Развитие законодательства о налоге на доходы физических лиц

Название работы: Развитие законодательства о налоге на доходы физических лиц

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Налоги

Страниц:

57 стр.

Год сдачи:

2003 г.

Содержание:

Введение 3

Глава I. Юридическая конструкция налога на доходы физических лиц 5

1.1 Основные элементы налога на доходы физических лиц 5

1.2 Дополнительные элементы налога на доходы физических лиц 11

Глава II. Законодательное регулирование налога на доходы физических лиц с 1992 года по 2000 год 17

2.1 Изменения в порядке исчисления и удержания подоходного налога 17

2.2 Динамика поступлений подоходного налога в 1992-2000 годах 25

2.3 Практика и дефекты юридической техники законотворчества 28

Глава III. Особенности законодательного регулирования налога на доходы физических лиц с 2000 по 2003 год 34

3.1 Установление ставок налога с 01 января 2000 года 34

3.2 Способы уплаты налога и представление отчетности 36

3.3 Изменения после вступления в силу части II Налогового кодекса РФ 39

3.4 Различия в обязанностях налогоплательщиков и налоговых агентов 44

3.5 Основные преимущества нового законодательства о налогообложении доходов физических лиц 49

Заключение 51

Литература 57

Выдержка:

Введение:

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из важнейших условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Этим и определяется задача нахождения рационально организованного и эффективного налогообложения.

В контексте этого преобразования в современной России закономерно обусловили реформирование системы налогов. Реформы 1991 –1992 годов учитывали, что на пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны были ограничивать стихийность негативных рыночных процессов, воздействовать на формирование оптимальной производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.

Как показывает практика, сформированная тринадцать лет назад система налогообложения не столь эффективна, как этого хотелось бы. Правовое регулирование и формирование налоговой системы происходит и в настоящий момент, и, как нам кажется, даже более интенсивно, чем в первые годы экономических реформ. Демонстрацией стабилизации налогового законодательства, перехода налоговой системы в правовое русло, является принятие частей I и II Налогового Кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Одной из основных экономических составляющих, формирующих доходную часть государственного бюджета, как известно, является налог на доходы физических лиц.

На представленной нами ниже диаграмме хорошо видно, что налог на доходы физических лиц является существенной частью государственной казны.

НДС – 22,4 %;

Налог на прибыль – 19,1 %;

Другие налоги и сборы – 17,4 %;

Акцизы – 15,1 %;

Налог на доходы физических лиц – 14,7 %;

Глава 3:

Таким образом, недоимка и пеня в соответствии со ст. 46 НК РФ взыскиваются с налогового агента в бесспорном порядке, а штраф – в судебном порядке, предусмотренном ст. 104 НК РФ.

Следует отметить, что НК РФ отнес к налоговой ответственности только взыскание штрафа. Что касается взыскания суммы налога, то законодатель квалифицировал его как средство, применяемое государством для исполнения обязанности по уплате налога. Уплата же пеней в соответствии с НК РФ является одним из способов обеспечения исполнения налоговых обязательств и не относится к числу мер ответственности за их нарушение, а ее исчисление и уплата (взыскание) призваны компенсировать потери государства от недополучения сумм налогов, подлежавших удержанию у источников выплаты. Вместе с тем, способ ее взыскания, аналогичный способу взыскания неудержанного налога, а также общий принцип исчисления, независимо от реальных потерь государства, позволяет судить о пени как о санкции и наказании за неисполнение норм налогового права.

Если налоговый агент не удержал налог и не перечислил его в бюджет, складывается иная ситуация, связанная с тем, что обязанностью налогового агента является перечисление налога, удержанного у налогоплательщика, а не уплата налога за счет собственных средств. Соответственно, в рассматриваемом случае налоговые органы не могут взыскать в принудительном порядке с налогового агента неуплаченные им суммы налога.

Аналогичный вывод был сделан в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 мая 2001 г. по делу № А26-2046/00-02-02/103. Суть дела состояла в следующем.

Организация при выплате доходов иностранному лицу не удержала и не уплатила в бюджет соответствующую сумму налога на прибыль. Налоговая инспекция посчитала, что в этом случае сумма налога, не удержанная с иностранного юридического лица, подлежит взысканию с источника выплаты дохода, то есть с налогового агента.

Однако суд признал действия налогового органа противоречащими законодательству, поскольку согласно ст. 8 НК РФ суть налога – изъятие части имущества, принадлежащего налогоплательщику, а не третьим лицам. Соответственно, если налоговый агент не удержал и не перечислил налог из дохода налогоплательщика, то неисполненной считается обязанность по уплате налога налогоплательщиком (а не налоговым агентом).

Исходя из изложенного становится явно, что если налоговый агент не удержал налог и не перечислил его в бюджет, то и взыскать его нельзя.

В то же время, в силу ст. 123 НК РФ, с налогового агента может быть взыскан штраф за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию с налогоплательщика, в размере 20 %. Такая позиция высказан Пленумом ВАС РФ в п. 44 Постановления от 28 февраля 2001 г. № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ», который постановил, что взыскание штрафа за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога налоговым агентом производится независимо от того, была ли соответствующая сумма удержана последним у налогоплательщика. Смысл данного указания состоит в том, что ответственность может быть применена не только в случае, когда налоговый агент при фактической выплате дохода налогоплательщику удержал из его средств налог, не перечислив его в бюджет, но и в том случае, когда он по каким-то причинам не удержал налог из выплаченного налогоплательщику дохода, хотя такая возможность и обязанность у него была.

Заключение:

В России на протяжении XIX в. в основном прямым налогом была подушная подать. Лишь в 1916 г. был принят указ императора России о введении как такового подоходного налога. Однако события 1917 г. не позволили данному указу вступить в действие.

В советские времена этот налог действовал по следующим принципам:

- платили все и со всех доходов;

- налоговую базу исчисляли ежемесячно, кроме кустарей, ремесленников и лиц, занимающихся частной практикой, так как у них она исчислялась за календарный год;

- ставки были прогрессивными, но по каждой социальной группе: рабочие, служащие и совместители; работники свободных профессий (писатели, артисты, художники и т. д.); кустари, ремесленники и служители религиозных культов. Максимальный размер ставок составлял соответственно 13, 60, 90 %. Льготы также были установлены по социальному признаку.

Новый этап в истории рассматриваемого налога начался в связи с переходом России на рыночные отношения. Верховный Совет РСФСР принял 7 декабря 1991 г. за № 1998-1 Закон «О подоходном налоге с физических лиц». Были установлены единая шкала прогрессивных ставок с совокупного годового дохода, перечень не облагаемых налогом доходов, вычеты из этого дохода по социальным группам и уменьшение налогооблагаемой базы на расходы, связанные со строительством или приобретением жилья, предпринимательской деятельностью и благотворительностью. К февралю 2000 г. в этот Закон 21 раз были внесены изменения и дополнения, в том числе шкала ставок налога изменялась 9 раз и всегда была прогрессивной. В каждой шкале максимальная ставка определялась в размерах 60, 45, 40, 35, 30 %.

Такова история. А теперь несколько слов о будущем.

Похожие работы на данную тему