Педагогический артистизм

Название работы: Педагогический артистизм

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

63 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АРТИСТИЗМА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Общие и различные стороны профессий артиста и педагога

1.2 Артистизм педагога в учебном процессе

1.3 Театрализация как система личностного развития учащегося

ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ И ОВЛАДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ АРТИСТИЗМОМ

2.1 Способы применения педагогического артистизма в педагогической деятельности

2.2 Способы овладения педагогическим артистизмом

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Выдержка:

Введение:

Актуальность темы. Сегодняшнюю школу не может удовлетворить учитель, работающий только “от сих до сих”, не несущий в себе совокупность многогранных качеств творческой личности. Современные тенденции развития образования, возросшие профессиональные требования к личности учителя усилили потребность в формировании творческой индивидуальности педагога, реализации его творческих способностей, развитии индивидуального стиля деятельности. Профессионально важными качествами личности учителя становятся такие, как способность ярко и убедительно выражать чувства и отношения, умело сочетать в своем мышлении и поведении образное и логическое для приобщения ребенка к богатствам культуры. Одно из значительных мест в наборе этих качеств играет и такое индивидуальное начало, как педагогический артистизм.

Педагогический арстистизм как проявление богатой палитры отношенческих реакций на явления окружающего мира, способность яркой эмоционально-образной перекодировки информации в нужном для урока направлении является качеством, имеющим сегодня реальное право быть включенным в профессиограмму соверменного педагога. [ 2; с.5 ]

В педагогической литературе достаточно давно разрабатывается проблема соотнесения деятельности учителя, актера и режиссера (в той или иной степени ее затрагивали А.А. Леонтьев, Н.В. Кузьмина, Ф.Н. Гоноболин, А.В. Мудрик и другие). Видные деятели театральной педагогики, актеры, режессеры, драматурги К.С.Станиславский, М.А.Чехов, Е.Б.Вахтангов, М.О.Кнебель, Б.Брехт, Б.Шоу и многие другие в своих трудах предложили интересные подходы, способствующие формированию человека-творца. Свой вклад в понимание роли и значения элементов театрального мастерства в деятельности учителя внесли Ю.П.Азаров, В.М.Букатов, П.М.Ершов, А.П.Ершова, И.А.Зязюн, Ю.Л.Львова, В.А.Кан-Калик, В.Ф.Моргун, Е.А.Ямбург и др. Действительно, в сценическом и педагогическом творчестве много общего, особенно в эмоционально – коммуникативной сфере, связанной с воздействием учителя на детей. Учитель ведь по существу разрабатывает «драматургию» педагогического действия урока, а это предполагает режиссерское видение того или иного образовательного или воспитательного сюжета. Педагог при этом, безусловно, должен обладать некоторыми артистическими способностями, ибо он выступает как активный «транслятор» знаний, воспитательных идей, воздействий.

Глава 2:

Значит, надо уметь выделять то или иное из всего окружающего, но массу остального чувствовать. Это не так просто. Оказывается, нужен тренинг внимания, несмотря на то, что нет ни одной минуты в жизни человека, чтобы внимание его не было привлечено ка¬ким-либо объектом. Учение Станиславского о непрерывной линии внимания прямо обращено к учителю — на уроке утешай, ласкай, поддерживай, смейся, шути, импро¬визируй, но главную линию не прерывай! Иначе нет урока.

У каждого свое средство, но главное, что ученик чувствует не формальное отно¬шение, а искреннюю заинтересованность. Нет на это времени на уроке? Пусть после урока, но чтобы диалог состоялся.

Кто виноват в том, что детей не затра¬гивает искусство художников? Конечно, мы, учителя. Почему? Потому что с одина¬ковой задачей входим в класс к ним и с таблицей прилагательных, и с репродукци¬ей Репина. С одинаковым качеством вни¬мания. Разве можно картину художника рассматривать с формальным вниманием? А ведь часто бывает именно так! Надо все сделать, чтобы детей охватило творческое внимание. Но для этого надо суметь самому им заразиться.

