Понятие права собственности

Название работы: Понятие права собственности

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Правоохранительные органы

Страниц:

78 стр.

Год сдачи:

2004 г.

Содержание:

1. ПОНЯТИЕ ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ 1

1.1. ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ КАК САНКЦИОНИРОВАННЫЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ НОРМЫ 2

1.2. "ПОЛНОЕ" ЛИБЕРАЛЬНОЕ ПРАВО ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 7

1.3. ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ 15

1.4. ПРОБЛЕМА СПЕЦИФИКАЦИИ/РАЗМЫВАНИЯ ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ 19

2. ПОНЯТИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИХ ВЕЩНЫХ ПРАВ В ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ НАУКЕ 24

2.1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ВЕЩНЫХ ПРАВ 24

2.2. ВЕЩНО-ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ 30

3. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ 40

3.1. СОБСТВЕННОСТЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ И ЮРИДИЧЕСКОМ СМЫСЛЕ 40

3.2. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ 42

3.3. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ КАК ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА 45

4. ОСОБЕННОСТИ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО 47

4.1 СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ОСНОВАНИЙ И СПОСОБОВ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ 47

4.2 ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО 51

4.3. ПРОИЗВОДНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО 55

4.4. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ ГРАЖДАН НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ 59

ДЕЛА О ПРАВЕ СОБСТВЕННОСТИ 69

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78

Выдержка:

Введение:

Право собственности -- одно из фундаментальных понятий экономической и социальной теории. К раскрытию его смысла можно попытаться подойти как бы с двух сторон -- "извне" и "изнутри". Анализ может вестись либо на макро-уровне (уровне всего общества), либо на микроуровне (уровне индивидуально-го поведения). В первом случае предметом обсуждения становится режим соб-ственности как целостная система, во втором - отдельные права как составные элементы этой системы.

Среди множества существующих определений прав собственности, навер-ное, два выражают их смысл точнее всего. С точки зрения выполняемой соци-альной функции права собственности предстают как определенные "правила игры", регулирующие взаимоотношения между людьми по поводу ограничен-ных (редких) ресурсов, а с точки зрения их внутреннего содержания -- как "пучки правомочий", имеющиеся у каждого агента. И то, и другое нуждается, конечно, в дальнейшей конкретизации.

Глава 4:

Всеобщая Декларация прав человека в ст.17 закрепила основополагающее право каждого человека владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими. До перехода РФ к рыночным отношениям данное право могло быть реализовано в нашем обществе в весьма ограниченном виде, ибо экономиче-скую основу советского строя составляла государственная собственность на орудия и средства производства. Что касается граждан, то они могли удовле-творять свои материальные и культурные потребности за счет личной собст-венности, которая была производной от социалистической собственности. Ис-точником ее образования являлась трудовая деятельность и трудовые доходы, получаемые гражданами в сфере социалистического производства. Личная соб-ственность имела строго потребительское назначение и не могла быть исполь-зована для частнопредпринимательской деятельности и извлечения нетрудовых доходов. Такое ограниченное предназначение личной собственности находило отражение и в круге ее объектов. Он был весьма узок и ограничивался имуще-ством, предназначенным для удовлетворения материальных и культурных по-требностей граждан, а также обладанием некоторыми мелкими средствами производства, используемыми для работы в домашнем хозяйстве. Земля, другие природные объекты (недра, воды, леса) могли принадлежать на праве собст-венности только государству. Право государственной собственности на землю носило исключительный характер, что означало ее неотчуждаемость в собст-венность другим субъектам и исключение земли из гражданского оборота. Дей-ствия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной соб-ственности на землю, признавались недействительными и влекли за собой юридическую ответственность.

Становление и развитие рыночной экономики потребовало кардинальных изменений и раскрепощения не только отношений собственности в целом, но и глубокого реформирования правового регулирования отношений частной соб-ственности граждан. Это нашло отражение в системе гражданского законода-тельства и подзаконных нормативных актах, закрепивших основные направле-ния и принципы развития права частной собственности граждан в условиях функционирования рынка, источников образования, резкого расширения круга объектов, включая право собственности и иные вещные права на землю.

Вместе с тем начатая в 90-х годах в нашей стране земельная и связанная с ней аграрная реформы привели к необходимости разработки самостоятельной нормативно-правовой базы, в которой нашли отражение происходящие измене-ния социальных и экономических отношений в агропромышленном комплексе, стратегия аграрных и земельных преобразований на селе. В основу программы земельных преобразований положена концепция изменения земельных отно-шений с целью перераспределения земли и формирования многообразия форм собственности на землю и средства производства, закрепления земельных уча-стков в частную собственность граждан и их объединений, развития земельного рынка с учетом целевого использования земель, создания условий для равно-правного функционирования различных форм хозяйствования на земле.

Начало земельной реформе в нашей стране было положено еще в рамках Союза ССР в связи с принятием Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о земле от 28 февраля 1990 г.1 Данный акт не сыграл существенной роли в развитии земельных отношений ввиду его внутренней противоречивости и недостаточной проработки ключевых вопросов. Кроме того, историей было отпущено весьма непродолжительное время для его действия; в связи с распа-дом Союза ССР он утратил юридическую силу и стал юридическим памятни-ком.

Основы не разрешили кардинального вопроса, связанного с установлением права частной собственности на землю, но они, по мнению одного из разработ-чиков, закрепили фундамент для радикальных преобразований земельного строя.

Похожие работы на данную тему