Избирательное право и избирательная система Российской Федерации

Название работы: Избирательное право и избирательная система Российской Федерации

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Гражданское право

Страниц:

67 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ВЫБОРЫ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 5

1.1 Основные положения системы выборов 5

1.2 Избирательное законодательство в системе конституционного права 15

ГЛАВА 2. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22

2.1 Источники избирательного права Российской Федерации 22

2.2 Развитие российского избирательного законодательства 26

2.3 Новейшие проблемы 52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65

БИБЛИОГРАФИЯ 67

Выдержка:

Введение:

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в условиях становления и развития в России демократического правового государства народовластие, которое в советский период было одним из формальных институтов государства, ныне превратилось в реальную конституционную основу всей российской государственности, механизм ее реформирования и дальнейшего развития. От решения избирателей, определяющих путем выборов конкретный состав представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также партийную принадлежность и связанный с ней дальнейший политический курс выборных органов федерального, регионального и местных уровней, в значительной степени зависит общее направление движения страны на обозримый период.

Целью дипломной работы является анализ современного состояния избирательной системы и определение существующих недостатков в действующей избирательной системе Российской Федерации. Избирательная система России не очень удачна (ее предлагают изменить и парламентарии, и Президент Российской Федерации, и представители средств массовой информации, выражающие общественное мнение).

Особое значение имеет совершенствование выборов в одну из палат парламента — Государственную Думу (другая палата — Совет Федерации — состоит из представителей субъектов Федерации), хотя свои недостатки имеет порядок выборов и в субъектах Федерации (эти выборы регулируются законами субъектов), и на муниципальном уровне.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Определить, какое место занимают выборы в системе государственной власти.

2. Определить основные понятия и виды избирательных систем.

3. Определить место избирательного законодательства в системе избирательного права.

4. Дать понятие действующим источникам избирательного права в Российской Федерации.

5. Рассмотреть историю развития избирательного права в Российской Федерации.

6. Дать понятие избирательной федеральной системы и определить ее соотношение с избирательным законодательством субъектов Российской Федерации.

Эмпирическую базу исследования составили действующие нормативные и законодательные акты, Конституция Российской Федерации, учебники и учебные пособия, научно-исследовательские статьи современных авторов, а также новейшие разработки отечественных и зарубежных исследователей, занятых вопросами оптимизации избирательного законодательства.

Практическая значимость дипломной работы заключается в разработке рекомендаций по введению в законодательство пунктов, оптимизирующих избирательное законодательство Российской Федерации, а также определение эффективности данных нововведений.

Структурно дипломная работа состоит из введения, первой главы, которая состоит из трех параграфов, второй части, которая включает в себя четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы.

Глава 2:

Этап регистрации кандидатов, федеральных списков кандидатов избирательных объединений и блоков при проведении выборов в Государственную Думу в 1999 г. высветил ряд изъянов избирательного законодательства и практики его применения, повлекших за собой нарушения избирательных прав граждан. При этом нарушалось как пассивное избирательное право кандидатов, исключенных из избирательного процесса решением избирательных комиссий на основании неполноты или существенной недостоверности представленных ими сведений, так и активное избирательное право их потенциальных избирателей.

Принимая в этих случаях окончательное решение об исключении кандидата из федерального списка или об отказе в регистрации кандидату-одномандатнику, избирательные комиссии в большинстве случаев превышали свои полномочия, придав своей регистрационной функции контрольный характер, а отказу в регистрации по названным основаниям – характер санкции за несовершенное правонарушение. Этому в значительной мере способствовали дефекты самого закона о выборах депутатов, в котором некорректно решена фундаментальная правовая проблема соотношения вины и ответственности.

