Взаимоотношения предприятий с коммерческими банками АКБ «ПРОМСВЯЗЬБАНК»

Название работы: Взаимоотношения предприятий с коммерческими банками АКБ «ПРОМСВЯЗЬБАНК»

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Банковское дело

Страниц:

89 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КРЕДИТНЫХ ОПЕРАЦИЙ БАНКА 4

1.1. КЛАССИФИКАЦИЯ БАНКОВСКИХ КРЕДИТОВ 4

1.2. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ КРЕДИТОВАНИЯ 7

1.3. ПОНЯТИЕ И ОЦЕНКА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЗАЕМЩИКА 14

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ КРЕДИТОВАНИЯ В АКБ «ПРОМСВЯЗЬБАНК» 29

2.1. КРАТКАЯ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АКБ «ПРОМСВЯЗЬБАНК» 29

2.2. АНАЛИЗ КРЕДИТНЫХ ВЛОЖЕНИЙ АКБ «ПРОМСВЯЗЬБАНК» 36

2.3. ПРОЦЕСС И МЕТОДЫ КРЕДИТОВАНИЯ В АКБ «ПРОМСВЯЗЬБАНК» 39

2.4. ОЦЕНКА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЗАЕМЩИКА НА ПРИМЕРЕ ООО «ГЕДОМ-КРАСНОДАР» 64

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КРЕДИТОВАНИЯ В АКБ «ПРОМСВЯЗЬБАНК» 74

3.1. ЭЛЕКТРОННОЕ ВЕКСЕЛЬНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ 74

3.2. ЭКСПРЕСС-КРЕДИТОВАНИЕ 76

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 86

Выдержка:

Введение:

Организация финансово-кредитного обслуживания предприятий, организаций и населения, функционирование кредитной системы играют исключительно важную роль в развитии хозяйственных структур. От эффективности и бесперебойности функционирования кредитно-финансового механизма зависят не только своевременное получение средств отдельными хозяйственными единицами, но и темпы экономического развития страны в целом.

Обширная функциональная сфера деятельности банков - посредничество в кредите. Коммерческие банки выполняют роль посредников между хозяйственными единицами и секторами, накапливающими временно свободные денежные средства, и теми участниками экономического оборота, которые временно нуждаются в дополнительном капитале.

Проблемы организации кредитования получили широкое освещение в экономической литературе: Кумок С.И., Усоскин В.В., Едронова В.Н., Нуреев Р.М. и другие авторы подробно анализируют вопросы организации кредитования, технологию совершения отдельных операций. Вместе с тем, сложность проблемы обуславливает сохранение ряда дискуссионных моментов. Динамично меняющаяся экономическая ситуация, сдвиги в законодательном регулировании вызывают возникновение все новых аспектов, связанных с организацией кредитования в коммерческих банках.

Актуальность темы и необходимость дальнейшего изучения вопросов организации кредитования в коммерческих банках определили выбор темы дипломной работы.

Целью дипломной работы является комплексное исследование организации методов кредитования в коммерческих банках и выработка направлений по их совершенствованию.

Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:

 исследованы теоретические и методические вопросы организации кредитных операций в коммерческих банках;

 дана технико-экономическая характеристика АКБ «Промсвязьбанк»;

 проанализирована практика организации кредитования в АКБ «Промсвязьбанк»;

 дана оценка кредитоспособности заемщика на примере конкретного предприятия;

 сформулированы основные направления совершенствования методики кредитования в АКБ «Промсвязьбанк».

Предметом исследования послужила комплексная система организации кредитных операций.

Объектом исследования выступает Акционерный коммерческий банк «Промсвязьбанк».

Теоретической и методологической основой дипломной работы явились работы ведущих представителей отечественной экономической мысли и зарубежных авторов по вопросам осуществления кредитных операций коммерческих банков, законы РФ, нормативные и инструктивные документы ЦБ России, а также материалы периодической печати. В работе использовались методы количественного и качественного анализа, метод группировок.

Информационной базой в области организации кредитования в коммерческих банках послужили: законодательные и нормативные акты, регламентирующие кредитные операции коммерческих банков, первичная отчетность АКБ «Промсвязьбанк».

