Статус младших школьников в коллективе сверстников в зависимости от уровня тревожности

Название работы: Статус младших школьников в коллективе сверстников в зависимости от уровня тревожности

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

75 стр.

Год сдачи:

2004 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ, ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ОЦЕНКУ РЕБЕНКОМ СЕБЯ И СВОИХ СВЕРСТНИКОВ И ЕГО СТАТУСНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В ГРУППЕ 5

ТРЕВОЖНОСТЬ, КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ 5

ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 9

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 17

САМООЦЕНКА. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 24

ВЛИЯНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ НА САМООЦЕНКУ РЕБЕНКА И СТАТУСНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕБЕНКА В ГРУППЕ 30

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ НА СТАТУС РЕБЕНКА В ГРУППЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 34

ЦЕЛЬ, ГИПОТЕЗА, ЗАДАЧИ, ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 34

§ 2 ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ. 35

§ 3 ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 59

§ 4 СТАТУСНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ УРОВНЯМИ ТРЕВОЖНОСТИ 66

ВЫВОДЫ 68

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 71

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73

ЛИТЕРАТУРА 75

Выдержка:

Введение:

Необходимость активизации интеллектуальных ресурсов на¬шего общества является одним из важнейших условий пре¬одоления переживаемого в настоящее время кризиса. В част-нос¬ти, она предполагает решение проблемы развития соци-ального интеллекта, под которым подразумевается устойчи-вая способ¬ность человека понимать других людей и самого себя, свои вза¬имоотношения с окружающими, а также прогно-зировать межличностные события. Лишь на этой основе воз-можно усиление творческой активности личности, возраста-ние ее требовательности и критичности по отношению к себе и к своей деятельности, сознательное управление своим по-ведением, пре¬вращение человека из объекта воспитательных воздействий в подлинного субъекта воспитания. Развитая способность челове¬ка не только к познанию внешнего мира, но и к самоосознанию считается неотъемлемой чертой, при-сущей подлинно интелли¬гентному человеку.

Современное научное знание демонстрирует всевозрастаю¬щий интерес к проблеме самосознания личности. Этот инте-рес отражается в научных исследованиях, где данная про-блема за¬нимает центральное положение и анализируется в психологическом и во многих других аспектах.

Надежной основой для исследования самосознания личнос¬ти на уровне психологического анализа является понимание со¬знания как двуединой ориентации человека в окружающем мире и в самом себе. Исходя из такого понимания, самосоз-нание мож¬но определить как сознание, объектом которого является сам субъект. В результате человек приобретает способность к оценке своего знания, нравственного облика, интересов, идеалов и мо¬тивов поведения, к целостной оцен-ке себя.

Становление самосознания, без которого невозможно фор-мирование личности, - сложный и длительный процесс, ха-рактеризующий психическое развитие в целом. Оно протекает под непосредственным воздействием со стороны окружающих, в первую очередь взрослых, воспитывающих ребенка. Без знания особенностей самосознания детей трудно верно реа-гировать на их поступки, выбрать соответствующее порица-ние или поощрение, целенаправленно руководить воспитани-ем.

Основная часть:

Исследуя рисунки некоторых детей, можно увидеть наибо-лее яркое проявление тревожности. Например, рассмотрим рисунок Андрея К. Прежде всего надо сказать, что ребенок при рисовании вел себя неспокойно, прикрывал рисунок ру-кой. На рисунке видна сильная линия нажима карандаша на бумагу. В рисунке человека, Андрей сильно выделил тулови-ще: оно слишком крупное, что говорит о наличии неудовле-творенных, остроосознаваемых ребенком потребностей; туло-вище сильно затушевано, что говорит о присутствии тревоги у ребенка. Руки слишком крупные, т.е. у ребенка сильная потребность к лучшей приспособляемости в социальных отно-шениях с чувством неадекватности и склонностью к импуль-сивному поведению. Одновременно фигура человека изображе-на как бы на ветру, что говорит о потребности этого ре-бенка в любви, привязанности, теплоте. В нарисованном до-ме отсутствует дверь, т.е. можно сказать, что ребенок ис-пытывает трудности при стремлении раскрыться перед други-ми, есть трудности в общении с детьми, может быть из-за повышенного уровня тревожности. При зарисовке дерева изо-бразил только ствол и ветки. Ветки нарисованы в разные стороны - это поиск самоутверждения, контактов, суетли-вость, чувствительность к окружающему.

