Взаимосвязь показателей конфликтности и самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Название работы: Взаимосвязь показателей конфликтности и самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

73 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение.3

Глава I. Теоретические аспекты проблемы конфликтности и самооценки в пси-хологии.6

1.1. Понятие самооценки, ее виды.6

1.2. Психологические особенности самооценки дошкольника.15

1.3. Психологические проблемы конфликтности человека.21

1.4. Общая характеристика конфликтности дошкольника.35

Глава II. Экспериментальное изучение влияние самооценки на уровень кон-фликтности в старшем дошкольном возрасте.50

2.1. Описание методов исследования.50

2.2. Результаты констатирующего эксперимента.55

Заключение.65

Библиография.67

Приложение.73

Выдержка:

Введение:

Изучение отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным, прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребенка со сверстниками может выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития. Именно поэтому информация об особенностях развития детской личности в трудных, неблагоприятных условиях на том этапе ее генезиса, когда начинают закладываться основные стереотипы поведения, психологические основы важ-нейших отношений личности к окружающему миру, к себе самому, уточнение знаний о причинах, природе, логике развития конфликтных отношений и воз-можных способах своевременной диагностики приобретает первостепенное значение.

Необходимость ранней диагностики нарушений общения со сверстника-ми вызвана тем существенным обстоятельством, что в каждой группе дошколь-ного образовательного учреждения есть дети, отношения которых со сверстни-ками значительно искажены, и само их неблагополучие в группе имеет устой-чивый, протяженный во времени характер. Следовательно, диагностика сим-птомов конфликтных отношений, неблагополучия, эмоционального диском-форта ребенка среди сверстников приобретают столь огромное значение. Не-знание их, делает малоэффективными все попытки изучения и построения пол-ноценных детских отношений, а также препятствует осуществлению индивиду-ального подхода к формированию личности ребенка.

Уровни конфликтности личности определяет специфика ее самооценки, которая складывается в течение всей жизни, но, однако наиболее интенсивное ее формирование приходится на дошкольное детство. Если вспомнить учение о кризисах развития Э. Эриксона и Л.С. Выготского, то можно предположить, что сензитивной фазой формирования самооценки, является как раз период кризи-са, когда вскрываются основные противоречия между новыми возможностями и потребностями ребенка и старой системой отношений со взрослыми. В зави-симости от принципиального разрешения этого противоречия и закладывается либо адекватная, либо неадекватная самооценка в двух различных формах, впо-следствии с трудом поддающаяся коррекции и изменениям. Любые нарушения адекватности в системе самооценок лежат в основе внутренних противоречий и, как следствие этого внутренних и внешних конфликтов.

Глава 2:

Дошкольники, набравшие наибольшее количество баллов в группе пре-пятственно доминантных ответов, характеризуется конфликтностью, неуме-нием обойти возникшие препятствия, фиксацией на нем. Неумение решать сложные ситуации мешает таким детям и в общении со сверстниками, которые редко признают их лидерство. Отсюда и агрессия, драки, желание привлечь к себе внимание и занять лидирующее положение, вызвав страх, если невозмож-но завоевать любовь или уважение. Однако нарушение правил, конфликтность и мстительность характерны и для интрапунитивных детей, набравших наи-большее количество баллов в этой строке. Это связанно с тем, что такие дети не могут хорошо адаптироваться в сложных ситуациях, их постоянное напряжение как раз и вызывает агрессию, зависть к другим, более удачливым сверстникам.

Для детей, набравших наибольшее количество баллов в графе «эгодоми-нантные ответы», характерны нарушения в структуре личности. При этом экс-трапунитивные и интрапунитивные дети существенно отличаются друг от дру-га. Экстрапунитивные – демонстративны, конфликтны, с неадекватно завышен-ной самооценкой и высокими притязаниями. Интрапунитивные дети с такой направленностью, наоборот, имеют заниженную самооценку, их с трудом мож-но уговорить сделать даже то, что они хорошо умеют, особенно при других. Им очень важна поддержка и поощрение любых достижений.

Самые «благополучные дети» дети, у которых преобладает необходимо упорствующий тип ответов. Они хорошо социализированы, умеют постоять за себя и наладить отношения в любой группе.

Заключение:

На основе проведенного нами исследования можно сделать вывод, что нам удалось реализовать все поставленные задачи.

1. В теоретической части исследования при анализе психолого-педагогической литературы, мы пришли к выводу о том, что не существует еди-ного общепринятого определения понятия "конфликт". Каждый автор дает свою трактовку данному понятию. Мы в своем исследовании придерживаемся опре-деления, взятого из краткого психологического словаря А.В. Петровского, Н.Г. Ярошевского. Конфликт – это столкновение противоположно направлен-ных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в меж-личностных взаимодействиях и взаимоотношениях индивидов, групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.

В основе любого конфликта всегда лежит некоторая ситуация, которая со-держит противоречие либо в позициях сторон по какому-либо вопросу, либо в несовпадении целей или средств их достижения, либо в несовпадении потребно-стей людей, их интересов и желаний.

Детские конфликты в старшем дошкольном возрасте – это не просто нега-тивные явления в детской жизни. Опыт первых отношений со сверстниками яв-ляется тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношений человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда этот опыт складывается удач-но. У многих детей уже в дошкольном возрасте складывается и закрепляется не-гативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдален-ные последствия.

Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их – важная задача педагогов и психологов и от ее решения будет зависеть полноценное развитие детей.

Похожие работы на данную тему