Глава 3:

Отвечая быстрому развитию современных информационных технологий, многие банки стараются улучшить обслуживание своих клиентов путём модернизации существующей автоматизированной банковской системы и внедрением новых услуг для своих клиентов. Большинство банков разработали и внедрили комплекс услуг в рамках технологии «Банк-Клиент», предоставляемых клиенту банка дистанционно. Такая технология предоставляет клиенту возможность дистанционного управления своим счётом с использованием современных электронных технологий, включая связь с банком через сеть Интернет. Клиент с использованием прямой модемной связи с банком или через Интернет направляет в банк свои документы, подписанные электронной подписью. Электронная подпись - это алгоритм, позволяющий снабдить любой файл уникальной дополнительной информацией.

При этом с электронной подписью связывают два алгоритма: алгоритм подписи и алгоритм проверки. Алгоритм подписи позволяет сформировать вспомогательный файл по содержанию. Алгоритм проверки позволяет проверить соответствует ли данный вспомогательный файл содержанию. При этом алгоритм проверки не является секретным и свободно распространяется, в то время как алгоритм подписи является секретным и достаточно сложным для воспроизведения даже при наличии образцов подписанных им документов.

Получив документы клиента, банк расшифровывает их, проверяет подпись и принимает документы к исполнению. Система «Банк-Клиент» поддерживает ряд документов клиента, среди которых платёжные поручения, заявление на перевод иностранной валюты, заявление на покупку иностранной валюты, заявление на продажу иностранной валюты, заявление на обязательную продажу валютной выручки. Однако, не все банковские услуги предоставляются посредством дистанционных технологий, многие банковские технологии находятся только на пороге информатизации. Не совершенство механизмов дистанционной авторизации клиентов, а также необходимость обеспечения высокого уровня безопасности дистанционных банковских операций замедляет процессы внедрения новых банковских услуг.

В большинстве банков широко используется такая форма кредитования как вексельное кредитование. Данная форма кредита позволяет предприятию получать ликвидный расчетный финансовый инструмент при сокращении процентных расходов более чем в 3 раза по сравнению с обычным кредитом.

Развертывание системы электронного вексельного кредитования предлагается на базе имеющихся в банках системах «Банк-Клиент». Кроме передачи платёжных поручений, заявлений на перевод иностранной валюты, заявлений на покупку иностранной валюты, данная система может быть пополнена еще как минимум одной: выдача векселей по запросу посредством сети Интернет или прямой модемной связи между банком и клиентом [28, с. 95].

Для того чтобы сформулировать правовые нормы, регулирующие использование электронных векселей, необходимо выделить особенности, отличающие их от бумажных документов. Основное отличие электронного документа заключается в отсутствии жесткой привязки к носителю. Точнее говоря, один и тот же электронный вексель может существовать на разных носителях, в частности, например, в виде файла.

Преимущества электронных векселей перед бумажными состоят в следующем:

 электронные векселя клиента в большей степени защищены от подделок и несанкционированного просмотра, чем бумажные, поскольку при надлежащем хранении секретных ключей практически невозможно подделать электронную подпись и вскрыть электронный шифр;

 более рационально расходуется время бухгалтерских работников, поскольку исключается необходимость посещения банка для передачи расчётных документов и получения оперативной информации о движении средств по счетам;

 возможность более оперативно распоряжаться векселями;

 исключается возможность утери или порчи векселя как бумажного документа.

В настоящее время, система вексельного кредитования проходит тестирование, однако в перспективе планируется создать web-интерфейс к услугам вексельного кредитования, из любой точки мира посредством только глобальной сети Интернет, т.к. на сегодняшний день эта система требует установки соответствующих программных продуктов на компьютер клиента.

Заключение:

Организация финансово-кредитного обслуживания предприятий, организаций и населения, функционирование кредитной системы играют исключительно важную роль в развитии хозяйственных структур. От эффективности и бесперебойности функционирования кредитно-финансового механизма зависят не только своевременное получение средств отдельными хозяйственными единицами, но и темпы экономического развития страны в целом. Обширная функциональная сфера деятельности банков - посредничество в кредите [35, с. 99].

