Становление гражданства в Российской Федерации

Название работы: Становление гражданства в Российской Федерации

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Гражданское право

Страниц:

68 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ.3

1. РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.8

1.1 Сущность и понятия гражданства как правового института.8

1.2 Развитие законодательства о гражданстве.19

2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ГРАЖДАНСТВА

В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.26

2.1 Сущностные характеристики Закона РФ «О гражданстве РФ»

от 28 ноября 1991г. с изменениями и дополнениями к нему.26

2.2 Действующий закон РФ «О гражданстве РФ» от 31 мая 2002г.47

2.3 Изменения и дополнения к закону РФ «О гражданстве РФ»

от 31 мая 2002г.61

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.64

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.68

Выдержка:

Введение:

В Конституции Российской Федерации кроме заключенных в ней институ-тов – Конституционного строя, федеративного устройства государства, систе-мы государственной власти и системы местного самоуправления, немаловаж-ное место занимает институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности. По Конституции Российской Федерации: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и зашита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Основы правового статуса человека и гражданина отражают, прежде всего, взаимоотношения го-сударства и личности, и это включает в себя принадлежность к гражданству и регулирование отношений по поводу него. Гражданство является тем необхо-димым условием, которое является обязательным для того, чтобы человек по-лучил те или иные права, свободы и мог исполнять обязанности, признаваемые за гражданином, кроме того, от государства гражданин так же имеет право тре-бовать создания благоприятных условий для жизни, защиту и покровительство гражданам Российской Федерации, находящимися за её пределами.

В части первой статьи 6 Конституции закреплен принцип единого граж-данства. Это связано прежде всего с тем, что законодательство республик, входящих в состав Российской Федерации, устанавливает гражданство данных субъектов Федерации. Единство гражданства означает следующие: граждане России, постоянно проживающие на территории республики, являются одно-временно и гражданами этой республики. В соответствии с Законом о граж-данстве Российской Федерации прекращение гражданства Российской Феде-рации влечет за собой и прекращение гражданства республики в ее составе.

Конституцией провозглашается принцип равного гражданства независи-мо от оснований его приобретения. В законодательстве ряда зарубежных стран наблюдается иная картина: там введены определенные ограничения в приоб-ретении гражданства в зависимости от оснований приобретения. Россия идет по более демократическому пути. Она не ставит различий в правах граждан в зависимости от того, как и когда оно было приобретено.

Глава 2:

Разобраться во всех этих локальных особенностях обыкновенному челове-ку практически невозможно. Кроме того, вполне можно предположить, что чи-новники, занимающиеся оформлением гражданства, станут руководствоваться исключительно законом, а не этими договорами, о которых закон умалчивает.

Новый закон вызвал неоднозначные оценки политиков, юристов, полито-логов, журналистов, высказанные как в научной литературе, так и в средствах массовой информации. Это не удивительно. Институт гражданства может быть отнесен к одному из наиболее чувствительных, чрезвычайно показательных и емких критериев истинного отношения государства к своим гражданам как личностям, чьи права и свободы являются в соответствии со ст.2 Конституции РФ высшей ценностью. Институт гражданства показывает, действительно ли признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина воспри-нимаются государством как обязанность, как приоритетная программа своих действий. Если исходить из конституционных положений, то это, несомненно, так. Однако не всегда даже законодательные формулировки соответствуют провозглашенным конституцией положениям.

Противоречивость и непоследовательность некоторых положений нового закона свидетельствуют о незавершенности процесса оптимизации многих его содержательных характеристик. Весьма показательны в этом отношении те из-менения, которые внесены новым законом в уже сложившееся понятие граж-данства.

Новый закон «О гражданстве РФ» сохранил устоявшиеся принципы, ут-вержденные законом 1991 года, но вместе с тем установил и закрепил новые нормы института гражданства.

Новый Закон «О Гражданстве РФ» практически сохранил определение гражданства как устойчивую правовую связь лица с Российской Федерацией, а, следовательно, и следующие случаи сохранения гражданства:

а) за лицами, проживающими за пределами РФ, – ни само по себе прожи-вание, ни его длительность не прекращают гражданства РФ;

б) заключение или расторжение брака гражданина РФ с лицом, не принад-лежащим к гражданству РФ, не влечет за собой изменения гражданства;

в) изменение гражданства одного из супругов не влечет изменения граж-данства другого супруга;

Заключение:

Институт гражданства выполняет двойную юридическую функцию, явля-ясь средством и способом защиты интересов гражданства.

Конституционно-правовой институт основ статуса личности отражает су-щественные исходные начала, определяющие положения человека в обществе и гражданстве, принципы их взаимоотношения. Отсюда мы и выводим граждан-ство как один из элементов правового статуса личности.

Известно, что идея гражданства тесно связана с идеями равенства и народ-ного суверенитета. Не случайно в главе I Конституции РФ закреплены вопросы, посвященные основам конституционного строя. Этим законодатель подчерки-вает идею единого и равного гражданства, независимо от основания его приоб-ретения.

Новый Закон «О гражданстве Российской Федерации» является сущест-венным вкладом в развитие российского законодательства о гражданстве. Его введение обусловлено тем, что закон 1991 года не в полной мере учитывал «особенности развития» страны, произошедшие после 91-го и приведшие к возникновению новых независимых государств с гражданами бывшего Совет-ского Союза.

Основное внимание закон уделяет регламентации принципов гражданства. Исходная посылка здесь такова: принципы гражданства и правила, регулирую-щие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положе-ний, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, на-циональной, языковой или религиозной принадлежности. В таком многонацио-нальном и многоконфессиональном государстве как Россия, этот подход пред-ставляется объективно оправданным и жизненно необходимым. Следует при-знать, что в законе сохранена преемственность многих выдержавших проверку временем принципов гражданства. Это принципы единого и равного граждан-ства; сохранения своего гражданства гражданами Российской Федерации, про-живающими за пределами нашего государства; невозможности лишения граж-данина Российской Федерации гражданства или права изменить его; невозмож-ности выдачи гражданина России иностранному государству; предоставления государственной защиты и покровительства российским гражданам, находя-щимся за рубежом. С учетом негативной практики советского периода в законе закреплено, что гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации. Наше государство будет благожелательно от-носиться и даже поощрять приобретение российского гражданства проживаю-щими на территории России лицами без гражданства. Вместе с тем, новый за-кон отказался от ряда важных положений, закрепленных в Законе РФ 1991 г. В частности, раньше признавалось, что если гражданин Российской Федерации постоянно проживает на территории республики в составе Российской Федера-ции, то он одновременно является и гражданином этой республики. Сейчас в законе вообще нет упоминания о гражданах республик в составе Российской Федерации. Если о суверенитете республик как одной из характеристик их го-сударственности высказываются различные точки зрения, то о наличии у рес-публик гражданства дискуссий нет - это общепризнанный и непременный ат-рибут любого государства. Независимо от того, какими политическими моти-вами руководствовались депутаты нашего парламента, умалчивая о гражданст-ве республик в составе Российской Федерации, очевидно, что этот вопрос та-ким образом нельзя снять с повестки дня, и он еще ждет своего законодатель-ного оформления.

Похожие работы на данную тему