Формальные вопросы: Что изображено на картине? Какого цвета больше? Кто главный герой картины? Какое время года? и т. д. Формальный вопрос — формальный ответ. А может, лучше бы было подключить фантазию, ведь дети так любят фантазиро¬вать, а это уже творчество, уже согретое, чувственное внимание:

1. Какое настроение передает художник?

2. Сочините все, что могло, было до этого момента? Почему именно так вам кажется? Что могло бы быть после? и т. п.

Получается соавторство, художник ста¬новится ближе и понятнее. Яснее его труд¬ности и удача. И ведь при гаком внимании тоже выходим и на изображение, цвет, композицию, только уже не формально. Особенно часто на уроках может возникать вдруг ситуация, когда дети смеются — иногда беспочвенно. Что делать? Чем боль¬ше приказывать себе или учащихся, тем смех еще более усилится. Средство един¬ственно верное — это сосредоточить вни¬мание на любом объекте, не имеющем отношения к смеху. Смех прекратится сам по себе.

Заключение:

Современные тенденции развития образования, возросшие профессиональные требования к личности учителя усилили потребность в формировании творческой индивидуальности педагога, реализации его творческих способностей, развитии индивидуального стиля деятельности. Поэтому одним из актуальных вопросов и явился вопрос о формировании такого качества личности педагога как артистизм. Для более наглядного представления этого качества мы в нашем исследовании попытались сравнить и выявить наиболее общие и различные стороны двух творческих профессий – педагога и артиста.

Профессии артиста и педагога характеризуются коммуникативностью, общностью процессуальных характеристик – они действуют публично и в паре с партнерами. Объект их воздействия является одновременно и субъектом, сотворцом. Деятельность обоих регламентирована во времени, к обоим предъявляются особые требования – стабильность творческой формы; оперативность в управлении своим самочувствием; динамичность эмоционально-волевых процессов; развитое воображение; выразительная внешность. Наиболее сближает учителя и артиста стадия общения, взаимодействия, которая является основой движущей силой и педагогического, и театрального творчества.

В своей работе мы раскрыли несколько вопросов о применении педагогического артистизма, в том числе и в учебном процессе, на уроках. Мы заметили, что для эффективного осуществления приемов артистизма учителю необходимо владеть некоторыми умениями. Например держать паузу. Войдя в класс и оказавшись в поле зрения десятков глаз, учитель не начинает сразу свою речь, а делает небольшую «психологическую» паузу. В эти секунды класс привыкает к появлению учителя, к новому образу перед собой, формируется первое впечатление; педагог стремится установить зрительный контакт с классом, который под воздействием взгляда учителя успокаивается, настраивается на рабочий лад.

Добиваясь высокой информативности, учитель использует зрительные и логические смысловые фиксаторы, находит правильное соотношение между темпом и информационной плотностью текста, темп сочетает с ритмом (темпоритм), информационную плотность варьирует с учетом физического состояния и настроя учеников.

Так же современный учитель должен учитывать психологические аспекты урока, постоянно подвергать испытанию степень развития учащегося, его память внимание, волю, собранность, усидчивость. Учет интересов, способностей, темп мышления, подготовки, отношения к учащимся, склада характера учащихся каждого класса является основным условием творческого урока, который благодаря этому неизбежно варьируется и сохраняет свежесть.

Человеку, чтобы выжить и состояться как личности, необходимо быстро ориентироваться в череде событий, уметь выходить из них и вовлекаться в их течение, уметь самому создать событие. Все это на самом деле очень не просто воплотить на занятиях. Приходится постоянно держать два плана: содержание программы и метод преподавания. Но в современной педагогической ситуации, наверное, иначе нельзя. Ребенок, как и взрослый, нуждается в живом, чувствующем, удивляющемся, страдающем и радующемся собеседнике, иначе контакт с ним никогда не будет в полном смысле диалогичен. Иначе и знание о культуре, которое мы передаем, будет ребенку неинтересно.

Похожие работы на данную тему