Наиболее часто в экономической литера¬туре встречается классификация кредитов по следующим признакам: назначению (цели кредита); сфере использования; срокам пользования; обеспечению; способу выдачи и погашения; видам процентных ставок.

Большинство экономистов признают такие принципы банковско¬го кредитования, как целевое использование (целенаправленность), срочность, обеспеченность. В качестве дополнительных принципов кредитования выдвигают дифференцированность, платность, эффективность, опосредование кредитом платежного оборота и др.

Под методами кредитования обычно понимаются способы выдачи и погашения кредита в соответствии с принципами кредитования.

Отечественной банковской практикой были выработаны три метода кредитования: по остатку и по обороту, по совокупности материальных запасов и производственных затрат. В современной практике применяются два основных метода кредитования: целевая ссуда и кредитование расчетного счета по мере поступления платежных документов к нему в пределах открытого лимита кредитования ("овердрафт").

Процесс кредитования связан с действиями многообразных фак¬торов риска, способных привести к непогашению кредита и процен¬тов по нему. К факторам, зависящим от клиента, относятся характер кредитной сделки и кредитоспособность. Кредитоспособность — это оценка возможностей клиента для по¬лучения ссуды и его способности своевременно и в полном объеме погасить задолженность и проценты по ней банку.

Существуют различные способы оценки кре¬дитоспособности:

1) на основе финансовых коэффициентов;

2) на основе денежного потока;

3) на основе показателей делового риска.

При проведении анализа кредитных вложений банка изуча¬ются цели, объем и направления использования средств. В пер¬вую очередь определяется общая сумма кредитов, которая кон¬кретизируется по видам ссуд и по направлениям их предостав¬ления. Структура кредитных вложений определяется расчетом удель¬ного веса каждого вида ссуд в общем объеме кредитов. Анализ можно детализировать путем сопоставления суммы крат¬косрочных кредитов отдельным экономическим контрагентам и общей суммы краткосрочных ссуд. Аналогичный анализ прово¬дится и по долгосрочным ссудам.

Объектом исследования дипломной работы является Акционерный коммерческий банк «Промсвязьбанк».

Первоначально АКБ «Промсвязьбанк» создавался как отраслевой банк для крупнейших предприятий связи. Банк активно занимался расчетами, параллельно развивая программы кредитования, проектного финансирования, лизинговые схемы, региональные проекты, расширяя присутствие на финансовых рынках. В результате банк стал универсальным финансовым институтом, оказывающим многопрофильные банковские услуги.

За анализируемый период самый большой темп роста собственных средств наблюдался по состоянию на 01.07.2004 – 159,08% (или 1554006 тыс. руб.). Снижение стоимости собственных средств имело место лишь по состоянию на 01.01.2004 (к 01.10.2003) – на 19777 тыс. руб. (или на 0,75%) и на 01.01.2005 (к 01.10.2004) – на 110046 тыс. руб. (или на 0,52%).

В целом же на 01.01.2005 собственные средства увеличили свою стоимость (к 01.01.2001) на 3641267 тыс. руб. (или почти в 7 раз).

Самый большой темп роста остатков на клиентских счетах банка был по состоянию на 01.07.2002 – 172,62%, что в стоимостном выражении составляет 1812692 тыс. руб. Самый низкий темп роста был по состоянию на 01.04.2002 – 84,12%, т. е. снижение величины остатков на клиентских счетах банка составило 471244 тыс. руб.

В структуре доходов банка доля доходов по кредитным операциям снижается сначала на 7,8%, затем на 1,30%. Доля доходов по операциям с ценными бумагами сначала растет на 3,2% (с 10,2% в 2002 г. до 13,4% в 2003 г.), а затем снижается до 10,1% (на 3,3%). Величина доли комиссий, полученных от проведения операций с клиентами, в 2003 г. – возросла на 1,6% и составила 4,20%, а в 2004 г. - снизилась на 1,0%. Устойчивая тенденция роста имеет место лишь по доходам от проведения операций с иностранной валютой (на 5,1% в 2003 г. и еще на 17,1 в 2004 г.). Необходимо отметить, что удельный вес в структуре доходов последних составляет в 2003 г. более 50%. Удельный вес прочих доходов был менее 3%.

Похожие работы на данную тему