Рисунок Леши К. показывает наличие у ребенка тревоги, эмоциональной зависимости, чувство дискомфорта и скован-ности, недостаток веры в себя, т.к. все три рисунка очень маленькие и изображены в самом низу листа. Линии рисунка неуверенные, выделение некоторых деталей рисунка говорит о возможном существовании тревожности. А также изменчивый нажим может говорить об эмоциональной нестабильности. Во время рисования ребенок просил помощи, переспрашивал, что надо рисовать. Изображение человека: руки человека корот-кие, отсутствуют кисти, что свидетельствует о сниженной практике общения ребенка. Потребность в общении не удов-летворяется. У ребенка возможно отсутствие стремления к общению и проявление чувства неадекватности. Рисунок де-рева: ветки нарисованы вверх, одной линией, т.е. возможно ребенок старается избегать неприятностей реальности, при-украшивание реальности. Рассмотрим рисунок дома - опять таки отсутствие двери, что говорит о замкнутости ребенка, возникающие трудности в общении.

По социометрическим исследованиям Леша К. получил только один выбор, нет взаимных выборов. Мальчик имеет неблагоприятный статус в системе взаимоотношений в груп-пе.

Изучая рисунок Александра К. я увидела следующие осо-бенности: сильная линия нажима карандаша при рисовании, неуверенная линия рисунка, в рисунке человека выделил но-ги используя сильную штриховку, а также прорисовка глаз - признаки тревожности. Видны элементы агрессии, т.е. изо-бражение кистей рук в виде кулаков. Изображены непропор-ционально длинные ноги - возможно у мальчика сильная по-требность в независимости и стремление к ней.

В рисунке дерева можно сказать о таких особенностях: ствол изображен двумя линиями с нажимом, что говорит о решительности и активности ребенка. Веток нет. Круглая крона говорит о эмоциональности ребенка. В рисунке дома отсутствует дверь, но ребенок пририсовал лестницу, это может говорить о том, что ребенок чувствует недостаток в общении, хотя сам тянется к общению и взаимодействию с другими детьми.

Анализируя рисунок Оли Ж., также видим некоторые про-явления тревожности - очень сильный нажим на карандаш при рисовании. В изображении человека: очень сильно затушева-ла волосы, что можно связать с тревогой, руки у человека очень длинные с невыраженными кистями, что говорит о стремлении и потребности девочки к самостоятельности, ав-тономности. Руки изображены близко к телу, что может го-ворить о существующем напряжении. Также в изображении че-ловека есть некоторые элементы демонстративности. В изо-бражении дерева: круглая крона - показывает эмоциональ-ность ребенка.

Заключение:

В процессе проведенного исследования влияния эмоцио-нальной тревожности на статусное положение детей в группе можно сказать, что моя гипотеза подтвердилась, так как по полученным результатам мы видим, что чем выше уровень тревожности, тем больший процент детей имеет неблагопри-ятный статус в группе, особенно это характерно для детей с высоким уровнем тревожности: в неблагоприятную статус-ную категорию попали все дети с таким уровнем тревожно-сти.

Тревожные дети могут не пользоваться всеобщим призна-нием в группе, но и не оказываются в изоляции, они чаще входят в число наименее популярных, так как очень часто такие дети крайне неуверенные в себе, замкнутые, малооб-щительные, или наоборот, слишком общительные, назойливые. Причиной непопулярности иногда является их безынициатив-ность из-за неуверенности в себе, поэтому эти дети скорее не могут быть лидерами в межличностных взаимоотношениях. Результатом безынициативности тревожных детей является и то, что у других детей появляется стремление доминировать над ними, что ведет к снижению эмоционального фона тре-вожного ребенка, к тенденции избегать общения, возникают внутренние конфликты, связанные со сферой общения, усили-вается неуверенность в себе. В то же время, в результате отсутствия благоприятных взаимоотношений со сверстниками появляется состояние напряженности и тревожности, которые и создают либо чувство неполноценности и подавленности, либо агрессивности. Ребенок с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, отчужденным. Это плохо в обоих случаях, так как может способствовать формирова-нию отрицательного отношения к детям, людям вообще, мсти-тельность, враждебность, стремление к уединению.

Похожие работы на данную тему