Данное обстоятельство проявилось, в первую очередь, в том, что, перечисляя в ч. 6 ст. 47 Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы основания для отказа в регистрации кандидата, федерального списка кандидатов, законодатель дал общим перечнем две принципиально разные группы таких оснований. Первая включает в себя нарушения закона (т.е. все то, что в законе охарактеризовано словом "нарушение"), а вторая группа охватывает все иные основания для отказа, которые законодатель не счел возможным охарактеризовать как нарушения. При этом к первой группе относятся: существенное нарушение порядка сбора подписей, существенное нарушение порядка создания избирательного фонда и нарушение запрета на занятие участниками избирательного процесса благотворительной деятельностью в ходе выборов, а "также иные основания, предусмотренные законом" (п.п. "а", "д", "е" ст. 47 Федерального закона). В этих случаях избирательная комиссия выступает не только как регистрирующий, но и как контролирующий орган, который применяет конституционно-правовые санкции к нарушителям закона в виде запрета на дальнейшее участие в выборах. Поэтому отказ в регистрации, вынесенный в качестве санкции за соответствующие правонарушения, носит окончательный характер (если, конечно, не будет отменен решением суда).1

Отказ же в регистрации по всем другим основаниям - это не санкция за правонарушение, поскольку здесь нет никакого правонарушения (т.е. нет деяния, причиняющего вред обществу). Поэтому такой отказ по смыслу закона не исключает возможности повторных представлений тем же самым избирательным объединением или кандидатом документов на регистрацию. Перечисленные в п.п. "б", "в", "г" ст. 47 Федерального закона положения (отсутствие либо ненадлежащее оформление документов, недостаточное количество представленных достоверных подписей избирателей, существенная недостоверность представленных сведений) не квалифицируются в качестве правонарушений. Применительно к этим случаям закон не проводит различий между фальсификацией сведений и обычной недостоверностью, вызванной простой ошибкой. Если же у избирательной комиссии возникает подозрение в фальсификации сведений, то она вправе обратиться в прокуратуру, предоставив правоохранительным органам возможность разобраться в данном вопросе. Сама же избирательная комиссия, следуя принципу презумпции невиновности, должна всякую недостоверность рассматривать как ошибку.

Заключение:

В отличие от многих зарубежных конституций, Конституция России не содержит специальной главы об избирательном праве (избирательной системе). Тем не менее, общие принципы избирательного права прямо или косвенно декларируются в ряде статей и глав конституции.

Статья 32 устанавливает право граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Эта же статья Конституции специально оговаривает возможность лишения избирательных прав определенной категории граждан.

Статья 60 фиксирует общее правило, согласно которому гражданин может самостоятельно осуществлять свои права и обязанности с 18 лет. Фактически эта статья предоставляет гражданину право избирать (активное избирательное право) при достижении возраста 18 лет.

Этот же возраст открывает дорогу к участию в референдуме.

Статья 81 провозглашает всеобщее, прямое избирательное право, при тайном голосовании. Но только при выборах Президента РФ.

Статья 81 и статья 96 устанавливают срок полномочий Президента и Государственной Думы РФ, что влечет за собой периодичность проведения выборов.

Статьи 81 и 97 вводят избирательные цензы: возрастные для президента РФ и депутатов Госдумы РФ. Статья 97 запрещает депутатам Госдумы некоторые виды служебной деятельности. Статья 81 вводит для Президента РФ ценз осёдлости. Он обязан постоянно проживать в России не менее 10 лет. Заметим, что термин "постоянно проживать" недостаточно четкий. Отдельные элементы избирательной системы России изложены также в статьях 84, 96, 109.

Основные принципы государственного устройства и вытекающие из них требования к концепции избирательной системы России провозглашены в статье 3, главы I Конституции Российской Федерации. Статья 3 торжественно провозглашает:

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

Суммируя все вышеперечисленные базовые избирательные законы и статьи конституции, посвященные выборам и избирательному праву, можно сделать вывод, что выборы в России должны проводиться свободно и добровольно, на основе всеобщего, равного, прямого волеизъявления граждан, при тайном голосовании. Важным преимуществом прямых выборов по сравнению с косвенными и многостепенными (многоступенчатыми) является то, что все выборные органы власти непосредственно выбираются народом. Тем самым создается возможность постоянной связи этих выборных органов с избирателями и осуществляется постоянный контроль за их работой.

Похожие работы на данную тему