Основы профориентации. Проведение исследования

Название работы: Основы профориентации. Проведение исследования

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

68 стр.

Год сдачи:

2004 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 5

1.1. ПРОЦЕСС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ 5

1.2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ВИДЫ 18

1.3. КОМПЛЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 25

2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 68

Выдержка:

Введение:

Дипломная работа посвящена исследованию профориентации.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

В ведении представлены цель и задачи работы, указаны объект и предмет исследования и выдвигается гипотеза экспериментальной работы.

Первая глава написана на основе проведения теоретического анализа на-учных трудов отечественных и зарубежных психологов. Первая глава посвяще-на проблеме теоретического исследования профессиональной направленности личности.

Во второй главе исследовалось место профессионально важных качеств в структуре профессиональной направленности личности. Здесь же речь идет об экспериментальной работе, представляются методики, ход экспериментального исследования и его результаты. В конце главы сделаны выводы, полученные из результатов исследования и представлены рекомендации.

Завершает работу заключение, список литературы и приложения, которые включают в себя графическое представление результатов и сводные таблицы.

Актуальность выбранной нами темы заключается в том, что при выборе профессиональной деятельности не учитывается тот комплекс психологических феноменов, который определяет успешность профессиональной деятельности, формирование устойчивой профессиональной направленности. Необходим ин-дивидуальный подход, а так же максимальное использование всего арсенала профориентационных возможностей процесса, создание и внедрение техноло-гий, ориентированных не только на повышение уровня знаний, но и на развитие профессионального самоопределения, т. е. деятельностно - смыслового единст-ва специалистов.

Актуальность проблемы усиливается когда речь касается вопросов пси-хологической адаптации в новых социально-экономических условиях и новых системах образования (психологической, профориентационной), а также изуче-ние личностных процессов, связанных с проблемой формирования профессио-нального самоопределения. К числу таких проблем относится и психологиче-ское изучение процесса формирования и развития профессиональной направ-ленности личности на том этапе профессионального самоопределения.

Объект исследования: профессиональная деятельности.

Предмет исследования: личностно-мотивационные детерминанты про-фессиональной деятельности.

Глава 2:

Природа индивидуальных особенностей человека двояка. Такие индивиду-альные особенности, как интересы, склонности характеризуются непостоян-ством, колебаниями, изменчивостью. Поэтому и учитывать их нужно с впол-не определенной целью - стимулировать их развитие.

Есть и другой тип индивидуальных особенностей. Они довольно устойчивы. Изменить их практически нельзя, но невозможно и не обращать на них вни-мания, ибо их влияние ощутимо в деятельности, в поведении, во взаимоот-ношениях с окружающими. К таким особенностям относятся черты, связан-ные с индивидуальными проявлениями основных свойств нервной системы. Постоянство индивидуального поведения в определенных ситуациях – пер-вый признак того, что в основе его лежат природные свойства нервной сис-темы.

Среди природных индивидуально-типологических свойств наиболее изучены в настоящее время сила-слабость ( то есть степень выносливости, работоспо-собности нервной системы, ее устойчивость к различного рода помехам) и подвижность-инертность (то есть скорость смены и скорость протекания процессов возбуждения и торможения).

Сила нервной системы обеспечивает эмоциональную, психологическую ус-тойчивость человека к воздействию сверхсильных раздражителей и тем са-мым повышает надежность в экстремальных ситуациях. Обычно в сложной обстановке лицам с сильной нервной системой легче сохранить самооблада-ние, они способны принять правильное решение в условиях дефицита време-ни, не растеряться. В ряде профессий это необходимо для обеспечения без-аварийной работы всей системы "человек - машина". Профессий, в которых возможно возникновение сложных, опасных для жизни ситуаций, не так уж много (летчики-испытатели, космонавты, шахтеры, авиадиспетчеры, саперы, хирурги, пожарные, спасатели), но цена ошибки в них зачастую может обер-нуться слишком дорого.

Таким образом, при выборе профессии обязательно должно учитываться свойство силы - слабости нервной системы. "Слабым" не рекомендуется вы-бирать профессии, в которых реально возможно возникновение аварийных, экстремальных, опасных для жизни ситуаций. Поэтому при проведении профконсультации могут быть внесены ограничения на выбор определенного круга профессий для лиц со слабой нервной системой.

Высокие скоростные показатели выполнения разных видов деятельности обеспечиваются такой особенностью нервной системы, как подвижность и лабильность (высокий темп, быстрая переключаемость с одного вида работы на другой, скорость, хорошее распределение внимания между разными вида-ми деятельности). Противоположными качествами обладают люди с инерт-ными нервными процессами. Для них характерны медлительность, нетороп-ливость, обстоятельность как при выполнении любой деятельности, так и в движениях, речи, выражении чувств.

Заключение:

Итак, в трех группах детских представлений о необходимом им педагоге отчетливо выражены три функции педагога в современной школе: обучающая (причем, не просто учение, а учение с увлечением!), воспитывающая и функция психолого-педагогической поддержки. Причем, «дефицитарными» на сего-дняшний день в школах являются две наиболее важные для личностно-профессионального самоопределения старших подростков функции педагога: воспитание и психолого-педагогическая поддержка.

Думается, задача школьных психологов (вместе с родителями и педагога-ми) - помочь старшекласснику отнестись к себе, как человеку, способному осознанно выбирать себя и сферу приложения своих сил, способному отвечать за себя, уверенно жить и действовать не только в мире формул и компьютерных программ, но и в непростой реальности. Ведь социальный заказ вытекает не из деклараций и документов, а из реальных действий государства по отношению к своим гражданам. Эти реальные действия всем нам хорошо известны: государ-ство отказалось от патерналистской позиции. Оно больше не отвечает за жизнь человека. Остались в прошлом гарантии права на труд и отдых, на бесплатное высшее образование и достойную старость. Сами условия бытия настоятельно требуют, обязывают каждого россиянина стать хозяином своей жизни и ее творцом. А значит надо, как советовал в послеоктябрьский период великий рус-ский философ С.Франк, «искать мужества и веры в самих себе». Вот в этом мы можем и должны помочь старшеклассникам: найти точку опоры в себе, муже-ство жить, веру в себя, познать себя и свои возможности, научиться разбирать-ся в мире профессий, соотносить свои «хочу» и «могу» с рынком труда и нау-читься быть профессионалами. Ибо только профессионализм гарантирует неза-висимость и материальный достаток.

Похожие работы на данную тему