Особенности коррекционной работы по устранению нарушений звукопроизношения у детей с легкой формой дизартрии

Название работы: Особенности коррекционной работы по устранению нарушений звукопроизношения у детей с легкой формой дизартрии

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

56 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

Введение 3

1. Понятие дизартрии 5

2. Задачи, содержание и методика исследования 13

3. Коррекционно-педагогическая работа 34

4. Консультативно-методическая работа с родителями и педагогами ребенка 49

Заключение 53

Список литературы 55

Приложение 56

Выдержка:

Введение:

Дизартрия непосредственно изучается в рамках логопедии, но имеет очень сложный системокомплекс, в основе которого лежит социально-психологический фактор. Именно поэтому актуальным во все времена являют-ся вопросы изучения психологии детей с нарушениями речи, особенно с точки зрения специфики их коммуникации и личностных свойств, взаимовлияющих на тяжесть дефекта с одной стороны, и на их социальную адаптацию с другой стороны.

Чем более противоречивым является отношение к ребенку, тем более на-пряженной и неустойчивой будет его внутренняя позиция, что приводит к пе-ренапряжению нервных процессов и невротическому срыву под влиянием даже незначительных добавочных психотравм.

В настоящее время дизартрия представляет собой одну из острых проблем логопедии, которой занимаются Власова Н.А., Рау Ч.Ф., Селиверстов В.И., Че-велева Н.А., Миронова С.А., Андронова Л.З., Некрасова Ю.Б., Шкловский В.М., Белякова Л.И., Дьякова Е.А., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. и другие. Исследователи в этой области разрабатывают экспериментально-психологические методики. С их помощью выявляются различные стороны взаимодействия детей с нарушения речи в процессе общения, учитывая эмо-циональный, когнитивный и поведенческий факторы. Это и указывает на акту-альность выбранной нами темы.

Целью работы является исследование коррекционной логопедической ра-боты, ее влияние на развитие дизартрии.

Объектом - являются дети с легкой формой дизартрии разного возраста.

Предметом нашей работы являются методы обследования детей с дизарт-рией.

Для подтверждения цели мы выдвинули следующие задачи:

1.Проанализировать литературные данные по проблематике выбранной темы исследования, акцентируя внимание на традиционных подходах к диаг-ностике детей с легкой формой дизартрии.

2. Исследовать детей с дизартрией по следующим направлениям:

— отбор практических материалов, свидетельствующих о коррекционной работе с детьми с легкой формой дизартрии;

Глава 4:

Обязательность названой формы логопедической работы объясняется не-обходимостью воздействия на окружающую микросреду ребенка с наруше-ниями речи.

Целью этой работы является обеспечение благоприятных условий для ле-чебно-педагогического воздействия на ребенка с нарушением речи, создание правильного отношения к нему дома и в школе, в коллективе сверстников и в общении со взрослыми, организация его вне логопедических занятий, добросо-вестное и обязательное выполнение заданий и указаний логопеда.

Ближайшими помощниками логопеда в создании необходимых условий для ребенка являются его родители (прежде всего) и педагоги школы. Для того, чтобы сделать своих помощников достаточно грамотными и активными в ле-чебно-педагогической работе, логопед должен предусмотреть и проводить с ними консультативно-методическую работу.

В процессе занятий с ребенком логопед должен дать его родителям необ-ходимый минимум знаний о дизартрии. Это мы сделаем в виде цикла бесед:

— о сущности и природе дизартрии;

— об особенностях ее проявления, методах устранения;

— о значении и направленности речевых занятий;

— о роли родителей и учителей в лечебно-педагогическом процессе;

— об особенностях домашнего режима;

— о необходимом отношении окружающих к ребенку с дизартрией;

— о домашнем режиме ребенка с дизартрией.

Организация цикла общих бесед для родителей, дети которых посещают логопедические занятия, не исключает индивидуальных консультаций логопе-да для родителей.

Помимо бесед, необходимо чтобы родители присутствовали на логопеди-ческих занятиях, чтобы практически ознакомить их с принципами подхода к преодолению дизартрии, с приемами по предупреждению и устранению рече-вых нарушений. Присутствие родителей на логопедических занятиях может быть пассивным (вначале) и активным (впоследствии), когда они от пассивного участия переходят к частичному участию в этой работе: под контролем логопе-да задают вопросы детям, дают отдельные задания, делают замечания и ис-правляют речь детей на занятии.

Такая консультативно-методическая подготовка родителей создает воз-можность активного и правильного участия их в закреплении навыков пра-вильной речи и поведения детей в их повседневных бытовых и учебных усло-виях.

Заключение:

Дизартрия - один из дефектов речи. А значение речи для человека неизме-римо велико. Без речи нет общения, друзей и знаний. Дизартрия препятствует получению любимой профессии и устройству личной жизни. Она меняет ха-рактер, формирует пассивность, ранимость и неуверенность. Кто же лечит диз-артрию? Раньше существовал только один специалист — логопед. В больницах и районных поликлиниках запись к нему была за месяц вперед. Но полного из-лечения добиться удавалось исключительно редко.

Сегодня времена изменились. Дизартрию стали успешно лечить психоло-ги, психиатры. Современная наука больше не идет по пути разделения, а ком-пилирует знания, накопленные отдельными дисциплинами. Каждый специа-лист воздействует на различные области человеческой психики. Логопед вос-станавливает структуру речи, психолог закрепляет ее, защищает от возможно-сти «срыва», психиатр контролирует общее состояние пациента. В совместных усилиях — залог успеха.

В нашей работе мы попытались выявить, как можно повлиять на течение дизартрии.

Прежде, чем засучив рукава, браться за дело, нужно помнить одно важное правило — не родитель или учитель должны обратиться за помощью к психо-логу, а ребенок сам должен захотеть вылечить дизартрию, внутренне подгото-виться, мобилизовать силы на борьбу с болезнью. Сколько бы вы ни старались, но без этого маленького условия ваши усилия будут напрасными. На основе сложившегося опыта можно заключить, что излечение дизартрии только на 30% зависит от квалификации специалиста и на 70% – от желания пациента.

Правда, ребенок не всегда осознает всю серьезность собственных проблем. Такое бывает, когда он слишком мал (2–6 лет). Ребенок еще не жалуется на страх, но уже испытывает дискомфорт, капризничает, беспокойно спит. В по-добных случаях не следует акцентировать его внимание на трудностях речи. В противном случае ребенка можно запугать.

Изучив научную, психолого-педагогическую и медицинскую литературу по данному вопросу, мы сделали вывод, что в настоящее время дизартрия представляет собой одну из острых проблем логопедии, так как течение ее и влияние на окружающей микросреды является недостаточно изученным фак-тором.

Похожие работы на данную тему