Совершенствование финансирования бюджетных учреждений

Название работы: Совершенствование финансирования бюджетных учреждений

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Финансы, деньги, кредит

Страниц:

80 стр.

Год сдачи:

2007 г.

Содержание:

СОДЕРЖАНИЕ

Введение .3

1. Теоретические основы финансирования деятельности бюджетных организаций .5

1.1. Источники финансирования деятельности бюджетных организаций.5

1.2. Зарубежный опыт финансирования высшего образования .11

1.3. Порядок составления, утверждения смет доходов и расходов по средствам, полученным от предпринимательской и иной приносящей

доход деятельности .14

2. Исследование финансирования деятельности ВУЗа .21

2.1. Характеристика бюджетной организации ГОУ ВПО .21

2.2. Анализ финансового состояния.24

3. Новые источники обеспечения финансовой деятельности высшего образования .42

3.1. Оценка внебюджетной деятельности ГОУ ВПО .42

3.2. Совершенствование финансирования деятельности высшего

образования .49

Заключение .67

Список использованной литературы .70

Приложение .72

Выдержка:

Введение:

Высшие учебные заведения России находятся сегодня, как и все общество, в состоянии глубокого кризиса. Его коренная причина в том, что десятилетиями высшая школа была привязана к государству, к господствующей системе. Высшая школа была нацелена на воспроизводство антирыночной экономики, антидемократической системы, где нет свободного человека. Это порождало острейшие противоречия не только в деятельности вузов, но и в умах и душах преподавателей и студентов. В той или иной степени каждая кафедра, каждый работник высшей школы вынужден был решать их самостоятельно, в соответствии со своим мировоззрением и совестью. Конечно, особенно в последние годы, уже остро давали о себе знать такие проблемы, как отставание в учебных планах, “перекосы” в подготовке специалистов определенного профиля. Все более обострялись социальные проблемы работников высшей школы. Другими словами, запас прочности на данный период был крайне незначительным. Поэтому трудности, которые в период реформ неизбежны, оказались для системы высшего образования России особенно болезненными. Они привели к заметным потерям.

До сих пор мало какая страна в мире может соперничать с Россией по богатству интеллектуальных ресурсов, достижений науки и техники. Вклад России в мировую науку и культуру неоспорим. Россия обладает одной из самых мощных систем высшего образования в мире. В России около шестисот вузов, в которых учатся студенты по всем специальностям, сложившимся в мире.

Реформы в России придают сфере образования новое значение. Уже в ближайшее время страна будет испытывать огромную потребность в специалистах мирового уровня, будут нужны не только профессионалы, но и люди высокой культуры.

В современных условиях вузы хотя и медленно, но становятся другими. Постепенно многие из них обрастают сетью научно–коммерческих предприятий, которые призваны доводить идеи ученого до уровня интеллектуального товара. Вузы пока робко, но все–таки начинают занимать важную нишу по производству наукоемкой и уникальной продукции.

Вузы начали переход на гибкие системы обучения. Это тоже влияние реформ, важнейшее условие для подготовки современного специалиста. Вуз обязан в новых условиях предоставить студенту ту образовательную программу, которую он выбрал.

Вузы не могут жить в современных условиях без поддержки со стороны государства.

Сегодня из государственного бюджета удовлетворяются потребности учебных заведений в финансировании только на 30–40 процентов. Этих средств едва хватает на поддержание минимального уровня жизни преподавателей и студентов, ими лишь частично покрывается самое скудное обеспечение текущей деятельности вузов.

Глава 3:

Возможность внедрения практики кредитования студентов в основном зависит от желания государства организовать данный процесс, а именно от готовности его изыскать дополнительные средства в будущем для покрытия своих обязательств, а также предусмотреть налоговые льготы тем банкам, которые займутся организацией данного процесса.

Другим вариантом привлечения ресурсов вузами через использование кредитного процесса является предложение, выдвинутое в концепции реформирования системы профессионального образования. Оно заключается в создании Залогового Фонда имущества Министерства общего и профессионального образования как базу по привлечению кредитов на развитие образования отечественных и зарубежных инвесторов. Данное предложение имеет целью повысить эффективность коммерческого использования материальных фондов вузов с приданием средствам, получаемым от этого вида деятельности статуса “квазибюджетных”. Сравнивая проект организации кредитования студентов с последним предложением, я пришла к выводу, что предоставление студенческих ссуд, по ряду направлений, является более эффективным мероприятием. Во–первых, при организации кредитования студентов долгом является сумма, которую студенты уплачивают за возможность пользоваться социальной инфраструктурой вуза. Эта сумма не изменяется с течением времени, так как проценты по ней не начисляются (как отмечалось, предлагается гарантия ограниченная). Во-вторых, срок кредитования студентов достаточно длительный (5–20 лет), следовательно, на этот период времени происходит отсрочка платежа. Таким образом, лишь через данный период времени, при невыполнении студентом своих обязательств по студенческой ссуде, у государства может возникнуть необходимость погасить ссуду. Учитывая временную стоимость денег эффективность данного мероприятия не вызывает сомнений. Кроме того, можно предположить, что срок договора по кредитованию студентов может быть более длительным, чем по прямому кредитованию, предлагаемому в концепции. В-третьих, при кредитовании вузов под залог имущества основная проблема видится в величине процентов, начисляемых за пользование ссудой. Вузы как некоммерческие организации не смогут выплачивать рыночные проценты. В тоже время, при кредитовании студентов процентные платежи осуществляются заемщиками самостоятельно. В–четвертых, при некомпетентном подходе со стороны вуза к организации кредитного процесса может произойти “разбазаривание” имущества вузов.

Но предложение, связанное с получением кредита под залог имущества вузов, имеет право на существование. Вышеназванная деятельность вуза может дать положительные результаты лишь, в случае если проценты, взимаемые по ссуде будут значительно ниже рыночных. А это в свою очередь возможно, если коммерческие банки, участвующие в данном проекте получат налоговые льготы.

Заключение:

Высшие учебные заведения сегодня переживают тяжелые времена. Сокращение бюджетного финансирования, отток квалифицированных кадров, уменьшение научных исследований, жесткая финансовая зависимость от предприятий топливно-энергетического комплекса (электроэнергия, тепловая энергия, газ и т.д.) и многое другое. В существующем положении стоит реальная проблема выживаемости вузов в сложившихся экономических условиях, решение которой видится в направлении повышения гибкости управления хозяйственно-экономической деятельностью вузов, адаптации их к новым условиям экономических реалий.

Высшее образование в России находится под активным прессингом негативных процессов и тенденций, основную роль в которых играет интенсивное снижение бюджетного финансирования. В России эти проблемы усугубляются общей экономической ситуацией и реформой высшей школы. Тем не менее, накопленный зарубежными вузами опыт функционирования в рыночной среде можно и нужно использовать для рационализации хозяйственно-экономической деятельности вузов в новых экономических условиях.

Финансирование образования - одна из острейших проблем российской экономики. Она связана с недостаточными объемами средств, выделяемых для финансирования образования бюджетами различных уровней.

Трудности решения этой проблемы определяются действующей системой финансирования образования, т.е. принятым и реализуемым порядком распределения финансовых ресурсов, их прохождением, степенью свободы органов управления и образовательных учреждений в распоряжении ими, механизмами привлечения внебюджетных средств и другими факторами.

Таким образом, в данной дипломной работе рассмотрено состояние высшего образования в России, организация учебной деятельности в университете, анализ финансово–хозяйственной деятельности и основные направления повышения эффективности работы вуза.

Похожие работы на данную тему