учащимся изучить новый материал.

Программа Критской Е. Д. формирует целостное представление о многообразии видов искусства у детей, прививает интерес к музыкальным занятиям. Программа оснащена учебно – методическим комплектом, что делает урок более целесообразным.

Главная идея программы «Музыкальное искусство», под редакцией Усачева В. О., самоценность музыкального искусства как человеческого творения, которая помогает ребенку познавать мир и самого себя в этом мире.

Похожие работы на данную тему